О «надзоре» районной прокуратуры за уголовно-процессуальной деятельностью подразделения органа внутренних дел в городе Москве
научный журнал «Актуальные исследования» #6 (9), март '20

О «надзоре» районной прокуратуры за уголовно-процессуальной деятельностью подразделения органа внутренних дел в городе Москве

В статье на основе анализа юридической литературы, законодательства, а также опыта правоприменения ее автора о взаимоотношениях между прокуратурой и подразделением органа внутренних дел в городе федерального значения – Москве высказано несколько суждений: прокуратура не только вправе, но и обязана осуществлять надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел; правовой основной для надзора прокуратуры за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел является исключительно Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редакции от 18 октября 1995 г., с последующими изменениями и дополнениями); в городе федерального значения – Москве при надзоре прокуратуры за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел учитывается территориальное деление названного субъекта Российской Федерации; при осуществлении надзора за уголовно-процессуальной деятельностью предписания прокуратуры являются обязательными для органов внутренних дел; при уклонении от надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел управомоченные должностные лица прокуратуры подлежат ответственности; неисполнение предписаний прокуратуры при осуществлении ею надзора за уголовно-процессуальной деятельностью влечет ответственность управомоченных должностных лиц органов внутренних дел.

Аннотация статьи
Российская Федерация
законодательство
Конституция РФ
федеральный закон РФ
уголовный процесс
субъект Российской Федерации
город федерального значения Москва
территориальное деление
правоохранительный орган
прокуратура
Пресненская межрайонная прокуратура
орган внутренних дел
ОМВД РФ по Пресненскому району города Москвы
нормативный правой акт
надзор
уголовно-процессуальная деятельность
предварительное следствие
дознание
Ключевые слова

Предметом данной статьи являются взаимоотношения между прокуратурой и подразделениями органа внутренних дел в городе федерального значения – Москве относительно уголовно-процессуальной деятельности.

Поводом же к подготовке данной статьи послужил опыт правоприменения нескольких подразделений двух правоохранительных органов города федерального значения – города Москвы (прокуратура, орган внутренних дел): Пресненская межрайонная прокуратура, ОМВД РФ по Пресненскому району.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Я.П. Ряполова осуществила «анализ процессуальных действий, проводимых им при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью действий и решений на начальном этапе судопроизводства и направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений уголовно-процессуального закона» («В целом уголовно-процессуальным законодательством постепенно конкретизируется и усиливается надзорная функция прокурора в стадии возбуждения уголовного дела. Предлагаемые меры по совершенствованию законодательного регулирования института прокурорского надзора в рассматриваемой стадии позволят повысить его эффективность и оперативность, укрепить законность в деятельности органов предварительного расследования и закрепить дополнительные процессуальные гарантии обеспечения конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе») [22].

В.Ф. Крюков исследовал «процессуальное положение прокурора на стадии производства уголовных дел в надзорной инстанции» («Изложенные в настоящем исследовании основные позиции, раскрывающие аспекты прокурорской деятельности в реализации надзорного порядка уголовного судопроизводства, позволяют утверждать, что прокурор в указанном механизме пересмотра постановленных по уголовным делам судебных решений, вступивших в законную силу, реализует три содержательно взаимосвязанных функции: уголовного преследования; обеспечения законности и обоснованности обвинения и правоохранительную (правообеспечительную). Представляя сторону обвинения в состязательном процессе проверочных стадий пересмотра вступивших в законную силу приговоров или иных судебных решений, прокурор отстаивает обвинение только на основе его законности и обоснованности») [21].

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределены и несовершенством законодательства о надзоре прокуратуры Российской Федерации за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел в Российской Федерации.

В первую очередь обращаем внимание на Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в которой закреплено несколько положений о прокуратуре: «В ведении Российской Федерации находятся: … о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности» - п. «о» ст. 71; «Судебная власть и прокуратура» - название главы 7; «1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. 2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. 4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. 5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации» - ст. 129.

Положения Конституции РФ детализированы в законодательстве о прокуратуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом РФ. Таким федеральным законом РФ является ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 18 октября 1995 г., в который в последующем вносились изменения и дополнения [см. 3]. Необходимо лишь уточнить, что Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. [см. 8] не утратил юридической силы. Изменения и дополнения, внесенные в него, оказались столь существенными, что законодателем была изложена его новая редакция, причем с изменением статуса самого нормативного правового акта (вместо Закона РФ – Федеральный закон РФ).

В пункте 2 ст. 1 Федерального РФ «О прокуратуре Российской Федерации» определены основные направления деятельности (функции) прокуратуры, причем неисчерпывающим образом: «2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами».

Уголовно-процессуальная деятельность урегулирована в нормативном правовом акте с равной юридической силой: в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 22 ноября 2001 г. [см. 2], введенном в действие с 1 июля 2002 г.[4].

В пункте 2 ст. 37 УПК РФ закреплены полномочия прокурора: «2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия; 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 51) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом; 52) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом; 7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса; 81) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса; 9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса; 11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи; 13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; 14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков; 16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом. 21. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела».

Относительно органов внутренних дел в Российской Федерации специальный нормативный правовой акт не принят. Действует лишь Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г. («1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства …, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. 2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. 3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам …, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам …, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности …, должностным лицам этих органов и организаций … в защите их прав» - ст. 1).

Наконец, проведенный анализ юридической литературы и законодательства позволяет перейти к нашему опыту правоприменения при обращениях в Пресненскую межрайонную прокуратуру и в ОМВД РФ по Пресненскому району города федерального значения – города Москвы. При этом нами учитывались: система государственных органов г. Москвы [5] и территориальное деление г. Москвы [6].

Первоначально автор данной статьи неоднократно обращался к начальнику ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы.

Обращение от 8 апреля 2019 г.

«В соответствии с частью 2 ст. 145 УПК РФ прошу сообщить о принятом решении по КУСП № 11917 от 27 марта 2019 г.

Мое заявление о совершенном преступлении в соответствии со статьей 144 УПК РФ рассматривал участковый уполномоченный полиции Л.А. Грозовский (моб. тел. 8-968-989-06-40).

Первоначально еще 19 января 2019 г. я обращался в МУ МВД РФ «Одинцовское» с письменным заявлением о совершенном преступлении (КУСП № 705 от 19 января 2019 г.). Проверку по КУСП № 705 от 19 января 2019 г. осуществлял оперуполномоченный Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции «Одинцовское» подполковник полиции Д.О. Германов. 16 января 2019 г. Германовым было составлено постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности (приложение 1). 18 февраля 2019 г. материал из МУ МВД РФ «Одинцовское» был направлен в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве (приложения 2-3).

6 марта 2019 г. материал поступил в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве. 7 марта 2019 г. материал был зарегистрирован в КУСП под номером 10053. Проверку осуществлял В.С. Тазов. 22 марта 2019 г. материал из УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве был направлен в ОМВД России по Пресненскому району ЦАО г. Москвы (приложения 3-4).

26 марта 2019 г. материал из УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве поступил в ОМВД России по Пресненскому району ЦАО г. Москвы (зарегистрирован в канцелярии под номером 1127). 27 марта 2019 г. материал был зарегистрирован в КУСП под номером 11917.

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

Обращение от 22 апреля 2019 г.

«В соответствии с частью 2 ст. 145 УПК РФ повторно (первый раз обращался 8 апреля 2019 г.) прошу сообщить о принятом решении по КУСП № 11917 от 27 марта 2019 г.

Мое заявление о совершенном преступлении в соответствии со статьей 144 УПК РФ рассматривал участковый уполномоченный полиции Л.А. Грозовский (моб. тел. 8-968-989-06-40).

Первоначально еще 19 января 2019 г. я обращался в МУ МВД РФ «Одинцовское» с письменным заявлением о совершенном преступлении (КУСП № 705 от 19 января 2019 г.). Проверку по КУСП № 705 от 19 января 2019 г. осуществлял оперуполномоченный Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции «Одинцовское» подполковник полиции Д.О. Германов. 16 января 2019 г. Германовым было составлено постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности. 18 февраля 2019 г. материал из МУ МВД РФ «Одинцовское» был направлен в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве.

6 марта 2019 г. материал поступил в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве. 7 марта 2019 г. материал был зарегистрирован в КУСП под номером 10053. Проверку осуществлял В.С. Тазов. 22 марта 2019 г. материал из УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве был направлен в ОМВД России по Пресненскому району ЦАО г. Москвы.

26 марта 2019 г. материал из УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве поступил в ОМВД России по Пресненскому району ЦАО г. Москвы (зарегистрирован в канцелярии под номером 1127). 27 марта 2019 г. материал был зарегистрирован в КУСП под номером 11917.

8 апреля 2019 г. я обращался к начальнику ОМВД России по Пресненскому району ЦАО г. Москвы с аналогичным заявлением (приложение ___), относительно которого в дежурной части мне был выдан талон – уведомление № 1656.

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

Обращение от 10 июня 2019 г.

«Во исполнение предписания И.о. Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы А.А. Луценко (приложение ___) прошу сообщить о результатах проверки по моему заявлению от 27 марта 2019 г. (КУСП – 11917).

О предписании названного должностного лица прокуратуры Пресненского района г. Москвы мне стало известно лишь 6 июня 2019 г.

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

Обращение от 12 августа 2019 г.

«Прошу сообщить об исполнении указаний первого заместителя Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы А.А. Луценко, помещенных им же в постановлении об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела от 1 августа 2019 г. (приложение ___).

О названном процессуальном документе должностного лица Пресненской межрайонной прокуратуры г. Москвы мне стало известно лишь в Пресненском районном суде г. Москвы 8 августа 2019 г. (приложение ___).

Также прошу привлечь к дисциплинарной ответственности участкового уполномоченного полиции ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы лейтенанта полиции Л.И. Грозовского и начальника ОУУП ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы капитана полиции А.М. Серкина за служебный подлог при составлении процессуального документа - постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 3 июня 2019 г. (приложение ___).

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

Обращение от 16 сентября 2019 г.

«Прошу повторно (в последний раз обращался 12 августа 2019 г.) сообщить об исполнении указаний первого заместителя Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы А.А. Луценко, помещенных им же в постановлении об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела от 1 августа 2019 г.

Также уведомляю о неудовлетворенности принятыми мерами к участковому уполномоченного полиции ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы лейтенанту полиции Л.И. Грозовскому и начальнику ОУУП ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы капитану полиции А.М. Серкину за служебный подлог при составлении процессуальных документов - постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 3 июня 2019 г. и таковое же от 4 апреля 2019 г., о чем мне стало известно 12 августа 2019 г. от вновь назначенного на должность начальника ОУУП ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы, майора полиции Алексея Михайловича Кислицына.

Фактическая бездеятельность управамоченных должностных лиц ОМВД РФ по Пресненскому району ЦАО г. Москвы во многом предопределена несовершенством уголовно-процессуального законодательства (в частности, часть 5 ст. 125 УПК РФ) и законодательством о прокуратуре (в частности, Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г., с последующими изменениями), что явится для меня или же судебного органа общей юрисдикции (с подобным предложением я уже обращался 7 августа 2019 г. в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда) к обращению в Конституционный Суд РФ.

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

Обращение от 28 октября 2019 г.

«С целью последующего обращения в Пресненский районный суд г. Москвы прошу ознакомить с решением о приобщении в «специальное номенклатурное дело» ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы материала по моим неоднократным обращениям, о чем мне стало известно из корреспонденции, полученной мною по почте 26 октября 2019 г. (приложения ___).

К сожалению, приходится констатировать профессиональную деформацию управомоченных должностных лиц возглавляемого Вами одного из подразделений органа внутренних дел г. Москвы.

Неоднократные предписания управомоченных должностных лиц Пресненской межрайонной прокуратуры г. Москвы управомоченными должностными лицами ОМВД России по Пресненскому району ЦАО г. Москвы фактически не исполнены.

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

Обращение от 25 ноября 2019 г.

«Прошу сообщить об исполнении указаний первого заместителя Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы А.А. Луценко, помещенным им же в постановлении об отмене постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела от 23 октября 2019 г.

Также уведомляю о неудовлетворенности деятельностью участковых уполномоченных полиции ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы майоров полиции А.М. Кислицына и Д.Г. Корхова за служебный подлог при составлении процессуального документа – постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 14 сентября 2019 г.

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

Обращение от 16 декабря 2019 г.

«Прошу сообщить об исполнении требований И.о. прокурора Пресненской межрайонной прокуратуры г. Москвы А.А. Луценко от 10 декабря 2019 г.

Также уведомляю о крайне низкой организации учетов при регистрации сообщений о преступлениях, в том числе и о неудовлетворенности деятельностью участковых уполномоченных полиции ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы А.М. Кислицына и В.М. Горбунова за служебный подлог при составлении процессуального документа - постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 6 ноября 2019 г.

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

Обращение от 3 февраля 2020 г.

«Прошу сообщить о результатах проверки по материалу, отправленному в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» № 45 от 30 января 2013 г. Первым заместителем Прокурора Пресненской межрайонной прокуратуры г. Москвы А.А. Луценко.

В подтверждение изложенного приобщаю копии следующих документов. …».

После фактического нереагирования начальника ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы на предписания управомоченного должностного лица Пресненской межрайонной прокуратуры г. Москвы автор данной статьи счел уместным обратиться непосредственно в названную межрайонную прокуратуру г. Москвы.

«В соответствии со статьями 10, 29-30 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редакции от 18 октября 1995 г., с последующими изменениями и дополнениями), а также во исполнение частей 1, 2 (пункты 1-4, 51) ст. 37 УПК РФ прошу вынести мотивированное постановление о необходимости возбуждения уголовного дела по моим неоднократным заявлениям о совершенных преступлениях (статьи 159, 2003 УК РФ) и направить его в Следственное отделение при ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы.

Данное обращение предопределено не только фактической бездеятельностью ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы (начальник В.В. Разыграев), но и умышленным неисполнением предписаний Пресненской межрайонной прокуратуры г. Москвы управомоченными должностными лицами ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы (начальник В.В. Разыграев).

Изложенное подтверждаю копиями следующих документов. …».

Тождественные ответы из Пресненской межрайонной прокуратуры г. Москвы были направлены начальнику ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы и автору данной статьи.

«В соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45 направляю в Ваш адрес для организации проверки обращение Галузо В.Н.

О результатах рассмотрения обращения уведомить Пресненскую межрайонную прокуратуру и заявителя в законом установленный срок.

Второму адресату сообщается для сведения.

Приложение: на 36 л. В первый адрес.

Первый заместитель межрайонного прокурора А.А. Луценко».

Подобный ответ, вероятно, удовлетворил начальника ОМВД РФ по Пресненскому району г. Москвы, но не автора данной статьи.

«А.А. Луценко!

27 января 2020 г. мною в почтовом отделении № 121359 (г. Москва, улица Академика Павлова д. 11, корп. 1) был получен конверт, в котором обнаружил сопроводительную записку № 1р-2020/29-2020 от 10.01.2020 г.

Подобное реагирование Пресненской межрайонной прокуратуры г. Москвы иначе как «отпиской» и не назовешь. Вместо того, чтобы осуществить надзор за уголовно-процессуальной деятельностью управомоченных должностных лиц ОМВД по Пресненскому району г. Москвы, им же фактически предлагается и далее осуществлять неправомерную деятельность по собственному усмотрению.

Кроме того, в сопроводительной записке приведено ошибочное правовое обоснование: нумеруются не «инструкции», а приказы должностного лица Прокуратуры РФ, наделенного наибольшим объемом полномочий. Поэтому следовала бы указать: приказ Генерального прокурора РФ «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» № 45 от 30 января 2013 г. (Законность. 2013. № 4).

Изложенное подтверждаю копиями следующих документов. …».

Таким образом, надзор прокуратуры за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел в городе федерального значения Москве – фактически отсутствует.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, прокуратура не только вправе, но и обязана осуществлять надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел.

Во-вторых, правовой основной для надзора прокуратуры за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел является исключительно Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редакции от 18 октября 1995 г., с последующими изменениями и дополнениями).

В-третьих, в городе федерального значения – Москве при надзоре прокуратуры за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел учитывается территориальное деление названного субъекта Российской Федерации.

В-четвертых, при осуществлении надзора за уголовно-процессуальной деятельностью предписания прокуратуры являются обязательными для органов внутренних дел.

В-пятых, при уклонении от надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел управомоченные должностные лица прокуратуры подлежат ответственности.

В-шестых, неисполнение предписаний прокуратуры при осуществлении ею надзора за уголовно-процессуальной деятельностью влечет ответственность управомоченных должностных лиц органов внутренних дел.

Текст статьи
  1. СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования.
  2. СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921; …; 2020. № 8. Ст. 919.
  3. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; …; 2020. № 6. Ст. 594.
  4. ФЗ РФ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 22.11.2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4924.
  5. Устав города Москвы от 28.06.1995 г. // Ведомости МД. 1995. № 4; Ведомости МГД. 2001. № 8. Ст. 130; …; 2017. № 8. Ст. 147.
  6. Закон г. Москвы «О территориальном делении города Москвы» от 05.07.1995 г. // Ведомости МД. 1995. № 5.
  7. Ведомости МГД. 2012. № 4. Ст. 45; 2013. № 8. Ст. 212.
  8. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
  9. Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
  10. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
  11. Галузо В.Н. О реформировании органов внутренних дел в Российской Федерации и роли в этом прокурора // Закон и право. 2011. № 7. С. 20-21.
  12. Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
  13. Галузо В.Н. От надзора представителей «должности прокурора» в Российской Империи к многофункциональной деятельности прокуратуры в Российской Федерации // Закон и право. 2011. № 10. С. 43-44.
  14. Галузо В.Н. Проблема институционализации власти прокурора в Российской Федерации // Закон и право. 2009. № 11. С. 21-23.
  15. Галузо В.Н. Прокурорский надзор: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019.
  16. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30.
  17. Галузо В.Н. Систематизация нормативных правовых актов о деятельности прокурора в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 9. С. 27-28.
  18. Галузо В.Н. Теория правоохраны - новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16.
  19. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.
  20. Краткая Российская энциклопедия. В 3 т. Т. 2 «К-Р» / Сост. В.М. Карев. М.: Большая Российская энциклопедия; Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. С. 714.
  21. Крюков В.Ф. Прокурор и его назначение в надзорном порядке уголовного судопроизводства: процессуальные и организационные аспекты // Российская юстиция. 2011. № 3. С. 37-40.
  22. Ряполова Я.П. Процессуальные действия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью действий и решений на стадии возбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2012. № 14. С. 9-11.
  23. Сухондяева Т.Ю., Галузо В.Н. О проблемах федеративного устройства, административно-территориального и военно-административного деления Российской Федерации // Сетевой электронный научно-популярный журнал частного и публичного права. 2018. № 1. С. 83-89.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня