Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Взаимосвязь и соотношение лоббизма в правотворчестве и согласование социальных и...

Взаимосвязь и соотношение лоббизма в правотворчестве и согласование социальных интересов в современном обществе

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

лоббизм
правотворчество
развитие
проблемы
перспективы

Аннотация статьи

В статье были рассмотрены особенности лоббизма в правотворчестве и согласование социальных интересов в современном обществе, и его актуальность на сегодняшний день. Кроме того, были рассмотрены вопросы лоббирования интересов в правотворчестве, лежащие в плоскости предметов регулирования ряда разнообразных нормативных правовых актов. Была проведена оценка нормативных основ лоббирования при создании права в Российской Федерации. Кроме того, были рассмотрены основные направления развития правового регулирования лоббирования при создании права в Российской Федерации.

Текст статьи

Одной из наиболее спорных форм участия и влияния различных интересов на решения юридического характера является лоббирование. Лоббирование как представительство и влияние различных интересов на создание права требует теоретического и практического понимания и, в то же время, специфического правового регулирования в системе позитивного права.

Соответственно, важно выработать формы представительства интересов различных социальных групп в воздействии на институты государственной власти и их деятельность. Особая деятельность институтов государственной власти - создание права. Следует иметь в виду, что создание права подчиняется различным социальным условиям и организациям, которые формально не являются участниками процесса создания права.

Противоречие лоббирования связано с широко распространенным мнением и общественным дискурсом о негативном отношении к этому явлению. Преобладание негативных характеристик над лоббированием особенно заметно в социальной среде. Это также объясняет, что одной из проблем, связанных с лоббированием, является формирование его нормативной базы.

Во многих странах вопросы лоббирования, так или иначе, регулируются законом; в то же время в нашей стране этот процесс все еще находится на ранней стадии развития. Чрезвычайно важным, особенно на уровне муниципалитетов, является оптимальное регулирование степени влияния лоббистов на законотворческие, правоприменительные процессы, на деятельность государственных институтов. Отчасти для решения этой проблемы будет полезен такой метод, как правовое планирование, который позволяет путем привлечения профессионального научного сообщества прогнозировать последствия реализации тех или иных мер по регулированию лоббирования, проводить детальное изучение соответствующих мер и процессов, как в статике, так и в динамике. Также правовое планирование является неотъемлемым методом реализации правовой политики и осуществления правовой жизни, что позволит сделать правильный акцент при изучении правовых отношений в сфере лоббирования.

Концепции являются основополагающими, когда мы пытаемся выразить то, как мы видим мир и понимаем его функционирование. Концепция полезна только тогда, когда с ее помощью можно выразить общее представление об объекте исследования и в то же время разработать. Для этого необходимо представить его специфику, то есть то, что делает его уникальным.

Неудивительно, что формулирование точных концепций особенно важно для области межправительственных отношений, учитывая, что лоббирование является одновременно всеобъемлющей и сложной деятельностью.

В этом контексте основные характеристики аргументации между лоббированием и правом будут представлены позже, при защите прав, как фактора влияния при создании эффективных механизмов, которые приносят пользу тем, кто вовлечен, частным лицам, слоям государственного управления и обществу.

Хорошо известно, что разные социальные слои не в равной степени способны организовывать или собирать ресурсы для формирования лобби в защиту своих интересов. Что касается организационного потенциала, в литературе указывается, что малочисленным группам (например, предпринимателям из олигополизированных секторов экономики) легче, чем большим группам (например, потребителям на конкурентном рынке или налогоплательщикам), решать проблемы коллективных действий и создавать лобби в поисках выгод для своих членов.

В России на современном этапе лоббирование в правотворчестве как представительство интересов имеет фрагментарное, несистемное межотраслевое правовое регулирование, которое может быть преодолено принятием специальных нормативных правовых актов, основной целью которых будет являться создание эффективного механизма учета различных интересов в правотворчестве.

Соответствующие вопросы лоббирования интересов в правотворчестве лежат в плоскости предметов регулирования ряда разнообразных нормативных правовых актов. Потребность в специальном законодательстве о регулировании лоббистской деятельности имеет ряд противоречий, что связано с различными подходами к пониманию цели такого закона, сутью регулируемых им отношений.

Лоббирование в правотворчестве в Российской Федерации обусловлено спецификой правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов власти, участием в правотворчестве органов судебной власти, а также процессом и процедурой принятия нормативных правовых актов.

Влияние заинтересованных лиц на представителей органов публичной власти опосредовано в фактических взаимоотношениях указанных субъектов. В связи с этим, лоббирование является объективным явлением не только в законодательных органах, но и во всех институтах публичной власти, реализующих правотворческие функции.

На муниципальном уровне эти вопросы также регулируются, в частности, на уровне нормативных актов местных советов и исполнительных комитетов местных советов. В них органы местного самоуправления могут определить дополнительный круг субъектов муниципальной правотворческой инициативы.

В этом случае прямое лоббирование гражданами – членами местного сообщества принятия решений органами местного самоуправления можно рассматривать как проявление местной прямой (сиюминутной) демократии, которая может принимать форму местных инициатив, общественных слушаний, общих собраний граждан по месту их жительства, электронных петиций, обращения граждан (петиции), мирные собрания и т.д.

Если прямое лоббирование осуществляется органами государственной власти, другими органами местного самоуправления, их должностными лицами, необходимо различать, имеют ли они это право на конституционном и законодательном уровнях.

Косвенное лоббирование принятия государственных решений на муниципальном уровне заключается в осуществлении деятельности по содействию принятию государственных решений заинтересованными сторонами косвенно, т.е. через другие органы государственной власти, институты гражданского общества и многое другое. С этой целью могут проводиться нелегитимные (не отражающие реальную волю их членов) проплаченные мирные собрания, информационные кампании в СМИ, социальных сетях и т.д. с целью побудить органы местного самоуправления к принятию определенных решений.

Внутреннее лоббирование для принятия правительственных решений на муниципальном уровне может иметь место, когда определенные интересы в местных органах власти защищены теми, кто работает на них или имеет к ним прямой доступ. Так, например, это может проявляться в незаконном влиянии сельского, поселкового, городского головы на депутатов местного совета, членов исполнительного комитета совета, или при незаконном влиянии муниципального служащего исполнительного органа местного совета на принятие решений этим органом и т.д.

То есть необходимость принятия основного закона, который бы, имея императивный характер, устанавливал своеобразные “правила игры” в сфере лоббирования, становится основополагающей. С другой стороны, важно учитывать культурные и, прежде всего, экономические особенности сообщества при лоббировании его интересов. На муниципальном уровне важно определить следующие вопросы: основные проблемы сообщества; какие аспекты проблем могут быть решены с помощью лоббирования; методы регистрации лиц, занимающихся лоббированием, с учетом пожеланий заинтересованных сторон. Для того чтобы эффективно наладить процесс лоббирования и вывести его на правовой уровень, необходимо, чтобы лица, заинтересованные в защите интересов своего клиента и стремящиеся установить контакт с муниципальными властями, идентифицировали:

  • себя как соответствующее физическое или юридическое лицо; заключили должным образом зарегистрированное соглашение о лоббировании;
  • в контракте уточнили, чего они добиваются, обращаясь в специальный орган; какие методы воздействия они хотели бы использовать для их достижения;
  • в пользу каких субъектов правоотношений затрагиваются принятые лоббистские решения.

Принимая во внимание тот факт, что правовая система государства находится в определенной динамике, возникает необходимость стабилизации (установления) общественных отношений, возникновение которых обусловлено реалиями сегодняшнего дня. Одним из таких новых средств правовой защиты является соглашение между лицом, заинтересованным в принятии закона, и юридической фирмой о предоставлении лоббистских услуг.

Проблема учета механизма гармонизации интересов различных социальных групп в правовом виде требует специфического правового регулирования лоббирования, как допустимой формы диалога между государственной властью и различными социальными группами. И в то же время необходимо разработать и принять специальный нормативно-правовой акт, устанавливающий принципы, методы, средства и технологии лоббистской деятельности, организационные условия для представления интересов различных социальных групп при принятии правовых решений, правовой статус и порядок регистрации лоббистов в учреждениях государственной власти. Развитие правового регулирования примирения интересов посредством лоббирования в создании права должно быть направлено на создание механизма учета различных интересов в создании права.

Анализ практики и формирования нормативных основ лоббирования при создании права в Российской Федерации позволил выявить и охарактеризовать такие тенденции в правовом регулировании, как:

  • признание лоббирования и постановка вопроса о его регулировании в рамках антикоррупционной политики;
  • комплексное межотраслевое регулирование представительства интересов с точки зрения создания условий и ограничений для различных правовых интересов;
  • обсуждение и разработка специального законодательства о регулировании лоббистской деятельности.

Основными направлениями развития правового регулирования лоббирования при создании права в Российской Федерации являются существенное снятие лоббирования с антикоррупционной политики и его институциональное развитие в специальном законодательстве, что приведет к формированию эффективного механизма правового регулирования, определяемого спецификой субъектно-методических составляющих регулируемых отношений.

Перспективами правового регулирования лоббирования в правовом создании в Российской Федерации являются: создание специального законодательства о лоббистской деятельности в качестве обеспечения представительства и учета интересов широкого круга социальных групп при принятии решений о правовом создании; завершение процесса институционализации лоббирования; снятие лоббирования с антикоррупционной политики; оптимизация деятельности лоббирования в рамках антикоррупционной политики.

Список литературы

  1. Бекмурадов К. А. Лоббизм как основной фактор воздействия на процесс развития парламентских согласительных процедур // Актуальные проблемы российского права. 2019. №8. С. 75-85.
  2. Ионов В.В. Законотворчество и лоббизм // Социология и право. 2019. №2. С. 79-85.
  3. Кулакова Е.В. Конституционно-правовой опыт регулирования лоббизма в зарубежных странах // Вестник Института экономических исследований. 2018. №4 С. 198-207.
  4. Тинт, Ю. С. Политология : учебное пособие / Ю. С. Тинт. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 79 с.
  5. Федорченко, С. Н. Современные технологии политического менеджмента: учебное пособие / С.Н. Федорченко. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 200 с.

Поделиться

910

Мурзабеков Р. А. Взаимосвязь и соотношение лоббизма в правотворчестве и согласование социальных интересов в современном обществе // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.I.С. 99-102. URL: https://apni.ru/article/5463-vzaimosvyaz-i-sootnoshenie-lobbizma-v-pravotv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января