Данное исследование основано на анализе статических данных, полученных в результате двух анкетирований, проведённых с разницей в полгода. Сопоставив данные, полученные от 100 добровольцев, мы определим, как сессия повлияла на их качество жизни.
Материалы и методы. Для этого исследования мы провели два анкетирования, первое в июле, второе в конце января. Анкеты были составлены на основе стандартизированного опросника SF-36. Вопросы были загружены на платформу Google-Формы, где каждый желающий мог анонимно пройти анкетирование. Ссылка для доступа к анкете распространялась через социальные сети авторов, поэтому в исследовании поучаствовали в основном студенты медицинских высших учебных заведений города Санкт-Петербург. Анкета содержала следующие вопросы:
- Как бы Вы в целом оценили состояние Вашего здоровья?
- Как бы Вы в целом оценили свое здоровье сейчас по сравнению с тем, что было год назад
- Ограничивает ли Вас состояние Вашего здоровья в настоящее время в выполнении перечисленных ниже физических нагрузок? Если да, то в какой степени?
- Бывало ли за последние 4 недели так, что Ваше физическое состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной жизни. Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности?
- Насколько Ваше физическое и эмоциональное состояние в течение последних 4 недель мешало Вам проводить время с семьей, друзьями, соседями или в коллективе?
- Насколько сильную физическую боль Вы испытывали за последние 4 недели?
- В какой степени боль в течение последних 4 недель мешала Вам заниматься Вашей нормальной работой (включая работу вне дома или по дому)?
- Как часто за последние 4 недели Ваше физическое или эмоциональное состояние мешало Вам активно общаться с людьми (навещать друзей, родственников и т. п.)?
В каждом опросе поучаствовало 100 человек, обучающихся по общеобразовательным программам в ВУЗах Санкт-Петербурга. В процессе обработки результатов мы разделили опрашиваемых по курсам. Было подсчитано, что в первом опросе поучаствовали 15 первокурсников (15%), 10 второкурсников (10%), 30 третьекурсников (30%), 18 четверокурсников (18%), 17 пятикурсников (17%), 6 шестикурсников (6%), 4 ординатора (4%), для второго анкетирования данные были следующими: 10 первокурсников (10%), 12 второкурсников (12%), 28 третьекурсников (28%), 18 четверокурсников (18%), 18 пятикурсников (18%), 6 шестикурсников (6%), 8 ординаторов (8%). Видно, что большая часть опрошенных учится на старших курсах, можно предположить, что они должны быть более стрессоустойчивыми, особенно к сессии. Однако данное предположение не нашло статистического подтверждения. В каждом из опросов только 25 человек оценили своё здоровье как "хорошее", половина ответили "посредственное", а оставшиеся 25 опрошенных - "плохое".
78 опрошенных из первой сотни ответили, что субъективно их здоровье не изменились за год, примерно такой же результат (78%) наблюдался и во второй сотне, 2 и 5 человек заверили, что оно значительно улучшилось, оставшиеся 20% в обеих группах заявили о несерьёзных ухудшениях по сравнению с прошлым годом.
У нас был отдельный блок вопросов о тяжести физических нагрузок, где около 65% в первой выборке отметили, что активности по типу силовых упражнений, бега, подняться пешком по лестнице на несколько этажей и пройти расстояние больше 1 километра. По тому же параметру во второй выборке мы нашли 68% опрошенных. Многим (80% и 78%) за последние 4 недели, на которые и выпали экзамены, пришлось прилагать больше усилий для выполнения обыденных дел по дому.
На вопрос "Бывало ли за последние 4 недели, что Ваше эмоциональное состояние вызывало затруднения в Вашей работе или другой обычной повседневной деятельности?" 62 человека после летней сессии ответили "да" и добавили, что они делали меньше, чем им хотелось, к такому же ответу пришли 58 человек после зимней сессии. Помимо этого 23 и 15 студентов заявили, что во время сессии у них снижается обыденная аккуратность в выполнении какой-либо работы.
Однако никому из опрошенных ни в первый, ни во второй раз их физическое и психологическое состояние не помешало проводить время в кругу семьи или с друзьями. Также все (100%) заявили, что испытывали в крайнем случае только умеренную физическую боль в период за 4 недели. Мнения респондентов не разошлись и по поводу другого вопроса: "В какой степени боль в течение последних 4 недель мешала Вам заниматься Вашей нормальной работой (включая работу вне дома или по дому)?", ответом было "немного".
Также в анкете был блок, характеризующий только эмоциональную составляющую за последние 4 недели. Например, "Как часто вы чувствовали себя бодрым?" - вопрос, на который 69% ответили "редко", а 31% - "иногда". Распределение ответов на этот же вопрос во втором опросе ровно такое же. 70 человек заявили о том, что большую часть указанного периода сильно нервничали, оставшиеся 30 испытывали нервозность "часто". Немного иначе распределились ответы во второй выборке: 65% к 35% с соответствующими ответами первой группы. 53% респондентов первой группы утверждают, что "часто" чувствовали печаль и упадок духа, оставшиеся респонденты испытывали то же самое "редко". Со статистически незначимой разницей в этом вопросе распределились студенты и во втором опросе: 52%, которые часто чувствовали печаль, и 48%, которые испытывали это же чувство редко.
По ответам на заключительный вопрос мы выяснили, что 64% опрошенных считают своё здоровье хуже, чем у знакомых, а себя более склонными к болезням. К такому же заключению пришли 85% опрошенный во второй раз.
Заключение. Исходя из результатов анкетирования, можно заявить, что сессия для представителей любых курсов является значительным стрессогенным фактором и вносит значительный вклад в ухудшение физического благополучия и умеренный в психологическое благополучие. Такая тенденция прослеживается из года в год, что позволяет назвать это закономерностью. Несмотря на серьёзные изменения в здоровье опрошенных, это транзиторное явление, следовательно, сессию можно назвать эустрессом, помогающим в адаптации, а не препятствующем ей. Также можно отметить, что указанные изменения происходят независимо от сезона сдачи экзаменов. Единственным вопросом, в котором сезонность сыграла, на наш взгляд, значимую роль – сравнение себя с окружающими. Можно предположить, что зимой болеет большее количество студентов, чем летом, из-за этого они считают своё здоровье хуже, чем у окружающих.