Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Разработка конкурентной стратегии организации

Разработка конкурентной стратегии организации

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

конкуренция
конкурентоспособность
рынок
внешняя среда
внутренняя среда

Аннотация статьи

В данной работе рассмотрено понятие конкурентоспособности предприятия, его основные факторы и методы оценки. Охарактеризована внешняя и внутренняя среда предприятия. Рассмотрена конкурентная стратегия предприятия.

Текст статьи

При оценке эффективности деятельности предприятия конкурентоспособность является одним из главных элементов. Именно конкурентоспособность характеризует степень развития рынка.

Актуальность исследования конкурентоспособности вызвана тем, что стремясь улучшить свою конкурентоспособность и свои позиции на рынке, предприятие стремится увеличить объем реализуемой продукции (услуг), тем самым происходит рост прибыли. Рост прибыли и объемов производства дает предприятию еще больше возможностей для дальнейшего развития, для завоевания большей доли рынка и позволяет занимать в дальнейшем лидирующие позиции.

Д.С. Белоусова в своей работе отмечает, что: «Менеджеры современных компаний постоянно ищут новые инструменты и рычаги управления для повышения конкурентоспособности фирм, чтобы достичь конечной цели, которая заключается в достижении конкретных результатов в конкурентной борьбе, основанных на естественном результате систематических и комплексных усилий, основанных на конкурентоспособности продукции и услуг компании, то есть на том, насколько они лучше по сравнению с соответствующей продукцией и услугами других» [5, с. 75].

Развитию каждого предприятия на рынке, его движущей силой является именно конкуренция между предприятиями. Предприятие, стремится завоевать большую долю рынка, поэтому он старается найти новые или развить существующие конкурентные преимущества в своей деятельности.

Не стоит думать, что конкуренция – явление, характерное только для предприятий и организаций. Конкурентоспособность охватывает все уровни: производство, предприятие, отрасль, сектор, регион и страну в целом, поэтому конкурентоспособность предприятия как конкретного звена экономики играет важную роль.

Можно отметить много факторов и условий, которые непосредственно влияют на конкурентоспособность предприятия. Но важнейшим условием является – создание конкурентоспособной продукции и создание наиболее благоприятных условий для ее реализации.

Исходя из этого, можно выделить главное условие развития и выживания предприятия на рынке: создание такой эффективной стратегии развития, при котором спрос покупателей удовлетворен, и при том наиболее результативно, чем у предприятий-конкурентов.

Итак, разработка конкурентной стратегии предприятия является главным элементов стратегического управления.

А.Т. Алтухова рассматривать конкурентную стратегию «…как совокупность принципов деятельности предприятия, с учетом его взаимосвязи с внешней и внутренней средой. Стратегия повышения конкурентоспособности всегда представляет собой план или программу действий предприятия, которые направлены на достижение стратегических целей и способствуют формированию конкурентных преимуществ торгового предприятия на рынке» [2, с. 36].

«Для того, чтобы конкурентоспособность предприятия была на высоком уровне, то необходимо:

  • выделить ключевые аспекты деятельности на рынке, а также изучить динамику конкурентного преимущества;
  • исследовать рынки потенциальных товаров и отбирать, для обеспечения выживания предприятия новейшие стратегические зоны хозяйствования, за счет перехода к принципиально новым товарам и сферам деятельности;
  • определять товарный ассортимент, который в наибольшей степени будет удовлетворять производственные и индивидуальные потребности будущих покупателей;
  • устанавливать активную ценовую политику, обеспечивающую в долговременной перспективе устойчивое финансовое положение организации;
  • формировать инвестиционную политику, которая позволит осуществить деятельность и в традиционных, и во вновь осваиваемых сегментах рынка, оказывающую большое влияние на деятельность любого предприятия;
  • заблаговременно обнаружить кризисные тенденции, как во внешней среде, так и внутри предприятия» [4, с. 70].

Охарактеризуем внутреннюю и внешнюю среду предприятия.

Внутренняя среда включает те элементы, программы и подсистемы, которые происходят внутри организации и являются составляющими эффективной деятельности предприятия.

Внешняя среда – это система факторов, элементов и субъектов, которые оказывают непосредственное влияние на предприятие, но при этом находятся не внутри предприятия.

В современном мире каждое предприятие находится в сильной зависимости от влияния внутренних и внешних факторов. Именно от того, как выстроена стратегия развития предприятия, от того, как устойчиво она развивается на рынке, зависит дальнейшая эффективность деятельности предприятия. Для этого осуществляется подробный анализ бизнес-среды, рынка, предприятий-конкурентов, разрабатываются наиболее эффективные мероприятия. Вся данная работа направлена на то, чтобы увеличить спрос на свою продукции и занять большую долю рынка.

Считается, что факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на деятельность предприятия, и являются основой формирования его бизнес-среды. Именно это определяет положение предприятия на рынке и его финансовое благополучие.

Для того, чтобы определить основные направления оценки бизнес-среды, необходимо выделить ее основные составляющие. Внешняя среда предприятия весьма неоднородна по своему содержанию и структурирована. Так, А.Б. Анпаева внешнюю среду разделяет «…на:

  • экстрасреду;
  • макросреду;
  • микросреду» [1, с. 90].

В основном, внешнюю среду подразделяют на микроокружение и макроокружение. Макроокружение влияет на абсолютно все предприятия, и создает как бы общие условия для их деятельности во внешней среде. При этом макроокружение, если рассматривать его влияние на определенное предприятие, не имеет специфического характера, но в зависимости от сферы деятельности предприятия имеет разную степень влияния на него.

При оценке микроокружения предприятия проводится оценка тех факторов, которые находятся с предприятием в наиболее тесном и постоянном взаимодействии.

Как мы уже отмечали выше, внутренняя среда включает в себя те факторы, которые находятся внутри самой организации. В данную систему включаются система менеджмента, управления, маркетинга, производства, финансовых и трудовых ресурсов, сбытовая система и т.д. При этом стоит учесть, что главным составляющим функционирования всех данных систем является ресурсное обеспечение предприятия. Оно должно быть достаточным не только для отчетного периода, но и для функционирования предприятия в будущем периоде.

Разработка наиболее эффективной конкурентной стратегии предприятия – это один из составляющих его успешности. При это перед предприятием ставится сложный выбор – учитывая все факторы, все составляющие, выбрать из всех стратегий наиболее подходящую для него. Поэтому разработка модели эффективного выбора конкурентной стратегии, которая будет учитывать полный ряд факторов, позволит осуществить критический количественный и качественный анализ стратегических альтернатив и предусмотрит использование оптимального набора инструментов, будет следующим этапом исследования. Все это в дальнейшем позволит разработать и внедрить такую конкурентную стратегию, которая позволит повысить эффективность ее деятельности и занять лидирующие позиции на рынке.

В начале семидесятых годов известная консалтинговая фирма Boston Consulting Group (BCG) разработала схему управления портфелем продуктов, получившую известность как «матрица BCG». Следуя данной логике все продукты компании можно разместить на плоскости. Диаметр окружности – стоимостное выражение объема производства того или иного продукта.

Также известный всем метод Портера. Рассматриваемый метод состоит в выделении пяти основных сил, воздействующих на бизнес, они предоставлены на рисунке.

Рис. Модель пяти сил Портера

Все эти методы позволяют оценить степень конкурентоспособности предприятия. Потому что главная задача конкурентной стратегии – это оценка уровня конкурентоспособности.

«Конкурентная стратегия, как тщательно разработана программа мероприятий, направленных на достижение выгодной конкурентной позиции на рынке и адаптации к воздействию внешней среды, должна разрабатываться по следующим основным направлениям:

  • реагирование на изменения, происходящие в конкурентной среде данной отрасли, в экономике в целом;
  • разработка мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать крепкое преимущество перед конкурентами;
  • объединение стратегических инициатив функциональных отделов,
  • решения конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент» [3, с. 27].

Таким образом, стратегия предприятия постоянно развивается и обязана комбинировать в себе запланированную и взвешенную линию поведения, а также возможность реагирования на все новое, еще незапланированное. Процесс формирования конкурентной стратегии предприятия должен характеризоваться комплексностью и завершенностью.

Список литературы

  1. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259 с.
  2. Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова. - М.: Ника-Центр, – 2019. – № 9. – С. 35-38.
  3. Андреева, А.Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А.Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития. – 2020. – № 3. – С. 25-28.
  4. Балгабаев, А. К. Особенности конкуренции сельскохозяйственных товаропроизводителей / А. К. Балгабаев // Аль-Пари. – 2019. – №3. – С. 65-74.
  5. Белоусова, Д.С. Понятие и сущность конкурентоспособности. Факторы, влияющие на конкурентоспособность / Д.С. Белоусова// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2018. – № 15–2. – С. 72-76.

Поделиться

948

Кугубаева А. Р. Разработка конкурентной стратегии организации // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 38-41. URL: https://apni.ru/article/5460-razrabotka-konkurentnoj-strategii-organizatsi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января