Рейтинговый контроль знаний курсантов по конкретной специальности или учебной дисциплине – это один из уровней в иерархической модели разработки рейтингового педагогического контроля в высшей школе.
Министерство, ведомство определяют цели, задачи и требования, формируют концепцию рейтингового педагогического контроля в высшей военной школе. В соответствии с этой концепцией, военное учебное заведение разрабатывает положение, отражающее цели, задачи, требования и основные принципы организации рейтингового педагогического контроля в ввузе; определяет процесс сбора и обработки информации, а также систему унификации всех показателей. На факультетах разрабатывается структура рейтинговых показателей, математический аппарат; формируется таксономия учебных целей по каждой специальности; определяются мероприятия по внедрению системы в учебный процесс. Кафедры, в свою очередь, разрабатывают рейтинговую систему педагогического контроля по каждой дисциплине, формируя таксономию учебных целей, математический аппарат, пересчетные шкалы, комплекс педагогических контрольных материалов и методическое обеспечение по разработке и внедрению рейтингового в учебный процесс. Такая иерархичность в системе разработки рейтингового контроля, обеспечивает реализацию основных дидактических принципов: системности, целенаправленности, научности и объективности, а также позволяет сформировать устойчивые связи военно-педагогического контроля с обучением и управлением. Кроме того, помогает регулировать информационные потоки. Предлагаемая схема такой модели изображена на (рисунок).
Рис. 1. Структурная схема разработки рейтингового педагогического контроля в вузе инженерных войск
Структура модульной программы по дисциплине включает в себя:
1) положение о модульной программе (МП), содержащее:
- дидактические цели МП;
- модель уровней обученности;
- перечень контрольных модулей;
- общие требования к изучению модулей;
- процедура сдачи модулей;
- методика итогового оценивания по дисциплине;
- график контрольных мероприятий; система поощрений и наказаний.
2) описание каждого контрольного модуля, содержащее:
- дидактические цели модуля;
- набор фасет уровня обученности с рассчитанными рейтингами ФУО;
- виды и формы педагогического контроля, сроки проведения контрольных мероприятий;
- количественные характеристики модуля и всех контрольных процедур (рейтинги и баллы);
- педагогические контрольные материалы с рассчитанными оценочными характеристиками;
- дополнительные темы для самостоятельного изучения, для докладов и рефератов;
3) список литературных источников для самоподготовки студентов.
В соответствии с вышеизложенным рейтинговый контроль знаний курсантов должна строиться как многоцелевая педагогическая система на основе общедидактических принципов и принципов педагогического контроля с использованием методологии педагогической квалиметрии, выполнять все функции педагогического контроля, иметь четкую структуру с описанием всех функциональных связей между элементами этой системы.
В соответствии с требованиями «Квалификационных характеристик предъявляемых к курсантам ввузов инженерных войск», а также руководящих документов, директив и других научных трудов предлагается производить структурирование объема знаний по четырем уровням:
- минимальный (М), – соответствующий понятийно-терминологическому аппарату учебной дисциплины и мировоззренческим вопросам изучаемой науки;
- базовый (Б), – соответствующий инвариантной части программы по предмету;
- программный (П), – соответствующий полной программе военно-государственного образовательного стандарта;
- сверхпрограммный (С), – включающий все дополнительные факультативы, спецкурсы по дисциплине.
Модуль и его элементы должны обладать относительной самостоятельностью. Это позволяет легко конструировать индивидуализированное содержание модуля для каждого обучающегося, из существующих элементов формировать новые модули или заменять морально устаревшие учебные элементы новыми. Гибкое построение модульной программы делает процесс обучения более динамичным и позволяет приспосабливать содержание обучения к индивидуальным возможностям курсантов. В структуру контрольного модуля кроме содержания должно входить методическое и организационное обеспечение, содержащее план контрольных мероприятий (виды, формы и сроки проведения контрольных мероприятий), набор фасет уровня обученности и комплекс педагогических контрольных материалов, составленные в соответствии с этим планом.
Контрольный модуль должен быть завершенным по содержанию, методике и технологии, иметь свой законченный результат и рассматриваться как предпосылка к дальнейшему изучению учебного материала.
Для того чтобы новая педагогическая технология могла претендовать на научность, системность и объективность, при ее разработке необходимо учитывать весь комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на исследуемый процесс, а также руководствоваться существующими требованиями военно-профессионального образования, к качеству подготовки военного специалиста.