Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Преподавание истории в школе: проблемы и перспективы

Преподавание истории в школе: проблемы и перспективы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

история
школа
исторические факты
хронология
учащиеся

Аннотация статьи

Статья посвящена характеристике проблем и перспектив преподавания истории в школе. Отмечено, что преподавание истории должно носить диалогический характер. Выделены основные группы источников по исследованию вопроса научно-методического обеспечения школьного исторического образования. Обозначены задачи, решение которых позволит не допустить возникновения сложностей при преподавании истории в школе.

Текст статьи

В настоящее время преподавание истории в школе требует модернизации методики и приемов, которые используются на уроках, что позволит повысить политическую культуру учеников. Преподавание истории в школе требует от учителя творческого подхода, особенно в выборе методических приемов и средств, наглядного материала и использования аудиовизуальных средств.

При этом одним из наиболее весомых приоритетов становится формирование творческого и критического мышления учащихся, ориентировка не столько на знание, сколько на усвоение учащимися опыта самостоятельной работы. Очевидно, что одним из средств развития личности учащегося в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации учащегося на уроках истории является учебно-исследовательская деятельность, которая должна включать в себя постановку творческих, исследовательских задач и научное, поэтапное решение. Учитывая изложенное, подбор правильной методики преподавания, использование инновационных технологий при преподавании такого учебного предмета как «История» и обусловили актуальность темы исследования.

Целью исследования является выявление проблемных вопросов преподавания истории в школе, а также обозначение перспективных направлений преподавания.

Как показывает анализ состояния школьного исторического образования, существуют определенные проблемы в практике обучения истории в школе:

  • недостаточный уровень разработки содержания компетентностей учащихся, формирующихся в обучении истории в школе;
  • отсутствие определения психолого-педагогических и методических условий формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся;
  • нерегулируемость отбора и применения форм, методов, технологий и средств обучения, которые должны оптимально решать задачи компетентностного обучения;
  • отсутствие разработанных подходов к оценке учебных достижений учащихся в качестве составляющей учебного процесса;
  • неготовность большинства учителей к полноценной реализации компетентно ориентированного обучения.

Умение учащихся размещать исторические факты и объекты во времени – это обязательное умение, формируемое в процессе изучения истории.

Деятельность по изучению и использованию хронологии должна быть органическим элементом в общей системе обучения истории, она должна быть спланирована на всех этапах учебного процесса [1, c. 93].

При преподавании истории педагог должен направлять деятельность учащихся на умение ориентироваться в историческом времени, рассматривать общественные явления в развитии и конкретных исторических условиях определенного времени, сопоставлять исторические события, явления с историческими периодами (эпохами), ориентироваться в научной периодизации истории, а также использовать периодизацию в качестве способа познания исторического процесса.

Преподавание истории должно носить диалогический характер в форме: а) диалога ученика с учителем; б) диалога ученика с учебником; в) диалога ученика информационными системами в сети Интернет.

Можно выделить четыре основные группы источников по исследованию вопроса научно-методического обеспечения школьного исторического образования:

  1. Архивные материалы.
  2. Нормативные правовые акты.
  3. Специализированная печатная продукция.
  4. Образовательная периодика.

Особенности преподавания истории в школе ставит перед учителем следующие задачи, решение которых позволит не допустить возникновения трудности при преподавании:

  • учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
  • обучать школьников сотрудничеству в выполнении групповых заданий;
  • формировать коммуникативные умения учащихся;
  • формировать рефлексивные компоненты учебной деятельности: планирование, анализ, контроль, оценку;
  • стимулировать нравственные переживания взаимного обучения [2, c. 74].

В преподавании истории учителю необходимо более смело заимствовать как передовой отечественный опыт, так и опыт других стран.

Достаточно результативны такие приемы активизации работы учеников на уроках истории, как самостоятельное формирование проблемных вопросов, анализ на основе усвоенного понятийного аппарата, актуальных проблем исторической науки, постановка и обсуждение в рамках темы урока вопросов, волнующих самих учащихся, в решении которых они наиболее заинтересованы. Все это развивает у учащихся творческий подход к изучению, освещению и усвоению вопросов соответствующей темы урока.

 Новая методика преподавания истории в школах требует обеспечения соответствующей учебно-методической литературой [3, c. 59].

Важной предпосылкой для усвоения исторического знания учащимися является пробуждение у них интереса к содержанию учебного материала, положительному отношению к обучению. Надо, чтобы учащиеся не только были заинтересованы интеллектуальной работой, которую нужно выполнить с целью реализации той или иной задачи познавательного характера, но и стремиться при этом приобрести определенные умения и навыки.

Для этого учителю истории необходимо подобрать и систематизировать соответствующий материал, организовать работу над ним так, чтобы не снижалась интеллектуальная деятельность школьников. При таком отношении к работе учитель, постепенно усложняя задачи, воспитывает у школьников уверенность в себе, обеспечивает неуклонное продвижение отстающих в обучении детей до уровня средних и лучших школьников [4, c. 108].

Поэтому при подготовке к урокам учителю истории необходимо продумать нагрузку для каждого ученика в зависимости от его развития и способностей, ставить такие индивидуальные задачи, которые могут вызывать интерес как у лучших учащихся, так и у отстающих.

В этой связи на современном этапе поиски новых форм индивидуализации обучения осуществляются в рамках всестороннего стимулирования способностей каждого обучающегося с учетом его интересов, мотивов, разницы в интеллектуальной, эмоционально-волевой, действенно-практической сферах.

Историческое образование должно активно способствовать формированию гармонично развитой и целостной личности школьника, способной к самостоятельному мышлению, общественному выбору и деятельности, направленной на процветание страны. Непосредственно учителя истории должны сосредоточить свое внимание на обеспечении воспитания личности, которая осознает свою принадлежность к народу, способствовать развитию и обогащению культурно-исторических традиций, воспитанию культуры межэтнических и межличностных отношений, формированию навыков самостоятельного научного познания личности [5, c. 271].

Таким образом, совершенствование исторического образования происходит в рыночных условиях развития экономики, что требует существенных изменений государственной образовательной политики на том или ином этапе ее реализации, постоянной ее корректировки и т.п. При преподавании истории в школе учителя должны обеспечить индивидуальный подход к школьнику, учитывая при этом национально-культурные особенности государства. Также необходимо обеспечить диалог на уроке между школьниками в целях закрепления изученного материала.

Список литературы

  1. Алексашкина Л.Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике: пособие / Л. Н. Алексашкина. – М.: Русское слово, 2018. – 270 с.
  2. Вяземский Е.Е. Актуальные проблемы преподавания истории в различных типах образовательных организаций. Коллективная монография. Ч. 8 / Отв. ред. Л.В. Алексеева. – Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. – 134 с.
  3. Кружалина А.А. Методика преподавания истории России в школе в условиях ФГОС третьего поколения: учебное пособие / А.А. Кружалина. – Иркутск: Оттиск, 2021. – 121 с.
  4. Навойчик Е.Ю. Инновационное проектирование процесса преподавания истории и обществознания в школе: учебное пособие / Е.Ю. Навойчик. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018. – 194 с.
  5. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учебное пособие / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 475 с.

Поделиться

7174

Авраменко А. А. Преподавание истории в школе: проблемы и перспективы // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/5443-prepodavanie-istorii-v-shkole-problemi-i-pers

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря