Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творчес...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор(-ы):

Старченко Татьяна Сергеевна

Чумаченко Евгения Юрьевна

Доронина Светлана Иосифовна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дети с общим недоразвитием речи
коррекция нарушений мелкой моторики
средства изобразительной деятельности
нетрадиционные техники рисования
творческая личность
эмоционально-образное восприятие

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности использования нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Текст статьи

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Так, например, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения и развития мелкой моторики пальцев рук ребенка.

Нетрадиционные техники рисования, также, как и другие виды продуктивной деятельности, благоприятны для развития речи. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Побуждая пальцы рук работать, одна из важнейших задач занятий по нетрадиционному рисованию. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

М.М. Кольцова отмечает, что движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Все чаще предлагаются в современной литературе игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала: вилки, поролоновые губки, щётки, ватные палочки, массажные мячи, мятая бумага, соломинки, воздушные шары, пластиковые бутылки.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, валяние и т.д., являются одними из самых больших удовольствий для ребенка. Именно в этих видах деятельности раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку изодеятельность является источником хорошего настроения ребенка, педагогам нужно и необходимо поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования. В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

Для детей с речевым недоразвитием характерны:

  • недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
  • недостаточный объем сведений об окружающем,
  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • общая психофизиологическая расторможенность;
  • недоразвитие общей и мелкой моторики.

Наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей, конечно, выступает старший дошкольный возраст.

Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР показало, что задержка в развитии речи ведёт за собой и задержку развития воображения, так как у детей с общим недоразвитием речи речевой опыт ограничен, разговорная речь бедная, малословная, поэтому ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Использование нетрадиционных техник – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Выразительность – качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Дети способны создавать выразительный образ в рисунке на основе освоения нетрадиционных техник изображения. К нетрадиционным техникам изображения можно отнести: пальцевую живопись, рисование ладошками, рисование мыльными пузырями, кляксография, коллаж, рисование нитками, пластилинография, монотипия и многие другие техники.

Опыт работы свидетельствует, рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть сложно в речевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют непредсказуемостью, развивают мелкую моторику пальцев рук и делают ребёнка всесторонне развитой личностью.

Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. На занятиях, изобразительной деятельностью решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи, развивается у детей зрительно-моторная координация движений, их точность, объем и направленность.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 32 с.
  2. Большев А.С., Вайнерман С.М., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений (под науч. ред. Безруких М.М.) - М.: «Издательство Владос», 2001. - 224 с.
  3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М., 2020.
  4. Глухов В.П. Развитие воображения и речи детей с системным речевым недоразвитием в процессе коррекционно-развивающего обучения / В.П. Глухов. ‒ М.: «Спутник+», 2019.- 243 с.
  5. Давыдов Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г.Н. Давыдова. – Часть 1, Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2018.
  6. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2.
  7. Никитина А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 96 с.
  8. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд.: Питер; Санкт-Петербург; 2010.
  9. Рыжова Н.В. Развитие творчества детей 5- 6 лет с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
  10. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи. Н. В. Рыжова. - Москва: Творческий центр "Сфера"; Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 159 с.
  11. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ. Сфера, 2017. - 64с.

Поделиться

484

Старченко Т. С., Чумаченко Е. Ю., Доронина С. И. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/5097-netraditsionnie-tekhniki-risovaniya-kak-sreds

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня