Главная
Конференции
Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире
Четыре личных красногалстучных года в столетней истории пионерской организации С...

Четыре личных красногалстучных года в столетней истории пионерской организации СССР

Автор(-ы):

Стручаева Тамара Михайловна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

пионерское движение
история пионерии в СССР
коммунистическое воспитание
политическое воспитание
общественная активность
ВЛКСМ
вожатый
учитель

Аннотация статьи

В статье кратко характеризуется история Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. С позиции 100-летия со дня создания детской организации анализируется её роль в воспитании советских подростков. Личный опыт участия в пионерском движении анализируется автором через плоскость важности его для получения педагогической образования и последующей работы в качестве учителя.

Текст статьи

В 2022 году исполнилось 100 лет со дня официального рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Лично для меня 19 мая – это юбилей, это событие и личное, и историческое, и важное воспитательное как для человека, родившегося в СССР, так и для педагога, ученого в области педагогики, доцента ВАК, кандидата педагогических наук. Охарактеризую кратко эту детскую политическую организацию и приведу некоторые из своих личных школьных и профессиональных воспоминаний.

Пионерская организация в России – самодеятельная организация детей и подростков в возрасте 10-15 лет. Датой ее рождения считается 19 мая 2022 года. У истоков ее рождения стояла Надежда Константиновна Крупская и ряд руководителей Советского государства. Создатели в Пионерской организации видели форму воспитания нового человека – человека социалистического, в будущем – коммунистического общества.

С организацией этой отечественной детской организации связано имя одного из идеологов скаутского движения – И. Н. Жукова [1, с.199]. В пионерском движении удалось воплотить позитивные стороны скаутизма, а именно: И. Н. Жуков очень удачно предложил детскую организацию назвать «пионерской»: пионер – значит, первый, первооткрыватель; был введён девиз «Будь готов!», ответ – «Всегда готов!» и установлен приветственный жест правой руки над головой наклонно («большой палец касается середины лба»); использовались игровые формы воспитательной работы с детьми разного возраста; применилась организация детей по отрядам – отряды создавались в классах, а в школе — школьная дружина, объединение отрядов; реализовано введение института вожатых; практиковались сборы пионеров у костра; введены элементы символики.

О символике нужно сказать конкретнее, например: в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка; три конца алого пионерского галстука стали означать содружество трёх поколений – пионеров, комсомольцев и коммунистов. Красный цвет галстука, отрядного флажка и дружинного знамени означал цвет революции, цвет пролитой крови за свободу. Вспоминается стихотворение Степана Щипачева о цвете галстука:

Как повяжешь галстук –
Береги его,
Он ведь с нашим знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы.
За Отчизну бьются
Братья и отцы.

Политизация Пионерской организации началась в середине 20-х годов прошлого века: она стала рассматриваться как смена и резерв ВЛКСМ – Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (возраст комсомольцев 14-28 лет). Деятельность Пионерской организации контролировалась комсомольскими и партийными организациями. Практической работой пионерии руководил Центральный совет. Постановлением ЦК ВКП (б) 1932 г. Пионерская организация была реорганизована и фактически превратилась в составную часть воспитательной школьной работы. На протяжении нескольких десятилетий Всесоюзная пионерская организация СССР имени В. И. Ленина (имя присвоено в 1924 году после смерти вождя) решала задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в деятельности Пионерской организации сыграло важную роль Тимуровское движение. Оно появилось перед войной с лёгкой руки писателя-журналиста Аркадия Петровича Гайдара: главный герой его приключенческой повести о подростках «Тимур и его команда» дал своеобразный старт этому движению. Сейчас, наверное, преемниками этого движения можно в какой-то мере считать волонтёров нашей страны.

После войны деятельность Пионерской организации приобрела массовый централизованный характер. Это выразилось в проведении общесоюзных смотров и кампаний, организацией военизированных игр «Зарница». Отрицательную роль на этом этапе сыграла декларированность мероприятий «сверху» и порой некоторый формализм в работе. Тем не менее, важно указать на положительные факты в деятельности Всесоюзной пионерской организации:

  • расширение сети домов и дворцов пионеров по всей стране, их разносторонняя бесплатная деятельность с младшими и средними по возрасту школьниками;
  • массовое открытие в регионах загородных летних пионерских лагерей и организованное проведение детьми продолжительных летних каникул;
  • открытие на Чёрном море круглогодичных Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» и Всероссийского «Орлёнок» для пионеров и комсомольцев-активистов;
  • поиск новых форм работы с детьми на гуманистических принципах, например, коммунарское движение в инновационной разработке и реализации доктора педагогических наук И. П. Иванова.

Н.В. Савин характеризует следующие педагогические принципы работы Пионерской организации: общественно-политической направленности; активного участия пионеров в делах организации; принцип самостоятельности и самоуправления в сочетании с педагогическим руководством; принцип интереса, романтики в организации жизни подростков; учета возрастных и индивидуальных особенностей пионеров; принцип непрерывности и систематичности работы [2, с. 261-264].

Содержание деятельности Пионерской организации в послевоенный период определялась не только решениями ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, но и «Положением о пионерской организации имени В. И. Ленина», Торжественным обещанием и Законами пионеров Советского Союза. Работа Пионерской организации строилась по таким направлениям, как: политическое воспитание; общественно-полезный труд; борьба за знания; техническое и художественное творчество; занятия физкультурой, спортом, туризмом [2, с. 264].

Основой Всесоюзной пионерской организации являлась пионерская дружина, которая создавалась преимущественно в школах, а в летнее время – в пионерских лагерях. Каждой дружине вручалось знамя, оно хранилось в пионерской комнате и выносилось на дружинные сборы. Дружине могло быть присвоено почётное имя, это право нужно было заслужить. Высшим органом дружины был общедружинный сбор. Для руководства отдельными участками работы создавались группы актива: совет Ленинской комнаты; штаб красных следопытов; штаб зоны пионерского действия; совет по работе с октябрятами; штаб заботы о школе; совет дружины.

 Н. В. Савин описывает такие ведущие организационные формы пионерской работы: пионерские сборы – отрядные и дружинные, деловые и торжественные; пионерские линейки; зона пионерского действия; пионерские праздники (главные из них – день Октябрьской революции 7 ноября, день рождения В.И. Ленина 22 апреля, день рождения Пионерской организации – 19 мая, а также 2 октября – старт ежегодного Всероссийского пионерского марша-соревнования – в день выступления В. И. Ленина на Третьем съезде комсомола); клубная работа: клуб интернациональной дружбы, клуб интересных встреч, клуб любознательных, клуб друзей искусств, спортивный клуб, клуб туристов-краеведов.

Первичным коллективом являлся пионерский отряд. Он подразделялся на звенья. Должности (поручения) звеньевых и председателя совета отряда были выборные, сменные. Отряд рождался в 3–4 классе с приёмом учащихся класса в пионеры. Важную организационную роль играли в этом учитель начальных классов и старший пионерский вожатый школы.

Пионерский отряд заботился об октябрятах – своей смене. Октябрятские группы были созданы ещё в 1923 году. В 1957 году была восстановлена после войны деятельность октябрят – будущих пионеров. Вся работа в октябрятской группе и «звездочках» (по 5 человек – как пять концов у октябрятской звёздочки) была связана с учебной деятельностью и внеурочной работой. Для первоклассников приём в октябрята осуществлялся накануне осенних школьных каникул – перед праздником 7 ноября. В торжественной обстановке дети озвучивали «Правила октябрят», исполняли свой марш «Мы – весёлые ребята». Пионеры-шефы прикрепляли значки – «октябрятские звездочки».

Фото 1. Октябрятский отряд 1-а класса Краснояружской средней школы. Учитель начальных классов – Быхун Надежда Петровна. 1961 год

В 1 классе пионеры-шефы помогали детям адаптироваться к школьной жизни, а в 3 классе помогали вожатому подготовить октябрят к вступлению в пионеры.

Особо нужно сказать о вожатом, старшем пионерском вожатом школы.

Он – руководитель со стороны взрослых, комсомолец. Вожатый – это не командир, не начальник, а именно вожак пионеров, комсомольцев, старший товарищ и наставник. Как руководителя детской коммунистической организацией его должны были отличать: коммунистическая идейность, безупречное поведение, общественная активность, любовь к детям и к своей работе. Как правило, такими вожаками в школе, пионерском загородном летнем лагере были педагоги (студенты) комсомольского возраста.

С октября 1990 года в нашей стране преемником Пионерской организации является Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов. Но фактически детские коммунистические организации прекратили своё массовое существование с развалом Советского Союза. К сожалению. Распад нравственности, двойные стандарты, сексуальная дозволенность, неонацистские современные движения, доминирование денег в жизни - эти так называемые «плоды» западной демократии, на мой взгляд, – результат отказа от идеологического, политического воспитания школьников и юношества, если речь идёт о нашей стране. И отрицательное доминирование, если речь идёт о наших западных соседях.

Мой личный пионерско-комсомольский возраст пришелся на 60-70-ые годы прошлого века, на советский период. Жизнь на периферии – в сельской местности Белгородской области, центр культуры посёлка – школа. Но, тем не менее, есть, что вспомнить и показать, как внеурочная и внешкольная деятельность, а затем внеаудиторная работа во время учебы в педучилище и вузе способствовали развитию общей активности, формированию мировоззрения и активной жизненной позиции, способствовали приобретению профессиональных педагогических умений и навыков, укрепляли мотивацию к учительской профессии, навыки самообразования, желание заниматься в будущем педагогической наукой. Приведу некоторые примеры из собственной биографии.

В первый класс Краснояружской средней школы я пошла 1 сентября 1959 года. В конце первого класса мне хотелось уже стать учительницей, как моя первая учительница Надежда Петровна Быхун. Она была супер-педагогом – отличник просвещения, ветеран войны, певунья и опытный организатор, как массовик-затейник для нашего класса и наших родителей. Шефская помощь через бывших её учеников была организована в октябрятских группах-звёздочках, а потом и при вступлении в пионеры – в звеньях. В классе она вела танцевальный кружок практически для всех пожелавших детей. Мы выступали со своими танцевальными номерами под баян, новыми танцами украшали каждый праздник в поселке Красной Яруге и даже ездили на юбилейный праздник Всероссийской пионерской организации в п. Краснополье Сумской области с танцем «Дружба» (22 апреля 1962 года). В классе было своё олимпиадное движение – конкурсы сочинений, состязание чтецов. С первого класса мы были читателями районной библиотеки, и к Надежде Петровне подключилась со своей просветительской работой и книжными мероприятиями детский библиотекарь Краснояружской библиотеки Лидия Ивановна. Все это бесплатно, в рамках мизерного должностного оклада учителя и библиотекаря.

Итак, для меня уже начальная школа своей внеурочной и внешкольной деятельностью обеспечила формирование активности, желание заниматься по интересам, развивала коммуникативные навыки и умения общественной работы с одноклассниками. С чувством глубокой благодарности вспоминаю своих школьных педагогов и их вклад в мое профессиональное самоопределение и становление личности всех краснояружских школьников [3, с.66].

И, конечно же, опыт будущей профессии давала деятельность школьной пионерской и комсомольской организаций. В 5 классе я была командиром пионерского отряда имени Юрия Гагарина, с шестого и до окончания 8 класса школы – председателем совета дружины пионерской организации школы. Наша дружина носила имя Героя Советского Союза, краснояружца Ивана Григорьевича Вдовытченко, погибшего при освобождении Сумской области Украины от фашистов в 1943 году. «Он бросился под танк, спасая часть свою…», — написали о его подвиге во фронтовой газете. Во время моего красногалстучного детства в нашей школе был открыт бюст герою, это было поручено мне на торжественной пионерской линейке дружины. А памятник второму Герою Советского Союза краснояружцу Григорию Ткаченко открывал на празднике в историческом центре поселка комсомольский секретарь, старшеклассник Виктор Зубов.

Моими наставниками были пионерские вожатые школы Вера Матвеевна Михайленко, Людмила Григорьевна Репина, Лидия Иосифовна Дьяченко. Это был особый период в моей жизни, очень важный и значимый для будущей учительской профессии. Детская политическая организация развивала не только организационные навыки, умение общаться, но и воспитала гражданина, патриота, интернационалиста. Так, Люда Репина организовала в школе Клуб интернациональной дружбы, и я переписывалась со своими сверстниками из Болгарии, Польши, ГДР, Казахстана. Русский язык изучали тогда в этих социалистических странах, поэтому мы общались на русском и немецком языках. Немецкому языку нас увлеченно учила молодой педагог школы Людмила Викторовна Руднева. Вожатая Вера Михайленко была очень хорошим организатором, помню её походы с нами по Белгородской области. Лида Дьяченко была эстетом, красавицей, и акцент в работе тоже делала на творческую деятельность, развитие школьной самодеятельности.

Особо нужно сказать о подготовке к вступлению в ряды ВЛКСМ. С нами работали и вожатые, и комитет комсомола школы по главе с комсомольским секретарём Краснояружской средней школы Виктором Зубовым. По разным вопросам приходилось быть в Ракитянском райкоме комсомола – с пионерами и комсомольцами в то время работали его сотрудники и руководители Мария Михайловна Медведева, Александр Алексеевич Коваленко, секретари Николай Николаевич Малый и Сергей Петрович Фесюн. Все они были для нас, школьников, образцом руководителя школьной молодёжи, учили быть социально активными и неравнодушными людьми. Поэтому до сих пор помню их поименно и их работу со школьным активом конкретной Краснояружской средней школы. Приём 14-летних пионеров в комсомол был двухступенчатым – сначала на заседании комитета комсомола школы, а затем – в райкоме комсомола [3, c.67].

Хотелось подробно вспомнить свой приём в октябрята и пионеры.

Приём в октябрята проводился в старом доме культуры посёлка Красной Яруги, этого здания-пристройки к двухэтажному жилому дому старого сахарного завода известного сахаропромышленника Харитоненко уже давно нет в центре посёлка. Помню праздничный школьный концерт. Пионеры-шефы – пятиклассники – прикрепили девочкам на белые фартуки и пиджаки мальчикам значки – пятиконечные звёздочки с портретом маленького Володи Ульянова, подарили ростки комнатных цветов. Пионеры-шефы приходили в класс и проводили разные мероприятия. Держалось это шефство на личных контактах пионеров с первой учительницей Надеждой Петровной и на активности самих шефов. Из них помню Зою Бибикову, Таню Растворцеву, Люду Репину, Лиду Совкину, Виктора Ткаченко. У старшей вожатой школы не хватало времени на всех обучающихся. Работа вожатой по времени выпадала на вторую половину дня, а младших школьников отпускали после уроков рано. Но были общие школьные мероприятия – сбор макулатуры и металлолома, субботники и воскресники по уборке микрорайона школы, уход за клумбой класса, школьным садом и огородом. Пионеры и комсомольцы убирали у Братской могилы погибших солдат Великой Отечественной войны, работали на полях и в колхозном саду, шефствовали над ветеранами. Школьный стадион не пустовал, соревнований было много, походы по местам боёв с учителями физкультуры организовывались каждое лето. Художественная самодеятельность была само собой разумеющейся вещью. Примером были учителя школы, многие из которых сами были участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., орденоносцами и вообще разносторонними личностями для организации активной жизни со школьниками.

Приём в пионеры. Вступлению октябрят в пионеры предшествовала большая подготовительная работа. Учили пионерские законы, торжественное обещание – клятву, пионерский гимн «Взвейтесь кострами, синие ночи», изучали историю Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Изучали подвиги пионеров - Героев Великой Отечественной войны, подвиги Героев Советского Союза – земляков, уроженцев поселка Красная Яруга. Обязательно изучали биографию В. И. Ленина, его соратников. Как много знали тогда! Слушали по радио по утрам «Пионерскую зорьку», читали газету «Пионерская правда», она выписывалась в каждой семье, где были школьники. В газетном киоске она стоила 1 копейку, выпускалась еженедельно. Классные часы по понедельникам назывались политинформацией и были посвящены событиям в мире, стране, регионе: Политика. Экономика. Сельское хозяйство. Культура. Школа и образование. В начальной школе их проводил учитель или пионеры-шефы, а в подростковом возрасте по газетам (и по новостям радио) такие выступления готовили сами пионеры и комсомольцы. Моё школьное детство прошло без телевизоров, их в Красной Яруге тогда ещё не было. Даже радиола была в семьях редкостью.

Прием наших четвёртых классов в пионеры проводился 22 апреля 1963 года в парке («скверике») у памятника В. И. Ленину. Апрель был холодным, зима задержалась. Под деревьями в парке лежали ледяные наледи. Помню, что я была в зимнем пальто. Домой гордо шагала с расстегнутыми верхними пуговицами пальто, чтобы был виден галстук! Это была неподдельная радость! Это была радость определенной взрослости и перехода на другую, более высокую школьную ступень. Да, злостных нарушителей дисциплины, двоечников в пионеры не принимали. Нужно было этот негатив преодолеть – учёбой, школьной активностью, достойным поведением. Не все это делали.

Помню школьные праздничные линейки – в день старта-соревнования Марша пионерского года – 2 октября, праздничные мероприятия 19 мая в день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, районные слёты пионеров на муниципальных стадионах с праздничными концертами, соревнованиями, награждением победителей и отличившихся пионеров. Как давно это было! И как приятно вспомнить красногалстучное детство с его детскими заботами и радостями. Как будто всё это было в другой жизни...

Фото 2-3. Семиклассница-пионерка Тамара Скорикова, председатель совета дружины имени И. Г. Вдовытченко Краснояружской средней школы. Грамота за работу дружины

После 7 класса мне посчастливилось летнюю смену отдыхать в Международном пионерском лагере «Артек». Это была награда за активную пионерскую деятельность. «Артек» 60-х лет прошлого века был школой детских, подростковых новаций, школой лидерства, школой пионерских активистов не только из Советского Союза, но и со всего мира. Смены были международные. Вожатые и воспитатели – как сейчас говорят – продвинутые. Жизнь пионерская – разнообразная, насыщенная коллективными творческими делами. Круг моего общения увеличился от западных границ России – до Камчатки. «Артек» – это был другой мир для сельской девочки, учитывая скромную жизнь в 1966 году российской провинции. Для своих одноклассников стала человеком, побывавшим «в ином измерении» [3, с. 67].

С того далёкого 1966 года у меня до сих пор хранятся в личном архиве фотографии, открытки, значки, письма друзей, галька и угольки с прощального костра на берегу Черного моря, зарубежные сувениры. Хранятся две заветные тетради – личный дневник, написанный простым карандашом (только в «Артеке» я впервые увидела шариковую ручку, привезенную кому-то из детей из-за границы!) и тетрадь с речёвками и артековскими песнями, которые мы разучили, скандировали и пели ежедневно с нашими вожатыми Тамарой Петровной Кононовой и Рощиным Евгением Ивановичем в «Артеке - 1», дружине «Янтарной».

Фото 4. Путевка в пионерский лагерь «Артек»

«Артек» ещё более убедил меня в важности профессии педагога. Поэтому Валуйское педагогическое училище, его школьное отделение – подготовка учителя начальных классов – в 15 лет было выбрано осознанно.

Фото 5. Отряд № 2 дружины «Янтарная» лагеря «Горный-1» на берегу Чёрного моря

Вся наша «валуйская» студенческая жизнь работала на будущую профессию. Перечислю то, что дополнительно ориентировало на профессию: деятельность комсомольской организации ВПУ, педагогический кружок Гавришевой Зои Андреевны, мероприятия Валуйского районного Дома учителя, занятия музыкой в студенческом хоре, четыре года учебы на музыкальном инструменте, что с лихвой компенсировало отсутствие музыкальной школы. Сюда стоит также добавить: занятия фотоделом и изобразительным искусством, подготовку по художественной гимнастике для спортивных выступлений на районных мероприятиях, коллективные творческие дела с классным руководителем Бочановой Надеждой Степановной, работу агитбригад, помощь в осенний период в уборке урожая сельским труженикам – осенний трудовой семестр. Студенты-комсомольцы были везде первыми.

Отдельно нужно сказать о педагогической практике будущих учителей – практике в качестве вожатых загородного пионерского лагеря. К этой практике будущих педагогов, как правило, готовят в течение недели в так называемом «инструктивном лагере»: студенты живут в условиях загородного лагеря и упражняются в выполнении своих будущих обязанностей – вожатых конкретного отряда. Недельная загородная жизнь студентов приближена к реальным условиям организации жизни в условиях пионерского лагеря.

Лично для меня таких практик было две – как у студентки Валуйского педагогического училища и как студентки московского вуза. Первая практика более впечатлила – это был пионерский лагерь в селе Солдатское Ракитянского района, лагерь имени Аркадия Гайдара. Практически, почти все вожатые были студентами, из Валуйского педучилища нас было пятеро. Пионерский лагерь – это жизнь в деревянных летних домиках, без удобств, на самообслуживании.

Фото 6. Студентка-практикантка 3 курса Валуйского педучилища, вожатая Т. М. Скорикова с пионерами своего отряда в загородном пионерском лагере села Солдатского

Летний лагерь – это ранний подъём по пионерскому горну, это зарядка на природе, утреннее построение дружины лагеря, подъём флага, планирование работы на день старшим вожатым. Жизнь пионерского лагеря – это разнообразные коллективные дела с элементами соревнования между отрядами, пешие прогулки и походы, купание в открытом водоёме, праздники открытия и закрытия смены с кострами, это речёвки и пионерские песни, спортивные и интеллектуальные игры.

