В настоящее время преподавание истории в школе требует модернизации методики и приемов, которые используются на уроках, что позволит повысить политическую культуру учеников. Преподавание истории в школе требует от учителя творческого подхода, особенно в выборе методических приемов и средств, наглядного материала и использования аудиовизуальных средств.
При этом одним из наиболее весомых приоритетов становится формирование творческого и критического мышления учащихся, ориентировка не столько на знание, сколько на усвоение учащимися опыта самостоятельной работы. Очевидно, что одним из средств развития личности учащегося в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации учащегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность, которая должна включать в себя постановку творческих, исследовательских задач и научное, поэтапное решение. Учитывая изложенное, подбор правильной методики преподавания, использование инновационных технологий при преподавании такого учебного предмета как «История» и обусловили актуальность темы исследования.
Целью исследования является выявление проблемных вопросов преподавания истории в школе, а также обозначение перспективных направлений преподавания.
Как показывает анализ состояния школьного исторического образования, существуют определенные проблемы в практике обучения истории в школе:
- недостаточный уровень разработки содержания компетентностей учащихся, формирующихся в обучении истории в школе;
- отсутствие определения психолого-педагогических и методических условий формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся;
- нерегулируемость отбора и применения форм, методов, технологий и средств обучения, которые должны оптимально решать задачи компетентностного обучения;
- отсутствие разработанных подходов к оценке учебных достижений учащихся в качестве составляющей учебного процесса;
- неготовность большинства учителей к полноценной реализации компетентно ориентированного обучения.
Умение учащихся размещать исторические факты и объекты во времени – это обязательное умение, формируемое в процессе изучения истории.
Деятельность по изучению и использованию хронологии должна быть органическим элементом в общей системе обучения истории, она должна быть спланирована на всех этапах учебного процесса [1, c. 93].
При преподавании истории педагог должен направлять деятельность учащихся на умение ориентироваться в историческом времени, рассматривать общественные явления в развитии и конкретных исторических условиях определенного времени, сопоставлять исторические события, явления с историческими периодами (эпохами), ориентироваться в научной периодизации истории, а также использовать периодизацию в качестве способа познания исторического процесса.
Преподавание истории должно носить диалогический характер в форме: а) диалога ученика с учителем; б) диалога ученика с учебником; в) диалога ученика информационными системами в сети Интернет.
Можно выделить четыре основные группы источников по исследованию вопроса научно-методического обеспечения школьного исторического образования:
- Архивные материалы.
- Нормативные правовые акты.
- Специализированная печатная продукция.
- Образовательная периодика.
Особенности преподавания истории в школе ставит перед учителем следующие задачи, решение которых позволит не допустить возникновения трудности при преподавании:
- учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
- обучать школьников сотрудничеству в выполнении групповых заданий;
- формировать коммуникативные умения учащихся;
- формировать рефлексивные компоненты учебной деятельности: планирование, анализ, контроль, оценку;
- стимулировать нравственные переживания взаимного обучения [2, c. 74].
В преподавании истории учителю необходимо более смело заимствовать как передовой отечественный опыт, так и опыт других стран.
Достаточно результативны такие приемы активизации работы учеников на уроках истории, как самостоятельное формирование проблемных вопросов, анализ на основе усвоенного понятийного аппарата, актуальных проблем исторической науки, постановка и обсуждение в рамках темы урока вопросов, волнующих самих учащихся, в решении которых они наиболее заинтересованы. Все это развивает у учащихся творческий подход к изучению, освещению и усвоению вопросов соответствующей темы урока.
Новая методика преподавания истории в школах требует обеспечения соответствующей учебно-методической литературой [3, c. 59].
Важной предпосылкой для усвоения исторического знания учащимися является пробуждение у них интереса к содержанию учебного материала, положительному отношению к обучению. Надо, чтобы учащиеся не только были заинтересованы интеллектуальной работой, которую нужно выполнить с целью реализации той или иной задачи познавательного характера, но и стремиться при этом приобрести определенные умения и навыки.
Для этого учителю истории необходимо подобрать и систематизировать соответствующий материал, организовать работу над ним так, чтобы не снижалась интеллектуальная деятельность школьников. При таком отношении к работе учитель, постепенно усложняя задачи, воспитывает у школьников уверенность в себе, обеспечивает неуклонное продвижение отстающих в обучении детей до уровня средних и лучших школьников [4, c. 108].
Поэтому при подготовке к урокам учителю истории необходимо продумать нагрузку для каждого ученика в зависимости от его развития и способностей, ставить такие индивидуальные задачи, которые могут вызывать интерес как у лучших учащихся, так и у отстающих.
В этой связи на современном этапе поиски новых форм индивидуализации обучения осуществляются в рамках всестороннего стимулирования способностей каждого обучающегося с учетом его интересов, мотивов, разницы в интеллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической сферах.
Историческое образование должно активно способствовать формированию гармонично развитой и целостной личности школьника, способной к самостоятельному мышлению, общественному выбору и деятельности, направленной на процветание страны. Непосредственно учителя истории должны сосредоточить свое внимание на обеспечении воспитания личности, которая осознает свою принадлежность к народу, способствовать развитию и обогащению культурно-исторических традиций, воспитанию культуры межэтнических и межличностных отношений, формированию навыков самостоятельного научного познания личности [5, c. 271].
Таким образом, совершенствование исторического образования происходит в рыночных условиях развития экономики, что требует существенных изменений государственной образовательной политики на том или ином этапе ее реализации, постоянной ее корректировки и т.п. При преподавании истории в школе учителя должны обеспечить индивидуальный подход к школьнику, учитывая при этом национально-культурные особенности государства. Также необходимо обеспечить диалог на уроке между школьниками в целях закрепления изученного материала.