У каждого на слуху такой термин как арт-терапия, но не менее популярно в психиатрии применение музыки.
При лечении психиатрических и психоневрологических заболеваний музыка является дополнительным терапевтическим фактором и эффективно используется лишь в контексте общей терапии. На данный момент не получено достоверных статистически значимых данных о том, что музыкальное воздействие или музыкальная деятельность пациента могут стать основным средством лечения данного вида недугов. Тем не менее можно с уверенностью говорить об активной вспомогательной роли музыки, выступающей существенным «катализатором» терапевтического процесса.
К настоящему времени виды музыкотерапии делятся на две школы: шведскую и американскую [1].
Шведская школа музыкотерапии делает акцент на том, что музыка воздействует на физиологию и способна добраться даже до глубинных слоев личности. Терапия применяется для установления контакта, когда человек ведёт себя достаточно замкнуто или нет возможности работать в системе диалогового общения. В этом случае можно работать с эмоциями, причиной которых является музыка. Её делят на успокаивающую и активизирующую.
Американская школа фокусируется на изучении того, как конкретная композиция воздействует на психику человека. В итоге были разработаны каталоги произведений, оказывающие помощь при определенные расстройства. В основе теоретической базы находится теория психоанализа. Основная цель музыки – раскрытие каналов для выхода накопившихся эмоций. Это помогает в ситуациях, когда есть страхи, тревожные мысли и другие механизмы, блокирующие естественный ход эмоциональных переживаний. Согласно американскому подходу, для каждого типа заболевания необходима определенная композиция, протестированная ранее специалистами.
Утверждается, что положительным эффектам музыкальной терапии способствуют пять факторов [4]:
- Модуляция внимания. Музыка привлекает наше внимание и отвлекает от других раздражителей, способных вызывать негативные эмоции (например, беспокойство, тревожность, болевые ощущения).
- Модуляция эмоций. Исследования показали, что музыка может регулировать активность областей мозга, которые участвуют в инициировании, генерации, поддержании, прекращении и модуляции эмоций.
- Модуляция познания. Музыка связана с процессами памяти (включая кодирование, хранение и декодирование музыкальной информации и событий, связанных с музыкальным опытом).
- Модуляция поведения. Музыкальная терапия также работает через преобразование поведения. Музыка вызывает и обуславливает двигательное поведение, связанное с ходьбой, речью и хватанием.
- Модуляция общения. Музыка также влияет на общение, точнее она и является средством общения. Она служит невербальным языком при музыкальной импровизации, позволяет невербальным людям общаться с другими без слов, а вербальным – получать доступ к довербальному опыту общения. Также музыка позволяет взаимодействовать всем людям более эмоциональным, ориентированным на отношения способом.
Исследования показывают, что музыка способна воздействовать на нейронную сеть головного мозга, стимулируя тем самым определенные эмоции и вызывая изменения в настроении. Одна из причин – гормон окситоцин, выработка которого активизируется на фоне услышанного пения. Исследователи предполагают, что окситоцин снижает активность участков головного мозга, отвечающих за страх и тревогу, поэтому выброс гормона делает человека более спокойным и доверчивым. В некоторых случаях окситоцин препятствует выработке кортизола – гормона стресса. Помимо этого, ученые обнаружили, что прослушивание музыки способствует выработке гормона дофамина, отвечающего за чувство удовольствия.
В психологии используют 3 основные средства музыкотерапии [3]:
Активный – пациенты поют, учатся игре на музыкальных инструментах, используют их для других видов терапии.
Интегративный – совместно с музыкой используется дополнительный метод терапии: рисование, лепка, подвижная игра. Действия выполняют под музыку или сразу после прослушивания, выражая ощущения.
Рецептивный – пациенты слушают музыку, не выполняя никаких других действий. Для этого вида лечения выбирают классические музыкальные произведения, для создания которых использовали различные инструменты. Пациентам предлагается вслушиваться в мелодии, соотнося их с реакцией сознания и подсознания.
Для музыкотерапии следует использовать только ту музыку, которая вызывает положительные эмоции.
Нейроспециалисты, изучая влияние мелодий на работу мозга, полагают, что универсальным средством музыкотерапии являются произведения Моцарта. Прослушивание его композиций повышает интеллектуальные способности, память, внимание. Моцарт подходит взрослым и детям, пожилым и людям с серьезными нарушениями мозговой деятельности. Ритмы классической музыки совпадают с биоритмами мозга, поэтому она оказывает такое положительное влияние.
Коррекционные занятия с использованием музыкальных методов оказывают положительное действие на психические структуры личности:
- устраняют депрессивные переживания, снижают выраженность панических атак;
- устраняют девиации в поведении;
- снижают возбудимость нервной системы.
Показаниями для музыкальной арт-терапии являются:
- функциональные расстройства нервной системы в форме бессонницы, неврастении, невроза;
- психопатия, шизофрения;
- болезнь Альцгеймера;
- суицидальные попытки, тяжелые формы депрессии;
- наличие фобий, повышенная тревожность.
Исследования показали, что музыкальная терапия может быть эффективным компонентом лечения депрессии [2].
Согласно отчету исследования, использование музыкальной терапии было более полезным для людей с депрессией в сочетании с традиционными методами лечения (такими как антидепрессанты и психотерапия). Люди с тяжелой депрессией часто испытывают трудности в поддержании отношений и выполнении рабочих обязанностей. В связи с этим имеющиеся данные свидетельствуют о значительном улучшении уровня функционирования среди тех, кто посещал сеансы музыкальной терапии. Такие положительные эффекты побуждают к действиям, помогают поддерживать эмоциональные способности, повышают навыки построения взаимоотношений у людей абсолютно разных возрастов, страдающих депрессией.
При оценке эффективности музыкальной терапии у взрослых, страдающих острыми и хроническими нарушениями сна, было выявлено, что данная терапия имеет положительную динамику в улучшении качества сна [5]. При хроническом нарушении сна музыка имела накопительный эффект при постоянном повторении доз в течение трех недель, после чего можно было оценить ее результативность.
Существуют различные методы музыкальной терапии, такие как:
- игра на барабанах;
- прослушивание живой или записанной музыки;
- изучение техник релаксации с помощью музыки, таких как прогрессивное расслабление мышц или глубокое дыхание;
- пение знакомых песен под живой или записанный аккомпанемент;
- игра на различных музыкальных инструментах;
- импровизация музыки на инструментах голоса;
- написание текста песни;
- написание музыки для новых песен;
- танцы или движение под живую или записанную музыку;
- написание хореографии для музыки;
- обсуждение эмоциональной реакции или значения, связанного с конкретной песней или импровизацией;
Методы лечения музыкой подбираются индивидуально. Главная задача психолога – выбрать вариант, который будет вызывать у пациентов только позитивные ассоциации. Если музыка пробуждает неприятные воспоминания, эффект от лечения будет минимальным или даже отрицательным. Музыкотерапия не способна полностью заменить необходимое лечение, но её использование позволит снизить дозы принимаемых лекарств, и повысить положительный эффект медикаментозной терапии.