Современным реалиям требуются компетентные специалисты, отвечающие стратегическим направлениям развития общества. Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в качестве одной из основных задач называют «достижение необходимого уровня будущими учителями лингвистического образования и речевого развития».
Студенты высших учебных заведений в соответствии с требованиями современности должны стать специалистами, глубоко понимающие суть своей будущей специальности, умеющие содержательно, аргументировано, на литературном языке мастерски передавать свои знания, владеющие обильным словарным запасом. Поэтому, пробуждая интерес у студентов к возможностям языка через обучение вузовских дисциплин, формирование у будущих учителей мастерства речи и привитие навыков процесса искусной обдуманной речи являются одной из важнейших задач.
Профессиональное владение речью важно для учителей всех ступеней, но для учителей начальной школы это умение приобретает особую значимость. Ведь именно в младшем школьном возрасте определяются идеалы, взгляды и позиции, вырабатывается мировоззрение, усваиваются нормы поведения в контексте конкретной национальной культуры. В силу того, что на этапе начального обучения речевая самостоятельность младших школьников невелика, учителю начальных классов необходимо владеть высокой культурой речи.
Изучение тематики учебно-речевой деятельности педагогического общения и мастерства, впервые встречаются еще в древнем мире в учениях у философов. В России первые учение по тематике учебно-речевой деятельности появилось в средние века. Изучение тематики учебно-речевой деятельности педагогического общения и мастерства, впервые встречаются еще в древнем мире в учениях у философов. В России первые учение по тематике учебно-речевой деятельности появилось в средние века.
При изучении литературы отечественного педагога можно сделать выводы, что его труд, послужил развитию учебно-речевой деятельности педагога в России. Вначале 1990-х гг. в нашей стране учебно-речевая деятельность, риторика, оратория начали возрождаться с особым интересом.
Для становления будущего учителя является необходимостью в изучении педагогики, психологии, философии, лингвистики. Как следствие приведет к развитию учебно-речевой деятельности будущего учителя, позволит установить, что в абсолютном большинстве исследования учебно-речевой деятельности основываются на следующих методологических посылках:
- современные требования к педагогу, который должен быть коммуникативным лидером, творчески мыслящим человеком, умеющим эффективно воздействовать на аудиторию;
- соответствовать условиям к эффективной педагогической деятельности. Обоснование данной позиции состоит в том, что учитель является носителем знаний и культуры общества и поэтому владение речевыми средствами ему необходимо;
- выступать средством учебно-речевой деятельности для учащихся;
- речевая деятельность учителя творческая по своей природе.
Особенности развития и реализация учебно-речевой деятельности определяются индивидуально-творческими, психофизиологическими характеристиками, педагогическим опытом учителя, а также той речевой средой, в которой функционирует личность в процессе профессиональной подготовки и деятельности.
Педагогический подход к данной проблеме дает также возможность рассмотреть учебно-речевую деятельность в трех аспектах:
Во-первых, учебно-речевую деятельность выступает в качестве показателя личной деятельности человека. Показывает степень сформированности языкового сознания личности, способность творческого использования средств языка в бытовых и профессиональных ситуациях.
Во-вторых, учебно-речевая деятельность является показателем педагогического мастерства. Рассматривая вопросы профессионального мастерства педагога, исследователи в качестве ведущих компонентов называют речевые, коммуникативные умения.
В-третьих, учебно-речевая деятельность учителя является средством развития учебно-речевой деятельности ребенка, являющейся важнейшим средством воздействия и влияния на учеников.
В настоящее время проблематике учебно-речевой деятельности уделяют мало внимания и времени на ее развитие, совершенствование у будущего учителя, ссылаясь на отсутствие необходимой учебной литературы. Поэтому на сегодняшний день проблема совершенствования профессиональной культуры педагогического общения и ее развитие у студентов – будущего учителя как никогда актуальна.
Вопросом педагогической культуры занимались множество исследователей, но стоит отметить Е.Б. Гармаша, который отмечает: «что педагогическая культура представляет собой интегральное, системное, динамическое образование личности учителя, определяющее тип, стиль и способы его профессионального поведения и деятельности».
Учебно-речевая деятельность определяется в научной литературе как система ценностей-регуляторов педагогической деятельности, предпосылка, цель, способ, инструмент педагогической деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат, концентрированное выражение личности педагога. Под понятием «речь» понимается один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речевой деятельностью понимается речь, выступающая или в виде целостного акта деятельности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность, структура речевой деятельности включает этапы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
Студенты должны в полной мере иметь теоретические и практические знания в области современного русского языка; иметь базовые понятия; работать с научной и методической литературой; понимать, интерпретировать и воспроизводить учебно-научную информацию.
Теоретико-педагогические предпосылки развития учебно-речевой деятельности будущего педагога заключаются в том, что теория развития учебно-речевой деятельности будущего педагога нуждается в выделении новых подходов и определении нового содержания с учетом целевых и содержательных требований непрерывного профессионального образования в условиях образовательной организации, специфики образования педагогических работников и подготовки специалистов для охраны и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей.