Главная
АИ #51 (130)
Статьи журнала АИ #51 (130)
Применение сказкотерапии в работе по развитию артикуляционной моторики у детей с...

Применение сказкотерапии в работе по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи

Автор(-ы):

Чумаченко Евгения Юрьевна

Ломоносова Зоя Викторовна

Старченко Татьяна Сергеевна

29 декабря 2022

Секция

Педагогика

Ключевые слова

речь
сказкотерапия
сказка
артикуляционная гимнастика

Аннотация статьи

В статье рассматривается всестороннее развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Текст статьи

За последние десятилетия увеличилось число детей с нарушениями речи. Речевые патологии стали сложнее, и за частую, имеют комбинированную форму, когда у детей одновременно нарушена речь, состояние моторики, ориентировка в пространстве, эмоционально-волевая сфера, а также снижена познавательная активность. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказкотерапия – это метод работы с использованием сказочной формы для развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка помогает ребенку реализовать свои мечты и желания. Благодаря сказкам у детей развивается способность сострадать, сопереживать, а также радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А.Сухомлинский: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение и волю». Логопедические сказки – это такие сказки, которые помогают учителю-логопеду в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными учеными (Э. Берн., Э. Гарднер) и российскими учеными (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина) [1, с.17].

Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребёнка.

Перед педагогами, работающим с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется осмысленный нестандартный подход в работе, по формированию у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка [2, с.26].

Чтобы исправить недостатки звукопроизношения у воспитанников необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.

Условия, обеспечивающие эффективность артикуляторной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  2. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  3. Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. После прочного усвоения необходимых упражнений артикуляторную гимнастику можно проводить без зеркала, обеспечивая тем самым развитие кинестетических ощущений от органов артикуляторного аппарата.

К сожалению, процесс подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению достаточно длителен. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. И каждый педагог старается как-то его разнообразить, сделать более интересным для ребёнка.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо стремимся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», в интересной форме рассказывающие о приключениях героя. Каждый комплекс ориентирован на определенную лексическую тему, это удобно в повседневной работе воспитателя с детьми. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики можно разнообразить заранее подготовленными предметными и сюжетными картинками [3, с.9].

После выполнения артикуляционной гимнастики можно провести небольшую беседу, вспомнить, куда отправился Язычок, что он делал, с кем познакомился, как пели птицы и т.д. На этом этапе необходимо следить за правильным построением предложения, согласованием слов в роде, числе и падеже. Беседа поможет активизировать лексический запас, развить наблюдательность, внимание, память, научить улавливать зависимость между конкретными действиями, событиями или явлениями. Вопросы, предлагаемые для беседы, направлены преимущественно на познавательную активность ребенка и соответствуют основным закономерностям развития психических процессов в период дошкольного детства [4, с.33].

Вашему вниманию представлены несколько способов использования элементов сказкотерапии в работе по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Сказка о Веселом Язычке

Жил на свете язычок. Был у него свой домик.

Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать.

Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!

А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и". Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у - у". Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.

Вот и сказке конец.

Язычок делает ремонт.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом, для чего сначала открывал первую дверь - губы, затем вторую дверь – зубы, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны (Дети выполняют соответствующие движения языком).

Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд-назад и из стороны в сторону по нёбу – упражнение "Маляр").

Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щёк обоями. Делал он это очень аккуратно, педантично наклеивая одну полоску за другой (Движения языка сверху-вниз по внутренней стороне обеих щёк).

После ремонта Язычок мыл полы (Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт).

Чинил Язычок и двери-зубы (Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы - упражнение "Забор").

Предлагаемые детям артикуляционные сказки, делают коррекционно-развивающую деятельность интересной, увлекательной, эмоциональной, помогает:

  • формировать кинестетическую основу движений,
  • развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,
  • воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность,
  • поддерживать интерес детей к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в логопедических занятиях.

Дети не замечают, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Список литературы

  1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Санкт-Петербург. 2005.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт-Петербург. 2006.
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста – учебно-методическое пособие, конспект. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007.
  4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

Поделиться

656

Чумаченко Е. Ю., Ломоносова З. В., Старченко Т. С. Применение сказкотерапии в работе по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2022. №51 (130). Ч.II.С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/5268-primenenie-skazkoterapii-v-rabote-po-razvitiy

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля