Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры

Статья посвящена вопросам использования здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры.

Аннотация статьи
учебный процесс
здоровьесберегающие технологии
здоровье
физическая культура
Ключевые слова

В современном обществе присутствует проблема, касающаяся здоровья детей, тем самым, приобретает глобальный характер. В настоящее время, данный предмет обсуждения будет являться первым по актуальности среди большого количества других проблем обучения и воспитания школьников и студентов.

По статистике, в Российской Федерации, 35 % детей, идущих в школу, уже имеют хронические врожденные заболевания. А в период обучения, здоровье учащихся будет подвергаться ещё большему количеству стрессов. Происходит нарушение зрения, застой опорно-двигательного аппарата из-за нехватки движения, а также у детей и подростков появляются проблемы с пищеварительной системой. Поэтому проблема сбережения здоровья детей требует долгих усилий со стороны специалистов, в число которых будет входить преподаватель физической культуры. Он должен со школьных времён воспитывать в детях мысль о том, что нужно вести здоровый образ жизни и всегда оставаться в движении.

Педагогические подходы к проблеме здоровья стоит рассматривать на основе принципов физической культуры, их системности, используя социально-психологические, психофизиологические характеристики личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно поэтому реализация сбережения здоровья будет заключаться в необходимости использования специальных технологий образования, которые будут являться систематическими и грамотными.

Преподаватель физической культуры должен правильно организовать урок, дать возможность школьникам или студентам использовать полученные умения вне учебного времени и дальнейшей жизни. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, снизится утомляемость детей, произойдет увеличение двигательного режима учащихся.

Здоровьесберегающие технологии будут являться совокупностью приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и студентов. Цель здоровьесберегающих технологий направлена на сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьникам и студентам возможность сохранения здоровья в нелёгкий период обучения, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Задачи здоровьесберегающих технологий представляют собой:

  1. Сбережение и укрепление здоровья учащихся;
  2. Формирование ценности их здоровья;
  3. Выбор комфортных для себя образовательных технологий, которые устранят перегрузки и сохранят здоровье школьников и студентов.

Условиями здоровьесбережения будут являться:

  1. Выполнение санитарных правил и норм;
  2. Соблюдение этапов урока;
  3. Использование методов групповой и индивидуальной работы;

На занятиях, не относящихся к физической культуре, обязательно должны присутствовать оздоровительные моменты, например, физкультминутка, гимнастика для глаз, массаж активных точек, дабы сохранять здоровье учащихся на протяжении всего учебного процесса. Преподаватель является примером для школьников и студентов, тем самым, помогает сформировать личность, повысить уровень коммуникации и открыть в учащихся творческие способности, что также поможет школьникам и студентам сохранять своё здоровье.

Занятия физической культуры обладают своими особенностями, обусловленными возрастными возможностями школьников и студентов. Они содержат специальные учебные программы, делают урок оздоровительным и образовательным одновременно, сочетают как групповой вид работы, так и индивидуальный, обеспечивают безопасность к получению травмы и постоянно контролируются преподавателем в течение всего занятия. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. Важно правильно распределять нагрузку, использовать аэробные упражнения для тренировки выносливости, быстроты, поднятия тонуса и анаэробные для развития силы, гибкости. Начало занятия должно сопровождаться разминочными упражнениями, чтобы подготовить организм.

Каждое занятие физической культуры включает в себя такие части, как: подготовительную, основную и заключительную. Последовательность этих частей отражает закономерность изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем, достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части занятия.

Здоровьесберегающее занятие строится на принципах:

  1. Двигательной активности учащихся, то есть проводится как в учебное время, так и в свободное;
  2. Оздоровительного режима, который позволяет школьникам и студентам укреплять своё здоровье, выполняя различные упражнения;
  3. Учета индивидуальных особенностей и способностей, которые, в дальнейшем, помогут учащемуся, а не навредят.

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры будет обеспечивать тренирующий эффект, к которому организм школьника или студента со временем привыкнет и станет постоянным в его распорядке дня. Но не стоит забывать, что стоит начинать с малого, дабы позднее довольствоваться большим. Тренировка любого вида изначально будет являться очень утомительной и непривычной, если учащиеся ранее не уделяли этому должного времени. Когда организм привыкнет, появится возможность увеличить нагрузку, ведь прошлая уже будет являться неэффективной и будет потеряно учебное время. Также не стоит переусердствовать, чтобы не наносить вред молодому растущему организму. Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма. Специалисты в области физической культуры точно знают, как сделать занятие комфортным и эффективным, что поможет сохранять своё здоровье спустя долгие годы школьникам и студентам.

Если затронуть внеурочную деятельность учащихся, то, чтобы поддерживать себя в форме, для них отлично подойдет активный отдых. Активный отдых подразумевает собой увлечение различными видами физической активности, будь то игровые виды спорта, бег трусцой, плавание или спортивная гимнастика. Сущность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения. Преимуществом активного отдыха, по сравнению с пассивным времяпрепровождением, является возможность побывать на свежем воздухе во время занятия или же общаться со сверстниками, ведь коммуникативная составляющая тоже сказывается на здоровье школьников и студентов. Все перечисленные варианты реализации активного отдыха отражают сущность ведения здорового образа жизни. Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей и др.). Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные игры развивают точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Спортивные игры характеризуются непрерывной сменой обстановки и способствуют выработке у спортсменов быстрой ориентировки, находчивости и решительности. Необходимость соблюдения определенных правил в спортивных играх и игра в команде помогают воспитывать у игроков дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Чем разнообразнее и сложнее приемы той или иной игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее, как средство активного отдыха.

Изучив и проанализировав источники информации, было выяснено, что включают в себя здоровьесберегающие технологии, их сущность, которая заключается в обеспечении учащемуся и преподавателю сохранение и увеличение их жизненных сил, а также в использовании полученных умений самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Нужно использовать следующие действия, которые должны соблюдаться на занятии физической культуры: оптимальная плотность урока; индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени; чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, работа с учебником), творческие задания и т.п., оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы и т.д. Было рассмотрено применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры со всех сторон, что позволило понять всю важность данной проблемы в современном обществе.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, в первую очередь, становятся творческим подход к педагогическому процессу, с целью повысить интерес школьников и подростков к занятиям физической культуры и здоровьесберегающая технология не может выражаться какой-то конкретной образовательной системой. В то же время, понятие «технологии» объединяют в себе все направления деятельности образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Текст статьи
  1. Анохина, И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе: Методические рекомендации / И.А. Анохина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
  2. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: под общей редакцией Г. В. Барчуковой. – Москва, 2016. – 367 с.
  3. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 2009, 269 с.
  4. Кемирова, Л.Б. Здоровьесберегающие образовательные технологии по условиям ФГОС Москва: 2015. 313 с.
  5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии школе, Москва: «ВАКО», 2004. – 103 с.
  6. Савченко, А.В. «Здоровьесберегающие технологии в современной школе», Москва: 2013. 395 с.
  7. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Москва: ТЦ Сфера, 2005. –
  8. Скобеев, Д.С., «Методы и формы преподавания на уроках физической культуры» / Санкт-Петербург: 2006. 249 с.
  9. Смирнов, Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии» / Санкт-Петербург: 2010. 256 с.
  10. Южаков, М., «Здоровьесберегающие технологии в условиях образования» // Знание – власть, 2006, № 30.
Список литературы