С ценностями нашего общества обучающиеся знакомятся сначала в семье, а потом – в образовательных организациях, обучаясь на разных ступенях отечественной системы образования. С 4 класса современной российской школы дети изучают учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [2]. В школе внимание молодёжи акцентируется на семейных и религиозных ценностях, на ценности чтения и образованности в современном обществе, на роли народной культуры и традиционных русских ремёсел в формировании личности. В школе, СПО и вузах необходимо воспитывать у подрастающего поколения чёткую систему нравственных ориентиров, формировать уважение к родному языку, к отечественной истории, к самобытной народной культуре и традиционным российским религиям. Не случайно президент нашей страны В.В. Путин неоднократно в своих выступлениях подчеркивает важность патриотизма как национальной идеи нашей страны, а моральные ценности российского общества и духовное единство народа ставит по важности в один ряд с политической и экономической стабильностью.
Актуальные вопросы духовно-нравственных ценностей современного общества рассматриваются студенческой молодежью в рамках проблематики научного молодежного форума, который ежегодно проводится в марте в Белгородском государственном аграрном университете имени В.Я. Горина. На международной студенческой научной конференции «Горинские чтения. Инновационное решение в АПК», как правило, организуется работа и таких секций, как «Духовно-нравственные ценности современного общества» и «Социальные и гуманитарные науки». Проблематика секций вызывает большой интерес не только будущих специалистов в области АПК, но и студентов других вузов России и Белгорода в том числе.
Белгородский ГАУ носит имя выдающегося агрария, талантливого хозяйственника, дважды Героя Социалистического Труда В.Я. Горина. Василий Яковлевич – легендарный председатель не менее легендарного белгородского колхоза имени М.В. Фрунзе, которым он руководил в течение 55 лет. Жизненный и профессиональный подвиг В.Я. Горина – нравственный ориентир для студентов и преподавателей вуза [3].
В рамках студенческой научной конференции стало уже традицией обращаться к профессиональной деятельности В.Я. Горина и других выдающихся педагогов и ученых Белгородского ГАУ, чей профессиональный путь является ориентиром для студенческой молодёжи. Среди них Герой Социалистического труда, профессор А.Ф. Пономарев, академик Е.А. Котлярова, профессор, руководитель научной школы Г.И. Горшков. И хотя этих замечательных людей уже, к сожалению, нет, но их жизненный путь остаётся образцом служения профессии, служения науке, служения людям [7].
Данную проблематику обращения к профессиональной деятельности выдающихся белгородцев на конференции 2020 года продолжают студенты Национального исследовательского университета «Белгородский государственный университет» и Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова.
Примером преданности своей Родине, верности профессии, примером инженерного новаторства служит для студентов Белгородского государственного технологического университета жизнь и деятельность Первого инженера России В.Г. Шухова. Его имя носит БГТУ и лицей № 38 г. Белгорода. Старшеклассники белгородских школ стремятся стать студентами БГТУ имени Шухова как одного из престижных российских вузов. «Владимир Григорьевич – яркий пример служения любимому делу для будущих инженеров», – считает И.С. Воскобойников, будущий инженер-программист.
Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) – уроженец города Грайворона, русский архитектор, ученый, изобретатель, инженер; входит в число выдающихся умов России. Он изобрел первую в мире установку крекинга нефти, трубчатые паровые котлы, конструкции в форме гиперболоида, висячие стальные перекрытия, проектировал нефтепроводы, танкеры, мосты. По проектам Владимира Григорьевича построено около 200 башен оригинальной конструкции, в том числе и Шаболовская радиобашня в Москве. Деятельность В.Г. Шухова более полувека определяла достижения нашей страны и мировую славу России в различных областях инженерной мысли.
«Идеи истины и добра в философии Н.В. Станкевича» представляет в своей работе студентка НИУ «БелГУ» А.П. Слетина. Общественный деятель XIX века, талантливый писатель и философ Николай Владимирович Станкевич – уроженец нынешнего Алексеевского района Белгородской области. Период его жизни во время учёбы на словесном отделении Московского университета считается самым продуктивным, т.к. именно в студенческий период в 1831 году он собирает вокруг себя группу мыслителей и единомышленников – "Кружок Станкевича", из которого позже вышли выдающиеся философы и критики нашей страны. С этими людьми Николай Владимирович обсуждал вопросы «о Боге, о правде, о поэзии», размышлял над проблемами философии, литературы, истории и искусства. Одной из основных заслуг Н.В. Станкевича стало то, что он активно распространял идеи новейшей немецкой философии, утверждал, что человеческий разум в полной мере способен познать истину, призывал людей к благородству и добру. Поддерживая философию Шеллинга, он утверждал, что философия – не что иное, как система знаний о мире в целом, средство раскрытия общих законов, понятий «разум, совершенство, целесообразность, благородство». Станкевич считал, что воспитание должно содействовать развитию общества и искоренению царящих в нем лжи, невежества и зла. Его талант советчика и учителя помогли многим талантливым молодым людям найти свое предназначение в жизни. Будущие педагоги, студенты НИУ «БелГУ» интересуются деятельностью знаменитого белгородца именно в студенческий период. О деятельности «Кружка Станкевича» можно подробнее познакомиться и в белгородском региональном музее Н.В.Станкевича в селе Мухо-Удеровка Алексеевского района.
Жизнь и деятельность еще одного известного белгородца XIX века Н.Н. Страхова рассматриваются в работах студентов НИУ «БелГУ» И.К. Якобсона и Ю.И. Балясниковой. Николай Николаевич Страхов (1828-1896) –публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской академии наук. Перу Страхова принадлежат блестящие работы по исследованию творчества классиков русской литературы XIX века. Находясь в гуще передовой интеллектуальной мысли второй половины XIX века, Николай Николаевич сам своим творчеством побуждал и побуждает людей мыслить, развиваться.
Творчество выдающегося белгородца, видного философа и эрудита давно является предметом пристального внимания в НИУ «БелГУ». Белгородский государственный национальный исследовательский университет считается признанным лидером в изучении творческого наследия Н.Н. Страхова. В 2009 г. в университете была открыта библиотека-музей его имени. В научной библиотеке вуза имеется много уникальных работ прошлых столетий по философии и истории, коллекции произведений литературного критика и исследовательских работ учёных о нём. На базе библиотеки-музея проводятся научные мероприятия, выставки, заседания философского клуба [4].
Нравственные ценности в философии Страхова – предмет интереса студента И.К. Якобсона. Николай Николаевич, прошедший немецкую школу философии, интересовался этической проблематикой. Проблему нравственных ценностей Страхов рассматривает с помощью христианства, по его мнению, истинный христианин как никто другой имеет идеал нравственных ценностей. У Николая Николаевича идеал нравственности состоит из трёх ступеней: справедливости, святости и милосердия. Н.Н. Страхова интересовала именно фундаментальная нравственность, поскольку он считал, что основа нравственных ценностей должна быть непоколебима, абсолютна. В противном случае изменения таких «основ» может привести к серьезным общественным проблемам и даже хаосу.
Помимо исторического духовного наследия, которое лежит в основе нашей нравственности, современных студентов вузов интересуют такие духовно-нравственные ценности русского общества, как гражданственность и патриотизм, проблемы здорового образа жизни, достойной жизни современного человека, вопросы любви и дружбы в молодежной среде и молодых семьях. Студентов интересуют вопросы выбора профессионального пути и овладения мастерством в профессии, влияние интернет и современных СМИ, кино и телевидения, искусства и литературы на формирование и развитие нравственных идеалов молодёжи. Несомненно, среди рассматриваемых проблем – педагогические ценности и вопросы формирования профессиональной педагогической культуры будущих специалистов современного образования. Остановимся на содержании некоторых выступлений студентов, которые вызвали интерес у участников конференции.
Студентка А.В. Рубанова (Белгородский ГАУ) исследовала ценность чтения для современного общества и студенческой молодёжи. Она провела среди однокурсников диагностику тематики студенческого чтения, выбора литературных жанров и предпочтений в выборе писателей, проанализировала «Древо чтения» однокурсников, затронула проблему «человека, читающего в интернете» [5]. Нужно отметить, что проблема профессионального чтения, чтения «ради эстетического удовольствия», чтения в интернете затрагивается во многих студенческих работах. Чтение, литература, искусство – предмет интересов многих обучающихся. Студенты А.А. Ольховская и Ю. Сердюкова исследовали знание студентами-первокурсниками экономического факультета Белгородского ГАУ литературных брендов Белгородчины – парка «Русский лес» в микрорайоне университета и аллеи русских писателей – лауреатов Нобелевской премии – у здания Белгородского национального исследовательского университета. Парк «Русский лес» – излюбленное место отдыха студентов-аграриев и жителей посёлка Майский, где находится Белгородский ГАУ. Аллеи и уголки литературного парка посвящены выдающимся отечественным писателям, которые в своих произведениях описали русский лес (М. Лермонтов, Н. Некрасов, С. Аксаков, Л. Леонов и др.). К созданию этого Парка студенты Белгородского ГАУ и БГТУ имени Шухова имеют непосредственное отношение, как реализаторы областного проекта по озеленению Белгородской области.
Аллея Нобелевских лауреатов по улице Студенческой у здания НИУ «БелГУ» создавалась в течение нескольких лет, ежегодно прибавляясь одной скульптурой ко дню рождения университета. В 2016 году Аллея была отмечена в России как уникальный архитектурный объект, не имеющий аналогов в нашей стране. Скульптор Шишков запечатлел в фигурах пять знаменитых отечественных писателей – Ивана Бунина, Михаила Шолохова, Александра Солженицына, Бориса Пастернака и Иосифа Бродского. Инициатива создания литературной скульптурной аллеи принадлежит руководству НИУ «БелГУ», преподавателям и студентам историко-филологического факультета.
Ежегодно на гуманитарных секциях научной конференции в Белгородском ГАУ звучат выступления, посвященные тематическому году в жизни Российской Федерации. Так, по указанию Президента нашей страны, 2017 год прошёл как Год экологии, 2018 был Годом волонтёрского движения, 2019 год посвящался Году театра, 2020 – Год народного искусства. В студенческих выступлениях Валуйского колледжа подводятся итоги работы волонтерского отряда из будущих медицинских сестёр. В статье Л. Масловой (Белгородский ГАУ) представлены результаты дипломной работы по организации года театра в студенческом общежитии СПО.
Нынешний 2020 год проводится в нашей стране как год 75-летия Великой Победы над фашистской Германией. Однако в связи с этим знаменательным событием хочется однако констатировать, что участники конференции редко обращаются к такой серьёзной теме, как война и мир. К сожалению, в семьях современных студентов уже практически не осталось ветеранов войны и труда тех далёких 1941-1945 гг. Поэтому, наверное, и исследования в этом аспекте очень редкие. Но тем не менее белгородские техникумы и вузы активно участвуют в общероссийском движении «Бессмертный полк», ухаживают за памятниками и братскими захоронениями (а их на Белгородчине 144), как волонтеры помогают ветеранам своих вузов и техникумов. Множество внеаудиторных мероприятий со стороны кураторов, библиотекарей, музейных работников, творческих объединений постоянно посвящаются разным аспектам военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся.
Анализируя проблематику выступлений студентов белгородских вузов, хочется отметить, что будущие бакалавры и магистры выбирают свои первые научные исследования в рамках проблематики выпускных квалификационных работ или изучаемых учебных курсов. Например, первокурсников Белгородского ГАУ после изучения «Общей психологии» волнуют вопросы влияния темперамента на развитие личности, роли положительных и вредных привычек. Студентов второго курса в рамках дисциплины «Психология профессионального образования» интересуют проблемы выбора профессии и становления профессионализма у однокурсников и известных на Белгородчине специалистов АПК, лауреатов премии имени В.Я. Горина. Студенты-третьекурсники заинтересовались проблемами конфликтов в студенческой и профессиональной среде после изучения соответствующей дисциплины, а четверокурсников волнуют вопросы влияния дополнительного образования на развитие творческого потенциала школьников и молодёжи. Приятно, что вузовские преподаватели сумели заинтересовать обучающихся преподаваемыми учебными курсами, и темы рефератов и курсовых работ становятся темой учебного научного исследования.
Ежегодно высокую научную активность проявляют студенты из Республики Беларусь: УО Белорусская ГСХА города Горки, УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», УО «Белорусский государственный технологический университет» (г. Минск). Белорусская молодёжь представляет в Белгородский ГАУ на студенческую научную конференцию материалы, раскрывающие особенности молодёжной субкультуры, проблему распространения спайсов в молодёжной среде, влияние социальных сетей и интернета на жизнь молодежи, состояние института семьи и брака в Республике Беларусь, проблему социокультурного кризиса и др. [5].
Ежегодными участниками конференции являются студенты белгородских техникумов. Особую активность проявляют студенты Валуйского колледжа. Будущих медицинских работников, например, волнуют проблемы этических отношений медицинской сестры с пациентами, этические проблемы паллиативной медицины, нравственное воспитание студентов медицинского профиля, милосердие как основа профессионализма медицинского работника и др. Проблемы медицинской этики волнуют также и студентов Медицинского института НИУ «БелГУ» и факультета ветеринарной медицины БелГАУ.
Ежегодно в студенческих научных мероприятиях принимают участие обучающиеся из дальнего зарубежья, овладевающие русским языком в Лингвистическом центре Белгородского ГАУ. На секции «Духовно-нравственные ценности современного общества» студенческой конференции выступали обучающиеся из Мали, Конго, Эквадора. Проблематика их сообщений: «Различие нравственного воспитания в городах и деревнях Мали» (Дембеле Тоуба), «Общечеловеческая ценность – образование» (Мутуя Фабрис Манзокам, Конго), «Влияние глобализации на духовно-нравственные ценности в современном обществе» (Ремаха Салазар Ленин Мигумея, Эквадор, г. Сальседо). Выступления молодёжи из дальнего Зарубежья всегда вызывают живой интерес и много вопросов у участников конференции [7].
Отметим, что при оценке студенческих выступлений члены жюри принимают во внимание такие критерии, как актуальность и новизна работы, научная и практическая значимость, оригинальность и глубина изучения состояния проблемы, увлечённость молодого исследователя идеей, логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления. С материалами выступлений участников Горинских чтений можно познакомиться на сайте вуза и в изданных сборниках материалов [1, 5].
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания студентов является одной из приоритетных в деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородского ГАУ, занимающейся подготовкой будущих преподавателей для колледжей и техникумов по направлению подготовки 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям). Деятельность вузовских преподавателей отражена в целом ряде публикаций, а также в коллективных монографиях «Духовно-нравственные ценности современного образования» [3] и «Социокультурное воспитание молодежи Белгородской области средствами музейной педагогики» [2]. Значительное место в монографиях занимает анализ регионального опыта духовно-нравственного воспитания студентов. Заведующая кафедрой, канд. пед. наук, доцент Н.Н. Никулина, подчеркивая важность системы воспитательной работы со студенческой молодёжью, подчеркивает, что «нельзя свести современное образование просто к «предоставлению образовательных услуг» [6, с. 5].
Научное общение студентов разных вузов по актуальным вопросам развития АПК, по злободневным вопросам развития гуманитарных наук, пристальное внимание к вопросам духовно-нравственных ценностей современного общества способствуют формированию у студентов ответственности за настоящее и будущее своей страны, содействуют осознанию духовных и культурных традиций народов разных стран, воспитывают патриотизм, социальную солидарность, нравственные чувства и моральные качества личности, формируют выраженную в поведении активную жизненную позицию. Всё это в целом способствует повышению качества подготовки будущих современных бакалавров и магистров, а участие в научных мероприятиях формирует исследовательские навыки будущих специалистов.