Сегодня значительное внимание в рамках социально-экономического развития городов уделяется туризму как одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивающих подъем в указанной сфере. «…Мировая практика показывает, что развитие данной отрасли позволяет не только улучшать инфраструктуру города, создавать новые рабочие места, поднимать имидж города, но также и вносит значительные поступления в региональный и городской бюджеты…». До сих пор даже на экспертном уровне не изжито представление о том, что имидж страны – это нечто, касающееся исключительно государства. В действительности он складывается из имиджа ее больших и малых городов. Очень важно, чтобы в имиджевой политике России активно участвовало гражданское общество, и каждый россиянин осознал: имидж России – общее дело, и каждый из нас – на уровне своего города и региона – тоже вносит собственный вклад в репутацию своего Отечества [1]. Развитие туризма особенно важно для малых городов, где эта отрасль может и во многих случаях должна стать существенным фактором регионального развития.
Сегодня всё чаще туризм рассматривается как одно из самых эффективных средств массовой востребованности и доступности культурных ценностей, источник сохранения наследия. В современном мире происходит возрастание взаимозависимости культуры и туризма, растут возможности поддержки культуры через туризм и подъем туризма благодаря богатствам культуры.
Культура является важнейшей основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Цель развития культуры состоит в обеспечении благосостояния и удовлетворении потребностей общества и каждого человека. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Туризм оживляет работу культурных институтов, активизирует фестивальную жизнь и развитие локального искусства, он – гарант наполняемости выставок, музеев, театров, концертных залов, фестивалей.
Улучшать историко-культурную «ткань» города, региона, сохранять исторический дух, увеличивать количество достопримечательностей и длительность туристического сезона, а также проводить работу по идентификации элементов уникальности его облика и соответствия их самым высоким стандартам, – все это различные аспекты деятельности, которые могут способствовать более эффективному использованию богатейшего культурно-исторического потенциала России. В то же время туризм может быть неотъемлемой частью программ развития культуры [3].
В современных условиях глобализации и роста информационных возможностей формирование положительного бренда региона является ключевым фактором его дальнейшего развития и повышения авторитета как внутри страны, так и на международном уровне. В отличие от зарубежного опыта ведущих городов мира, где формирование и совершенствование бренда территорий на протяжении десятилетий является самостоятельным и приоритетным направлением, в России активная деятельность в рамках скоординированных программ по формированию бренда регионов началась сравнительно недавно. Однако уже сегодня наряду с активной политикой правительственных органов столицы не менее актуальной является региональная тенденция: местные органы самоуправления регионов и небольших муниципалитетов разрабатывают стратегии, отличающиеся целенаправленным системным подходом к внедрению и развитию брендовых инструментов. В России уже наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, креативные эксклюзивные идеи и, конечно же, за специалистов, способных всем этим управлять [4].
Ставропольский край имеет богатейший историко-культурный потенциал. На государственной охране в крае более 2000 памятников истории и культуры, из них 71 имеют статус федеральных, в таких городах как: Ставрополь, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск. В них сохранились прекрасные архитектурные ансамбли, выполненные архитекторами Бернардацци, Шарлеманом, Шретером, Уптоном, Воскресенским, Кусковым. На Ставрополье два музея-заповедника федерального значения – Лермонтовский в Пятигорске и Татарское городище в Ставрополе. Фортификационные сооружения Азово-Моздокской оборонительной линии времен Кавказских войн сохранились в виде остатков крепостей, редутов, мощеных дорог в Ставрополе и Георгиевске. В настоящее время основу культурно-познавательного туризма в основном представляют познавательные поездки небольших групп местных школьников и активных отдыхающих региона Кавказских Минеральных Вод.
В городе-курорте Железноводске на базе объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения народов Российской Федерации Пушкинская галерея – осуществляет деятельность муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пушкинская галерея» города-курорта Железноводска Ставропольского края. В глобальном масштабе Пушкинская галерея города-курорта Железноводска является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Однако самым популярным видом туризма в регионе является оздоровительный. На многих курортах есть wellness программы (оздоровительные, антистрессовые, косметологические), которые подходят абсолютно здоровым людям. Оздоровительный туризм остается одним из наиболее перспективных направлений туристско-рекреационного комплекса Ставропольского края. Климат здесь обладает высокими оздоровительными свойствами, которые широко используются как самостоятельный и высокоэффективный метод лечения – климатотерапия.
Необходимо понимать, что культурное наследие – часть туристско-рекреационного потенциала территории. Одним из возможных способов повышения эффективности использования потенциала культурного наследия в туристском освоении может стать создание особого бренда культурного туризма через художественное творчество Ставрополья.
Культурно-исторические объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции. Деятельность этих территориальных структур должна быть направлена на сохранение, возрождение, туристское освоение памятников и их естественной среды, воссоздание традиционного природопользования, циклов обыденной жизни и всего бытового уклада с одновременным органическим вхождением в современные хозяйственные и социальные процессы. Экономическая деятельность в данном случае является важной частью комплексного процесса, включающего сохранение и использование туристско-рекреационного потенциала культурного наследия.
Некоторые города-курорты стали активно внедрять визуальное брендирование в продвижение мероприятий. В городах Железноводск и Кисловодск разработаны бренды, которые прошли государственную регистрацию. В Железноводске логотип – кружка-бюветница с орнаментом, символизирующим главные богатства: лес, воздух и воду. В Кисловодске – сердце из солнечных лучей, отсылает к пониманию Кисловодска как самого солнечного и любимого города на Ставрополье. Исторический символ Кавказских минеральных вод с 1901 года – Орёл, терзающий змею по эскизу художника Ивана Крылова. Орел символизировал силы, здоровье, долголетие, а змея – болезни и недуги.
В настоящее время в Ставропольском крае ведется работа по брендированию и позиционированию края как туристического, популяризируются бренды «Туристское Ставрополье» и «Ставрополье – родина слонов». Однако ряд культурных мероприятий, достопримечательностей и традиций не имеют своего отражения в имеющихся брендах. Брендинг территории через художественное творчество можно считать наиболее сложной и эффективной формой маркетинга территории, которая позволяет сознательно и целенаправленно формировать бренд территории с учетом развития ее привлекательного имиджа.