Главная
Конференции
Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика
Врач-наркоман У.С. Холстед, его выдающийся вклад в хирургию и анатомию

Врач-наркоман У.С. Холстед, его выдающийся вклад в хирургию и анатомию

Автор(-ы):

Михалкина Марина Владимировна

Секция

Медицинские науки

Ключевые слова

У.С. Холстед
хирургия
анатомия

Аннотация статьи

Статья посвящена знаменитому американскому врачу Уильяму Стюарту Холстеду, который, проводя испытание на себе действия кокаина как местного анестетика, стал зависимым от этого наркотического вещества. Несмотря на тяжелую зависимость, с которой он боролся много лет, У.С. Холстед продолжал работать хирургом, успешно оперировал и внес еще много нового в медицинскую науку и практику. В статье показаны основные этапы его жизни и деятельности, его значительный вклад в развитие хирургии и анатомии, профессиональные и личные качества. Статья об У.С. Холстеде написана в связи с двойным юбилеем этого выдающегося хирурга в уходящем 2022 году.

Текст статьи

23 сентября 2022 года исполнилось 170 лет со дня рождения, а 7 сентября того же года – 100 лет со дня ухода из жизни выдающегося американского хирурга Уильяма Стюарта Холстеда. Судьба его была глубоко трагичной из-за многолетней кокаиновой, а затем морфиновой зависимости. При этом Холстед всегда продолжал работать хирургом, успешно оперировал и внес значительный вклад в развитие хирургии и анатомии.

Уильям Стюарт Холстед родился 23 сентября 1852 года в Нью-Йорке. Его матерью была Мэри Луиза Хейнс, а отцом – Уильям Миллс Холстед-младший, являвшийся одним из руководителей компании «Холстед, Хейнс и компания», которая занималась поставками галантереи. Уильям Стюарт был старшим из 4 детей в очень богатой семье, которая владела домом на Пятой авеню в Нью-Йорке и поместьем в округе Вестчестер штата Нью-Йорк. Уильям Стюарт был воспитан в пресвитерианском духе, но в зрелом возрасте стал атеистом. До 1862 года он обучался у домашних учителей, в возрасте 10 лет был отправлен в школу-интернат в Монсоне штата Массачусетс. Школа ему не нравилась, он даже сбегал оттуда. Позже Уильям был зачислен в Академию Филлипса в Андовере, также в штате Массачусетс, которую окончил в 1869 году. После года домашней подготовки он поступил в Йельский университет, где был капитаном футбольной команды, играл в бейсбол, занимался греблей, но его учебные достижения были ниже среднего уровня. В конце последнего года обучения он оказался очень расстроен тем, что его не приняли в престижное Тайное общество Черепа и костей, но в тот же период времени в нем проснулся серьезный интерес к медицине. Именно тогда Уильям начал посещать лекции в Йельской медицинской школе, изучать книги по анатомии и физиологии.

По окончании Йельского университета в 1874 г. Холстед поступил в Колледж врачей и хирургов Колумбийского университета. Там он учился с увлечением, в свободное от занятий время работал в аптеке. Прекрасно сдав конкурсный экзамен, Холстед был награжден ординатурой для домашнего хирурга в Бельвью, где он практиковался в течение года. Университет он окончил в 1877 году со степенью доктора медицины. В апреле 1878 г. Холстед поступил на работу в Нью-Йоркскую больницу в качества домашнего врача. Именно в этой больнице он познакомился с патологоанатомом Уильямом Х. Уэлчем, который впоследствии стал его самым близким другом. Нью-Йоркскую больницу он покинул в октябре 1878 г. Поскольку в США в то время не существовало программы подготовки недавних выпускников медицинских школ к карьере в медицине, Холстед отправился в Европу, на стажировку под руководством Теодора Бильрота. В Нью-Йорк Уильям вернулся в 1880 году и очень энергично приступил в работе. Он оперировал в нескольких больницах Нью-Йорка, включая больницу Чемберс-Стрит, Колледж врачей и хирургов, где он служил ассистентом демонстратора анатомии, благотворительную больницу, больницу Бельвью и больницу Рузвельта (в настоящее время Маунт-Синай-Уэст), где он был приглашенным врачом во всех пяти, а также Эмигрантскую больницу, где Уильям являлся главным хирургом. Кроме врачебной деятельности, Холстед уже тогда начал заниматься преподаванием. В 1882 году он одним из первых в США выполнил операцию на желчном пузыре. Это была холецистотомия, сделанная им собственной матери в 2 часа ночи на кухонном столе, в ходе которой он удалил из ее желчного пузыря семь конкрементов. Мать полностью выздоровела. Холстед также выполнил одну из первых экстренных гемотрансфузий в США. Его вызвали навестить сестру после родов, и он обнаружил, что она умирает от потери крови. Тогда Холстед предпринял смелый шаг, перелив сестре свою кровь, а затем он успешно прооперировал ее. Благодаря этим операциям Холстед стал известен своей смелостью, и его репутация хирурга упрочилась.

В 1884 г. Холстед прочитал доклад австрийского офтальмолога Карла Коллера, в котором описывалось местноанестезирующее действие кокаина при закапывании его в глаза. Многие врачи экспериментировали друг на друге, чтобы уточнить действие кокаина. Холстед также вводил себе препарат, чтобы проверить его эффекты перед использованием на своих пациентах во время операций. В 1885 г. в печати появились сообщения о том, что А.И. Лукашевич и У.С. Холстед независимо друг от друга применили кокаин для проводниковой анестезии [4, c.362]. Но в процессе испытания на себе действия кокаина Холстед и некоторые другие врачи стали зависимыми от него. Холстед и доктор Ричард Холл оказались единственными коллегами, которые смогли пережить проблемы с кокаином. Холстед продолжал активную карьеру, борясь со своей зависимостью в течение пяти лет. В дальнейшем он неоднократно пытался лечиться и, наконец, поступил в санаторий Батлер в Провиденсе, штат Род-Айленд, где его начали лечить от кокаиновой зависимости морфием. Он пробыл там 7 месяцев. Несмотря на, что Холстед оставался зависимым от морфия почти до конца своей жизни, он продолжал активную карьеру в качестве хирурга-первопроходца [1, c.553]. Однако пристрастие к кокаину положило конец его медицинской карьере в Нью-Йорке, откуда в 1886 г. Холстед переехал в Балтимор, штат Мериленд, чтобы присоединиться к своему другу Уильяму Уэлчу в организации и открытии новой больницы Джона Хопкинса. Когда в мае 1889 г. открылась больница Университета Джона Хопкинса, он стал заведующим амбулаторным отделением, исполняющим обязанности главного хирурга больницы и адъюнкт-профессором хирургии после рекомендации Уэлча. В 1890 году он был назначен главным хирургом больницы. В 1892 г. Холстед вместе с Уэлчем, Уильямом Ослером и Говардом Келли основал Медицинскую школу Джона Хопкинса и был назначен ее первым профессором хирургии. Холстеду приписывают создание первой официальной программы обучения хирургов в ординатуре университета Джона Хопкинса в США. Он основывался главным образом на идеях, которые почерпнул в Европе. Программа Холстеда стала основой для программ обучения в резидентуре, действующих сегодня. Холстед обучал многих выдающихся хирургов того времени, в том числе Харви Уильямса Кушинга и Уолтера Денди, которые стали родоначальниками нейрохирургии как медицинской специальности, и Хью Х. Янга, основателя урологии [3, c.20].

Всю жизнь Холстед трудился над разработкой хирургического лечения рака молочной железы. Он считал, что рак распространяется по току крови и лимфы, и это привело его к мысли, что достаточное местное удаление опухоли излечит рак. Эта вера привела его к выполнению первой радикальной мастэктомии по поводу рака молочной железы в США, в больнице Рузвельта в Нью-Йорке в 1882 г. Подобная операция впервые была проведена во Франции столетием ранее Бернардом Пейрилем (годы жизни 1735-1804). Операция Холстеда включала удаление большой грудной мышцы, лимфатических узлов в районе ключицы и в подмышечной полости. Холстед представил свои результаты на Конференции Американской хирургической ассоциации в Новом Орлеане в 1898 г. Конференция пришла к выводу, что операция Холстеда значительно снизила процент местных рецидивов. Холстед представил еще больше данных в 1907 г., показав те же результаты. В настоящее время считается, что выживаемость при раке молочной железы более тесно связана с тем, насколько рак распространился до операции, чем с тем, сколько удалено во время операции.

Холстед всегда думал над тем, как свести к минимуму повреждение тканей и нарушение кровотока. Он разработал несколько новых типов зажимов, нитей, швов. Хирурги до сих пор используют зажимы Холстеда [2, c.226], шов Холстеда (матрасный шов для ран, при котором образуется меньше рубцовой ткани) [2, c.221]. Помимо работы над лечением рака молочной железы, Холстед также внес вклад в разработку лечения сосудистых аневризм, паховой грыжи и определенного вида первичной карциномы ампулы Фатерова соска. Были у него и достижения в хирургии щитовидной железы, желчевыводящих путей, кишечных аневризм. Также Холстед участвовал во внедрении резиновых перчаток в обиход хирургов и операционных сестер. Основной причиной введения им резиновых перчаток являлась защита рук медицинской сестры Кэролайн Хэмптон. Эта была помощница Холстеда, которая однажды после очередной операции обратила внимание на сильную дрожь в руках хирурга. Она видела, как доктор быстро удалился к себе в кабинет, после чего вернулся умиротворенный. Помощница догадалась в чем дело, но не выдала Холстеда, а он понял, что может доверять девушке. Это был период, когда Холстед отказался от кокаина, но ежедневно колол себе по 180 мг морфия, о чем не догадывались другие врачи. Шел 1890 год, Холстед как раз накануне провел две уникальные операции, после которых его назначили главным хирургом больницы Джона Хопкинса. Однако возникла новая проблема: из-за частого контакта его верной помощницы Кэролайн с антисептиками у нее начал развиваться дерматит. Риск потери ассистентки, хранящей молчание о его тайне, не на шутку встревожил врача. Он заказал резиновые перчатки, чтобы защитить руки Кэролайн, и она стала надевать их перед началом операций. Эта идея так понравилась остальным врачам, что и они начали использовать перчатки. Хотя употребление перчаток изначально не приветствовалось руководством по санитарным соображениям, они значительно повышали чистоту операций, что позже продемонстрировал другой хирург больницы Джона Хопкинса Джозеф Кольт Бладгуд, и перчатки со временем прочно вошли в обиход хирургов всего мира.

Холстед через полгода женился на своей операционной сестре. Кэролайн Хэмптон была племянницей Уэйда Хэмптона III, бывшего генерала армии конфедератов, а также бывшего губернатора Южной Каролины. Не без помощи дяди Уильям и Кэролайн купили дом в горах Хай-Хэмптон в Северной Каролине у трех тетушек Кэролайн. 10 лет Холстед и его супруга вместе боролись с его зависимостью, смогли вдвое сократить дозу морфия, а еще через 10 лет Холстед наконец-то поборол зависимость окончательно. Детей у них с женой не было. Уже устав оперировать, Холстед удалился на покой в свое поместье, выращивал там георгины и занимался астрономией. Он умер 7 сентября 1922 года, не дожив 16 дней до своего 70-летия, от бронхопневмонии как осложнения операции по поводу желчекаменной болезни и холангита.

Уильям Стюарт Холстед за долгий период работы врачом сделал значительный вклад в развитие хирургии, но и анатомию он обогатил существенно. Доктор Холстед внес ряд уточнений в анатомическую характеристику молочной железы, впервые описал реберно-ключичную связку, которая представляет собой локальное уплотнение ключично-грудной фасции. Сейчас эту связку принято называть связкой Холстеда.

Известный американский публицист Генри Луис Менкен (годы жизни 1880-1956) считал Холстеда величайшим врачом из всей группы Джона Хопкинса. Он писал о Холстеде: «Его вклад в хирургию был многочисленным и разнообразным. Он ввел использование местных анестетиков, был первым, кто надел резиновые перчатки, и разработал много новых, оригинальных операций. Но не менее важным было его щадящее, бережное отношение к пациенту. Доктор Холстед показал, что подвергшиеся жестокому обращению ткани хотя и не могут кричать, все же могут страдать и умирать. Он изучал естественные восстановительные силы организма и показал, как их можно использовать, чтобы помочь больному. При этом Холстед был превосходным учителем, хотя он никогда официально не преподавал. Молодые люди, которые вышли из его операционной, были великолепно обучены и сегодня являются одним из величайших украшений американской хирургии [1, c.553].

Выдающийся вклад У.С. Холстеда в хирургию, анатомию и подготовку медицинских кадров был по достоинству оценен на родине, в США, а также и в других странах. Не забыт этот замечательный врач и в России, где, в частности, онкологи широко пользуются методикой радикальной мастэктомии по Холстеду.

Список литературы

  1. Кто есть кто (П-Я) Энциклопедический справочник / Авторы-сост. В.Ф. Белявская, П.В. Кочеткова, Т.Г. Шубина // Минск: Литература. – 1997. – 736 с.
  2. Оперативная хирургия и топографическая анатомия / Под ред. В.В. Кованова // Москва: Медицина. – 1978. – 416 с. : ил.
  3. Сажин А.В., Климиашвили А.Д. Общая хирургия: Учебник. Москва: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство». – 2019. – 424 с. : ил.
  4. Швайкова М. Кокаин. Большая Медицинская Энциклопедия. Изд. 2-е. Главный редактор А.Н. Бакулев. Москва: государственное научное издательство «Советская энциклопедия». – 1959. – С.360-366.

Поделиться

393

Михалкина М. В. Врач-наркоман У.С. Холстед, его выдающийся вклад в хирургию и анатомию // Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 дек. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 11-15. URL: https://apni.ru/article/5124-vrach-narkoman-us-kholsted-ego-vidayushchijsy

Другие статьи из раздела «Медицинские науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня