Специфика региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства

В статье поднимается проблема региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства в методическом, дидактическом, структурно-содержательном, технологическом и результативном аспектах. Данная проблема была основана и осмыслена потому, что в нормативном поле высшего образования появилась новая Концепции подготовки педагогических кадров для системы общего, средне профессионального и высшего образования, действующий на период с 2022 по 2030 года. В данной статье особый упор сделан к специфике региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства, которая заключается в поликомпетентностной и мультидисциплинарной подготовке современного педагога-музыканта. Такая необходимость обусловлена Федеральными государственными образовательными стандартами, которая определяет специфику реализации основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по профилю подготовки - музыкально-педагогическое направление.

Аннотация статьи
федеральный государственный образовательный стандарт
методология педагогики
система подготовки кадров
сфера культуры и искусства
профессиональная подготовка педагога-музыканта
система педагогического образования
учебно-методическое обеспечение
мультидисциплинарная поликомпетентностная подготовка педагога-музыканта
образовательная программа
Ключевые слова

После внесения изменений в нормативно-правовом поле системы высшего профессионального образования после внедрения Федеральные государственные образовательные стандарты и в соответствии с этими стандартами утвердили модульный механизм содержательного блока образовательных программ и учебных планов. Разделением обязательной и вариативной части, где наряду с обязательной частью было закреплено право каждого учебного заведения на свободное формирование профильной части, обеспечивающей профессиональные компетенции, на основании данных изменений организации высшего профессионального образования в каждом регионе постепенно выработали уникальные направления подготовки бакалавров, магистров и специалистов.

Формирование уникального продукта (образовательных услуг организации высшего профессионального образования) было обусловлено кадровыми, материальными, финансовыми возможностями учреждения, а также демографическим и социально-экономическим факторами региона.

Однако при этом остались нерешенными такие жизненно важные для сферы профессионального высшего образования вопросы, как:

  • эффективность разрабатываемых организациями высшего профессионального образования учебно-методических комплексов,
  • качество учебных пособий, дидактического инструментария,
  • результатов подготовки дипломированных профессионалов для отечественной системы дошкольного, школьного, дополнительного и среднего специального образования, кардинально отличавшихся от организации высшего профессионального образования.

Решение данных вопросов стало определяющим фактором утверждения Правительством Российской Федерации 24 июня 2022 года Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года.

Концепции подготовки педагогических кадров стал документом стратегического планирования федерального уровня, который был нацелен стать основным руководством по организации образовательного процесса в организациях высшего профессионального образования, реализующих программы бакалавриата, магистратуры и специалитета педагогических направлений и профилей подготовки до 2030 года.

Целью Концепции является обеспечение гарантии единообразных результатов реализации образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по педагогическим профилям. В данном случае под «результатами» подразумеваются «единые подходы к механизмам и инструментам оценки качества; … соответствие результатов подготовки выпускника (молодого учителя) актуальным запросам отрасли, общества и государства» [2, с. 5].

Имеющиеся показатели подготовки выпускников организации высшего профессионального образования на сегодняшний день, действительно, выражаются, как правило, в достаточно «размытых» формулировках компетенций, без четко определяемых элементов, составляющих трудовые функции и квалификации, закрепленные в соответствующих профессиональных стандартах, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Поэтому единообразие результатов, регламентированное в Концепции подготовки педагогических кадров, станут гарантом определенных качеств подготовки педагогов, которое подразумевает унификацию методов, средств, технологий, дидактического инструментария, которые смогут обеспечить достижение «единства образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями программ подготовки педагогических кадров для системы образования» [2, с. 6].

В настоящее время утвержденные Федеральные государственные образовательные стандарты организации высшего профессионального образования по-прежнему регламентируют реализацию в высших учебных заведениях России программ бакалавриата, магистратуры и специалитета по музыкально-педагогическим профилям, обеспечивающим универсальную мультидисциплинарную и поликомпетентностную подготовку педагога-музыканта.

Такая подготовка предполагает «выпуск дипломированных педагогов-музыкантов, способных и готовых к осуществлению профессиональных обязанностей и трудовых функций в качестве учителя музыки общеобразовательной школы, преподавателя профессиональных дисциплин в учреждениях дополнительного и среднего специального образования (музыкальной литературы, сольфеджио, музыкального инструмента, вокала и др.), руководителя творческих коллективов (хоровых, ансамблевых, оркестровых), педагога дополнительного образования в области музыкального искусства на базе общеобразовательных школ, организатора музыкального досуга» [3, с. 5].

Данная подготовка по всем вышеперечисленным профессиональным ролям и соответствующим им трудовым функциям, которые закреплены в различных трудовых стандартах, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, требует моделирования и реализации сложного системного комплекса, включающего рабочие учебные программы, учебно-методические разработки, дидактические материалы для освоения необходимых компетенций и квалификаций.

Предметно-тематический спектр организации высшего профессионального образования во многом определяется региональными и муниципальными потребностями, то есть локальным рынком труда, запросами учреждений культуры, учебными заведениями общего, дополнительного, среднего специального образования. В связи с этим каждое региональное высшее учебное заведение формирует свой уникальный набор элективных и факультативных дисциплин, а также модулей, обеспечивающих формирование у выпускников профессиональных компетенций для каждого региона [1, с. 5].

При этом реализация программно-методических и дидактических задач, которые в полной мере использовали организации высшего профессионального образования в течение последнего десятилетия, становится проблематичной в контексте одной из основных задач Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, которая заключается в требовании «разработки единого подхода к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей … для достижения единых результатов» [2, с. 8].

Поскольку согласно данной Концепции в настоящее время начинается новый виток трансформационного развития высшего и среднего профессионального педагогического образования, где одним из источников для инновационных решений, проектов стратегий и действий становится идея унификации региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства.

Определение основных компонентов системы подготовки педагогических кадроврегиональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства, обусловливающих вектор и содержание программно-методического проектирования, позволяет сделать вывод, что приведение педагогического образования к единой структуре, содержанию и результатам региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства потребует изменений на философско-методологическом, методическом, предметно-тематическом, дидактическом и технологическом уровнях.

Текст статьи
  1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ как метаметод педагогики музыкального образования. Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни. Вестник кафедры ЮНЕСКО. 2023; № 2: 23–22.
  2. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Available at: https://government.ru/docs/45882/
  3. Рапацкая Л.А. Культурологический подход в музыкальном образовании: история и перспективы развития. Ценности и смыслы. 2026; № S6 (46): 6–24.
Список литературы