Пионерская практика в качестве пионерской вожатой во время учебы в вузе имела свою специфику. Это был пионерский лагерь в Подмосковье – в районе Красной Пахры. Контингент – московские школьники, родители которых служили в ВВС. Начальник лагеря – тоже кадровый военный, офицер. Самым запоминающимся событием нашей смены был приезд в лагерь космонавта Анатолия Васильевича Филипченко. Космическая тематика была одним из содержательных направлений в работе этого лагеря. Девочки и мальчики 60-70-х годов мечтали о космосе, кумирами пионеров (и моими в том числе) были Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова. Романтика космоса, неизведанного отвечала запросам подростков. Поэтому и пионерские отряды чаще всего носили имена советских космонавтов. Не случайно, даже в таких знаменитых пионерских лагерях, как «Артек» и «Орленок» были и до сих пор существуют музеи космонавтики, и космонавты являются для детей самыми желанными гостями.

Пионерская практика для студентов была не только продолжением красногалстучного детства, но и хорошей практической школой для последующей педагогической деятельности по избранной специальности, руководству внеурочной деятельностью детей разного возраста, в том числе и в деятельности Пионерской организации школы, педагогической помощи старшеклассникам-комсомольцам. Подавляющее большинство моих валуйских однокурсников и московских студентов остались верны своей профессии, и долгие годы честно и творчески трудились в разных образовательных организациях Белгородской области, стали известными учеными в области педагогики и психологии. Спасибо за это нашим мудрым педагогам-наставникам, спасибо ВЛКСМ, нашим комсомольским руководителям, спасибо Всесоюзной пионерской организации нашей страны, спасибо вожатым пионерских отрядов и дружин. Мы их помним.

Фото 7. Студентка-практикантка 3 курса МГПИ имени В. И. Ленина Т. М. Скорикова на встрече пионеров и вожатых лагеря Красной Пахры с летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза А. В. Филипченко

Хочется в качестве заключения в честь 100-летия Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина вспомнить строчки их пионерского гимна «Взвейтесь кострами»:

Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы – пионеры, дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионеров: «Всегда будь готов!»

19 апреля остаётся праздником красногалстучных – бывших и нынешних пионеров, днём рождения Пионерской организации. Пионеров сейчас немного в нашей стране. По данным прессы к 100-летнему юбилею – около 300 тысяч. Но детская общественная организация существует. В центре Москвы торжественно принимают школьников в пионеры. Их поздравляет нынешний руководитель Коммунистической партии Российской Федерации Геннадий Андреевич Зюганов. Г. А. Зюганов возглавляет фракцию Компартии в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. По личной инициативе и ходатайству Фракции Президент нашей страны Владимир Путин своим указом от 29 октября 2015 года восстановил детские организации в нашей стране. Под федеральное крыло был взят международный пионерский лагерь «Артек» в Крыму. И он сейчас становится «Лучшим местом на планете», восстанавливая традиции воспитания детей.

19 мая 2022 года на торжественной Всероссийской линейке, посвященной 100-летию пионерии, на Красной площади у Мавзолея В. И. Ленину собралось несколько тысяч мальчишек и девчонок. Клятва нынешних пионеров – весьма гражданская: любить страну, хорошо учиться, помогать малышам, заботиться о родных, больных и сиротах, участвовать в общественных делах. По словам педагога, кандидата наук, бывшего комсомольского и нынешнего коммунистического лидера, государственного деятеля Г.А. Зюганова, «дети формируются в труде и преодолениях. Других способов человечество не выработало». Хочется верить, что нынешние пионеры вырастут настоящими патриотами России, будут первыми в общественной и экономической жизни страны, проявят активность в социальных акциях, станут настоящими людьми.

Список литературы

  1. Пионерская организация // Педагогический энциклопедический словарь. – Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2008. – С. 199-200.
  2. Савин В. Н. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Савин. - Москва: Издательство «Просвещение», 1972. - 303 с.
  3. Стручаева Т. М. Значимость дополнительного образования для профессионального самоопределения личности будущего педагога / Т. М. Стручаева // Тенденции, перспективы и приоритеты развития научного знания: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2022 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. - С. 64-69.

Поделиться

175

Стручаева Т. М. Четыре личных красногалстучных года в столетней истории пионерской организации СССР // Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 дек. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 76-88. URL: https://apni.ru/article/5187-chetire-lichnikh-krasnogalstuchnikh-goda-v-st

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая