Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Организация профессионального развития персонала современной организации

Организация профессионального развития персонала современной организации

Автор(-ы):

Бондаренко Денис Александрович

22 января 2023

Научный руководитель

Ширяева Татьяна Юрьевна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

профессиональное развитие
персонал
обучение персонала
Assesment center
программа развития HiPo
коучинг
менторинг

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрено место профессионального развития персонала в системе взаимодействия руководства организации с ее персоналом, выделены основные проблемы, связанные с организацией процесса профессионального совершенствования персонала и намечены пути разрешения выявленных проблем, кроме этого представлен план мероприятий по профессиональному развитию персонала современной организации, обозначены современные актуальные направления в профессиональном развитии персонала организации.

Текст статьи

Переход к рыночным отношениям обозначил высокую динамику изменения требований к качественным параметрам рабочей силы. При этом выявляются важные сдвиги в отношении роли и значения отдельных компонентов ее качества. Весьма убедительным примером здесь может послужить место образовательного фактора в общих качественных характеристиках совокупного работника [1].

Профессиональное развитие персонала организации является важным аспектом кадровой политики и стратегии любого хозяйствующего субъекта.

Профессиональное развитие и совершенствование персонала любой коммерческой организации занимает особое место в системе взаимодействия между персоналом и руководством организации. Более подробно то представлено на рисунке.

Рис. Диаграмма Ишикавы (метод «рыбья кость»): компоненты системы взаимодействия руководства с персоналом (СВРП)

Наряду с грамотно организованными процедурами найма и отбора, адаптации, стимулирования, деловой оценки персонала, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, осваивать современные образцы техники, разрабатывать и внедрять передовые приемы и технологии, а также готовить высококвалифицированных, мотивированных на успех сотрудников, является создание в организации системы профессионального развития персонала. [1]

В процессе исследования были выявлены проблемы совершенствования персонала современной организации и определены способы их решения, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Проблемы совершенствования персонала и способы их решения

Проблемы

Способы решения

1. Модернизация содержательной и технологической сторон производственного процесса

Недостаточная подготовленность персонала, не имеющих специального образования, полноценно и эффективно организовать производственный процесс на предприятии.

Повышение квалификации административно-управленческого персонала, рабочих, непосредственно связанных с производственным процессом.

Привлечение специалистов, имеющих специальное образование, молодых специалистов.

Организация системы наставничества.

Приоритет использования устаревшего оборудования, традиционных форм и методов организации процесса производства, настороженность и иногда пассивность в использовании инновационных технологий.

Апробация и внедрение современных промышленных технологий, обучение у зарубежных коллег.

Повышение квалификации работников, переходящих к новым инновационным технологиям.

2. Создание условий, обеспечивающих рост квалификации всего персонала предприятия. Личностный рост управленца, менеджера, специалиста, рабочего. Повышение профессионализма персонала как условие для эффективности и повышения конкурентоспособности предприятия на современном рынке.

Несоответствие уровня компетенции сотрудников требованиям занимаемых должностей. Низкий уровень корпоративных программ обучения персонала внутри организации.

Организация внутренней оценки работников предприятия, создание Assessment center на предприятии.

Относительное старение персонала предприятия, ухудшение состояния здоровья, психологическое «выгорание».

Создание резерва квалифицированных молодых специалистов, оздоровление персонала через проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, тренингов, выездов на природу, командной работы.

На основе выявленных проблем и обоснования направлений их решения может быть предложен план организационно-технических мероприятий (ОТМ) по профессиональному развитию и обучению персонала современной организации, представленный в таблице 2.

Таблица 2

План ОТМ по развитию и профессиональному обучению персонала

№ п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

 

1

Организовать стажировку работников в сотрудничестве с зарубежными компаниями

В течение года

АУП

Начальник отдела кадров

 

2

Организовать курсы повышения квалификации с учетом занятости на основном месте работы

В течение года

Начальник отдела кадров

 

3

Проведение обучающих тренингов для коллектива организации с привлечением HR-специалистов

В течение года

АУП

Начальник отдела кадров

 

4

Внедрение программного обеспечения для организации работы внутри фирмы, создание специального электронного приложения для всего персонала предприятия

В течение года

IT-специалист

АУП

Начальник отдела кадров

 

5

Работа с группой сотрудников «HiPo»

В течение года

АУП

Начальник отдела кадров

 

6

Создание на предприятии в рамках отдела кадров специального подразделения Assesment center

В течение года

АУП

Начальник отдела кадров

 

7

Организовать систему стажировок в компании-партнеры для обмена опытом и повышения личностного профессионального мастерства

В течение года

АУП

Начальник отдела кадров

 

Примечание - Составлено автором

Для решения проблем, связанных с профессиональным развитием персонала, как было представлено в таблице, следует создать внутренний Assessment center, необходимый для комплексной оценки деятельности всего персонала предприятия [2].

Это метод комплексной оценки персонала, основанный на моделировании ключевых моментов деятельности сотрудников для выявления уровня развития их профессионально-важных качеств (компетенций), определения потенциала и дальнейшего совершенствования.

Использование технологии центра оценки позволит организации решить ряд ключевых бизнес-задач в системе профессионального развития персонала:

  • Достоверно оценить уровень компетентности специалистов и руководителей компании;
  • Выявить высокопотенциальных и перспективных сотрудников для дальнейшего целенаправленного развития и карьерного продвижения;
  • Организовать эффективный подбор персонала и точную расстановку кадров внутри компании;
  • Разработать индивидуальные планы развития сотрудников, в полной мере учитывающие их сильные стороны и зоны развития;
  • Сформировать кадровый резерв организации;
  • Повысить эффективность корпоративных программ обучения и развития персонала [3].

Дополнительным преимуществом применения Assessment-центра является высокая надежность метода и достоверность результатов оценки. Это достигается благодаря тому, что оценка каждого участника проводится несколькими специально подготовленными экспертами-наблюдателями по чёткому алгоритму и в соответствии с предварительно выбранными критериями – компетенциями.

Так же новшеством, которое следует внедрить в практику современной организации – это стратегическая программа HiPo по выявлению высокопотенциальных сотрудников в организации [4].

Сегодня происходят серьезные изменения в мире бизнеса, связанные с четвертой промышленной революцией. В результате организации сталкиваются с радикально меняющимся контекстом для рабочей силы, рабочего места и мира труда.

Именно поэтому необходимо создавать резерв высококвалифицированных специалистов, способных быстро подстроиться к изменяющимся условиям. Следовательно, организовать процесс создания нужного кадрового резерва возможно с применением программы HiPo, которая включает в себя тренинги, коучинг и менторинг. Достижение этих целей связано с формированием и развитием у работников, зачисленных в резерв HiPo, необходимых профессиональных знаний, деловых и личных качеств, обеспечивающих успешное выполнение функциональных обязанностей на руководящей должности. В состав участников программы отбираются самые талантливые сотрудники, которые будут в течение 1,5-2 лет проходить очное и дистанционное обучение, а также стажировки в России и за рубежом [5].

Потенциал кадрового резерва определяется исключительно, высокой обучаемостью, которая и отличает перспективных сотрудников от остальных.

Обучение по программе HiPo, может дать организации не просто повышение квалификации персонала, но и оптимизацию бизнес-процессов за счет применения полученных знаний и навыков, увеличение лояльности со стороны сотрудников, повышение качества работы за счет использования современных технологий и практик в работе.

Таким образом, представленные решения проблем, связанных с профессиональным развитием и совершенствованием персонала современной организации, в результате внедрения, позволят повысить эффективность всех бизнес-процессов хозяйствующего субъекта.

Список литературы

  1. Егоршин А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2019.
  2. Журавлев П.В., Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. – М.: Экзамен, 2018.
  3. Магура, М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал - технологии - М., 2017. – 294 с.
  4. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: ИД Нева, 2016.
  5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2017. – 401 с.

Поделиться

748

Бондаренко Д. А. Организация профессионального развития персонала современной организации // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 30-33. URL: https://apni.ru/article/5448-organizatsiya-professionalnogo-razvitiya-pers

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля