Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Управление персоналом организации через его профессиональное развитие

Управление персоналом организации через его профессиональное развитие

Научный руководитель

Ширяева Татьяна Юрьевна

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

стратегия
управление персоналом
профессиональное развитие
мотивация персонала
повышение квалификации
коучинг
коуч-обучение
secondment

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрена взаимосвязь процесса управления персоналом организации с системой профессионального развития сотрудников, понятие стратегия управления персоналом, указаны направления профессионального развития персонала, представлено определение потребностей в профессиональном развитии, факторы, влияющие на необходимость профессионального развития.

Текст статьи

В настоящее время в любой организации острой проблемой выступает проблема управления трудовыми ресурсами, для эффективного функционирования любого хозяйствующего субъекта.

Управление персоналом выступает важнейшим звеном в системе управления бизнесом коммерческой организации. Управление персоналом представлено совокупностью связанных между собой экономических и социальных мер, которые направлены на поддержание и профессиональное развитие кадрового потенциала хозяйствующего субъекта рыночных отношений [1].

Процесс управления персоналом отражается в понятии стратегия.

Понятие «стратегия» многогранно, имеет разные определения. Так по мнению американского исследователя Рассела Акоффа стратегия понимается, как «…процесс принятия и оценки целого ряда взаимозависимых решений, предваряющих определенную деятельность, которые определяют желаемое будущее состояние…».

Российский ученый Л.И. Евенко определяет стратегию, как «конкретизация пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирование действий на перспективу».

Профессор О.С. Виханский определяет стратегию как «долгосрочное качественное определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям».

Исходя из научных взглядов представленных исследователей, можно сделать вывод о том, что стратегия представляет собой определенный план четко разработанных действий, направленных на достижение конкретных поставленных целей.

Построение стратегии управления персоналом коммерческой организации представляет собой комплекс мер и действий, разработанный руководством организации для создания высококвалифицированного, ответственного трудового коллектива, учитывающий при этом главную цель и миссию организации.

Эффективность работы организации зависит от того, какой степенью понимания общих целей организации будут обладать человеческие ресурсы; а так же будет учитываться эффективность каждого работника в отдельности.

Плодотворная работа сотрудников, имеющая положительный эффект для всей организации, будет зависеть от:

  • Способности работника выполнять его трудовые обязанности качественно;
  • Понимания сотрудником общей цели организации и не отделение от них своих личных целей и задач;
  • Наличия определенного опыта и овладение профессиональными компетенциями в области своей деятельности;
  • Понимания своей собственной значимости в общем деле организации;
  • Стимулирования его деятельности со стороны руководящего состава организации [2].

Возможно выстраивание эффективной системы управления посредством реализации программы профессионального развития персонала.

Очень сложно побудить человека к выполнению необходимой деятельности для организации, если он не будет иметь какой-то интерес и не будет удовлетворять какие-то личные потребности. В данном случае профессиональное развитие будет рассматриваться как фактор стимулирования и мотивации, побуждения к выполнению поставленных задач организации для каждого конкретного сотрудника.

Следовательно, профессиональное развитие персонала – это совокупность взаимозависимых между собой мероприятий, имеющих цель улучшение профессиональных навыков сотрудников и их мотивации, для выполнения новых производственных задач, изменение занимаемой должности [3].

Выделяют ряд факторов, обуславливающих необходимость организации профессионального развития сотрудников в современных условиях, это:

  • Высокая степень конкуренции на любом типе рынка;
  • Внедрение IT-технологий в различные сферы деятельности;
  • Разработка и внедрение единой программы деятельности современной организации, включающей в себя стратегию управления организацией и стратегию управления человеческими ресурсами;
  • Необходимость разработки организационной культуры организации;
  • Реализация кадровой политики и решение главных задач организации с непосредственным участием руководителей организации.

Профессиональное развитие персонала включает в себя следующие направления, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Направления профессионального развития

В последние двадцать лет, направления профессионального развития, как способ управления персоналом, обусловило тот факт, что руководители организации заинтересованы в этом и берут на себя все расходы, связанные с обновлением персонала. К данным расходам следует отнести расходы на вознаграждение инструкторам, преподавателям, тренерам, аренду учебного помещения, приобретение учебных материалом и инструментов, для работников, проходящих обучение с отрывом от производства, в качестве расходов также следует рассматривать командировочные расходы [4].

Занимаясь разработкой плана по профессиональному развитию, прежде стоит определить потребность организации в профессиональном развитии своих сотрудников. Здесь важно понимать кто формирует эту потребность. Элементы определения потребностей представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Элементы определения потребностей в профессиональном развитии сотрудников организации

Определение потребностей в профессиональном развитии, как видно из рисунка, исходит либо от отдела управления персоналом, либо непосредственно от сотрудника, либо от его руководителя. Потребность будет определятся на основании поданных руководителями или специалистами подразделений заявок, с помощью проводимых опросов, путем тестирования самих сотрудников, в соответствии с индивидуальными планами развития каждого конкретного сотрудника, пожелания самих сотрудников по профессиональной подготовке [5].

Определив потребности в развитии руководство организации занимается вопросом формирования бюджета на эти мероприятия, затем самостоятельно или совместно с отделом управления и развития человеческими ресурсами устанавливает цель мероприятий по развитию, определяются критерии оценки эффективности данных мероприятий и разрабатывается сама программа/план профессионального развития сотрудников.

Для развития сотрудника и повышения качества работы всего коллектива нужно активно использовать курсы повышения квалификации, стажировки, специализированные курсы и кружки, продвижение по карьерной лестнице, элементы коачинга, коуч-обучения, ротацию, secondment и другие мероприятия, повышающие самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Это позволит выстроить систему взаимоотношений, в которой люди будут отвержены в труде, а руководитель получит желаемый потенциал развития своего бизнеса [6].

Таким образом, процесс управления человеческими ресурсами просматривается через призму их профессионального развития. Невозможно воздействовать на персонал и получить желаемый результат, без их личной заинтересованности и получения личной выгоды. Именно профессиональное развитие дает им возможность саморазвиваться, повышать свою компетенцию, конкурентоспособность, продвигаться по карьерной лестнице, возможность рассчитывать на повышение вознаграждения за свой труд, овладение новыми направлениями, знаниями, открытие новых возможностей. Тем самым, руководитель предоставив персоналу организации перечисленные возможности может получить результативную отдачу от него в процессе управления.

Список литературы

  1. Валиуллина В. Э. Современные особенности профессионального развития персонала / В.Э. Валиуллина // Молодой ученый. - 2018. - №12. - С. 393-395.
  2. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 352 c.
  3. Кулакова, А.М. К вопросу о методах выявления потребностей в обучении, подготовке и повышении квалификации персонала / А.М. Кулагова, А.К. Соломко // Форум молодых ученых. – 2018. – № 9 (25). – С. 439–444.
  4. Кязимов К.Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала / К.Г. Кязимов. - М.: МИК, 2018. - 240 c.
  5. Минева О. К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: учебник / О.К. Минева, И.Н. Ахунжанова, Т.А. Мордасова [и др.]; под ред. О.К. Миневой. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 160 с.
  6. Серкина Н. А. Совершенствование управления развитием персонала / Н.А. Серина // Молодой ученый. - 2018. - №18. - С. 286-289.

 

Поделиться

1271

Бондаренко Д. А. Управление персоналом организации через его профессиональное развитие // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 34-37. URL: https://apni.ru/article/5447-upravlenie-personalom-organizatsii-cherez-ego

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря