Вопросы психологии и педагогики с давних времен представляют особенный интерес для исследователей со всего мира. Теоретики и практики все более тщательно изучали особенности формирования личности человека, что привело к существенному развитию данной сферы.
Практически каждый обыватель знает о том, что формирование качеств личности начинается в раннем детстве. Закладывается «психологический фундамент» человека, который в процессе его жизнедеятельности претерпевает, в основном, незначительные изменения.
В рамках данной темы будет исследоваться вопрос формирования гендерной идентичности у младших школьников. Раскрытие основных идей темы будет происходить за счет определения сущности формирования гендерной идентичности, а также выделения факторов, влияющих на вышеупомянутый процесс.
Определимся с понятием гендерной идентичности, после чего коснемся сущности темы исследования.
Гендерная идентичность – это внутреннее самоощущение индивида как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории, связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола [1].
Ввиду того, что ребенок – субъект социализации, его жизнедеятельность напрямую, в той или иной степени, связана с социальными институтами, действующих в обществе.
Выделим основные социальные факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности у младших школьников с ЗПР:
- Семья и семейное воспитание
- Школа
- Сверстники, друзья, круг общения.
Опишем фактор семьи в процессе формирования идентичности у младших школьников. Автора Захарова И.В. считает: «В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны» [2].
Кроме того, по мнению автора, Родители по отношению к ребенку являются основными агентами гендерной социализации. Как утверждают многие исследователи, первый ее этап происходит в семье. В связи с этим назрела необходимость педагогизации родителей [2].
Вышеперечисленные цитаты позволяют судить о том, что в современном мире, семье и семейному воспитанию отдается главенствующая роль в процессе формирования гендерной идентичности. В младшем школьном возрасте, у детей повышается интерес к представителям противоположного пола. Маяком в поведении, в указанный период времени, служит личный пример родителя. Малоэффективны воспитательные разговоры родителей, если они не доказывают истинность своих слов личным примером. Следовательно, в вопросе гендерной идентичности ребенка, семья может сыграть как положительную, так и отрицательную роль, в виду того, что лишь меньшинство родителей обладают соответствующими педагогическо-психологическими знаниями.
Следующим факторов определяющим специфику формирования гендерной идентичности у младших школьников является школа. Данный фактор характеризуется более научным и методическим подходом к формированию гендерной идентичности.
В исследовании С.Д. Отбоевой говорится, что программы различных учебных предметов обладают потенциалом для формирования гендерных ориентаций детей, подготовки их к семейно-брачным отношениям. Педагоги признают подобную возможность, считают ее реализуемость в дисциплинах как естественно-математического, так и общественно-гуманитарного направления. «На уроках литературы можно показать роль женщины в разные исторические эпохи, общественные взгляды на любовь, брак, семью, красоту женского и героизм мужского образов. На математике можно говорить о формировании семейного бюджета, на занятиях по иностранному языку рассмотреть быт, убранство квартир, особенности ведения хозяйства в разных странах, на уроках музыки разучить колыбельные, народные, детские песни» [3, с.175].
Таким образом, в рамках преподавания различных дисциплин перед учителями стоит параллельная задача формирования гендерной идентичности ребенка.
Последним социальным фактором, оказывающим влияние на формирование гендерной идентичности ребенка, является круг общения, друзья. Влияние данного фактора не столь существенно в младшем школьном возрасте, сколько в подростковом. Однако полностью отрицать его влияние некорректно, так как, например, дети-сироты, лишенные обстановки семьи, вынуждены искать альтернативные источники развития собственной личности.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на формирование гендерной идентичности у младших школьников оказывает влияние комплекс социальных факторов, среди которых наиболее важными являются семья и школа.