В настоящее время большое количество студентов имею нарушения социально-психологического здоровья, на которое оказывают воздействие многие факторы, такие как: уровень физического здоровья, окружающие люди, личные отношения, учебная нагрузка, материальное благополучие, учебная успеваемость, переезд в другой город, началом самостоятельной жизни отдельно от родителей.
Переживаемые волнения и стресс, который обучающиеся испытываю во время экзаменационной сессии, негативно сказывается на социально-психологическом здоровья студента.
Стресс и его последствия особенно опасно в студенческом периоде жизни человека, когда личностные ресурсы кажутся неисчерпаемыми, а уверенность в собственном здоровье преобладает над заботой о нем и вытесняют из сознания студента возможные проблемы, связанные с последствиями длительного стресса.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, социально-психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Ухудшение социально-психологического здоровья обучающегося связано с нестабильным социальным статусом, стрессовыми условиями обучения, социальным отчуждением, неуверенности в своем будущем.
Возникновение социально-психологических расстройств у обучающихся часто оказывают влияние на развитие или прогрессирование других заболеваний, таких как рак и сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, социально-психологические проблемы часто могут быть связаны с привыканием к потреблению психоактивных веществ или алкоголя.
Невзгоды, переживаемые в студенческий период, являются доказанным и предупреждаемым фактором риска возникновения нарушения социально-психологического здоровья обучающихся.
Для профилактики и предупреждения риска возникновения проблем с социально-психологическим здоровьем у студенческой молодежи с 2013 года в НИУ «БелГУ» создана и функционирует на данный момент Студенческая психологическая служба НИУ «БелГУ».
Служба психологической помощи бесплатно помогает решить студентам и сотрудникам НИУ «БелГУ» социально-психологические проблемы.
Основные направления деятельности данной службы направлены на психодиагностику состояния обучающегося, психологическое просвещение, психологическое обеспечение образовательного процесса, а также проведение семинаров, тренингов и мастер-классов по различным тематикам и направлениям.
Консультанты студенческой психологической службы университета также оказывают психологическое онлайн-консультирование. Любой обучающийся вуза анонимно может заполнить электронную форму на странице психологической службы НИУ «БелГУ», где можете задать вопрос, оставить запрос на получение психологической информации по волнующей проблеме, написать свои мысли и комментарии, а также пожелания относительно онлайн консультаций. Психологическое консультирование оказывается на бесплатной основе и дается в обобщенном виде. На вопросы отвечают психологи-консультанты факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ».
Психологической службой факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ» разработан и реализуется комплекс мер по адаптации первокурсников в студенческую среду.
Комплекс мер по адаптации первокурсников рассчитан на три дня, при этом каждый день проводятся мероприятия, которые посвящены определенной тематике.
В первый день консультанты студенческой психологической службы проводят для первокурсников тренинг «Командообразование». Тренинг направлен на знакомство и сплочение учебных групп, развитие коммуникативных навыков, обучение работе в команде и проявление лидерских способностей у студентов. Это помогло студентам-первокурсникам не только адаптироваться в новой социальной среде, но и применить полученные знания и умения на практике.
Во второй день, со студентами-первокурсниками проводится встреча с руководством учебных подразделений вуза. На встречи со студентами представители институтов рассказывают о правилах обучения в университете, о возможностях и преимуществах обучения в университете, о правах и обязанностях студентов.
На третий день, заключительном этапе, проводится игра «Ориентирование на местности», в ходе которой студентов-первокурсников научили ориентироваться в расположении учебных корпусов, также показали местоположение библиотеки, столовой, компьютерных классов и других важных объектов университета.
Консультанты психологической службы университета проводят собрания с кураторами академических групп, на которых проводятся беседы о том, как оказать обучающемуся первичную психологическую помощь, как выявить у студента склонность к суицидальным мыслям.
Также, психологическая служба проводит работу с агрессивными студентами, встречи с Союзом студентов, волонтерами, организует школу лидерства для старост академических групп, Круглый стол, посвященный Всемирному дню борьбы с ненормативной лексикой.
Так как, студенческая молодежь является ресурсом современного общества, его образовательным и интеллектуальным потенциалом, то университет должен заботиться и оказывать социально-психологическую поддержу своим обучающимся для их дальнейшего полноценного становления как личности, а также как для дальнейшей реализации своей научной и профессиональной деятельности.