Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Художественное творчество Ставрополья как особый бренд культурного туризма

Художественное творчество Ставрополья как особый бренд культурного туризма

Научный руководитель

Мартиросян Карен Минасович

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

туризм
брендирование
имидж,культурно-досуговые учреждения
мероприятия
познавательный туризм

Аннотация статьи

Предметом настоящего исследования является культурный потенциал Ставропольского края, брендирование территории через художественное творчество. Актуальность исследования объясняется приоритетами государственной политики, направленной на комплексное развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию и обеспечение экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации, растущей популярностью культурного туризма среди россиян и вместе с тем недостаточной изученностью его практик.

Текст статьи

Сегодня значительное внимание в рамках социально-экономического развития городов уделяется туризму как одной из важнейших отраслей экономики, обеспечивающих подъем в указанной сфере. «…Мировая практика показывает, что развитие данной отрасли позволяет не только улучшать инфраструктуру города, создавать новые рабочие места, поднимать имидж города, но также и вносит значительные поступления в региональный и городской бюджеты…». До сих пор даже на экспертном уровне не изжито представление о том, что имидж страны – это нечто, касающееся исключительно государства. В действительности он складывается из имиджа ее больших и малых городов. Очень важно, чтобы в имиджевой политике России активно участвовало гражданское общество, и каждый россиянин осознал: имидж России – общее дело, и каждый из нас – на уровне своего города и региона – тоже вносит собственный вклад в репутацию своего Отечества [1]. Развитие туризма особенно важно для малых городов, где эта отрасль может и во многих случаях должна стать существенным фактором регионального развития.

Сегодня всё чаще туризм рассматривается как одно из самых эффективных средств массовой востребованности и доступности культурных ценностей, источник сохранения наследия. В современном мире происходит возрастание взаимозависимости культуры и туризма, растут возможности поддержки культуры через туризм и подъем туризма благодаря богатствам культуры.

Культура является важнейшей основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Цель развития культуры состоит в обеспечении благосостояния и удовлетворении потребностей общества и каждого человека. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Туризм оживляет работу культурных институтов, активизирует фестивальную жизнь и развитие локального искусства, он – гарант наполняемости выставок, музеев, театров, концертных залов, фестивалей.

Улучшать историко-культурную «ткань» города, региона, сохранять исторический дух, увеличивать количество достопримечательностей и длительность туристического сезона, а также проводить работу по идентификации элементов уникальности его облика и соответствия их самым высоким стандартам, – все это различные аспекты деятельности, которые могут способствовать более эффективному использованию богатейшего культурно-исторического потенциала России. В то же время туризм может быть неотъемлемой частью программ развития культуры [3].

В современных условиях глобализации и роста информационных возможностей формирование положительного бренда региона является ключевым фактором его дальнейшего развития и повышения авторитета как внутри страны, так и на международном уровне. В отличие от зарубежного опыта ведущих городов мира, где формирование и совершенствование бренда территорий на протяжении десятилетий является самостоятельным и приоритетным направлением, в России активная деятельность в рамках скоординированных программ по формированию бренда регионов началась сравнительно недавно. Однако уже сегодня наряду с активной политикой правительственных органов столицы не менее актуальной является региональная тенденция: местные органы самоуправления регионов и небольших муниципалитетов разрабатывают стратегии, отличающиеся целенаправленным системным подходом к внедрению и развитию брендовых инструментов. В России уже наступило время, когда регионам приходится конкурировать буквально за все: за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, креативные эксклюзивные идеи и, конечно же, за специалистов, способных всем этим управлять [4].

Ставропольский край имеет богатейший историко-культурный потенциал. На государственной охране в крае более 2000 памятников истории и культуры, из них 71 имеют статус федеральных, в таких городах как: Ставрополь, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск. В них сохранились прекрасные архитектурные ансамбли, выполненные архитекторами Бернардацци, Шарлеманом, Шретером, Уптоном, Воскресенским, Кусковым. На Ставрополье два музея-заповедника федерального значения – Лермонтовский в Пятигорске и Татарское городище в Ставрополе. Фортификационные сооружения Азово-Моздокской оборонительной линии времен Кавказских войн сохранились в виде остатков крепостей, редутов, мощеных дорог в Ставрополе и Георгиевске. В настоящее время основу культурно-познавательного туризма в основном представляют познавательные поездки небольших групп местных школьников и активных отдыхающих региона Кавказских Минеральных Вод.

В городе-курорте Железноводске на базе объекта культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения народов Российской Федерации Пушкинская галерея – осуществляет деятельность муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пушкинская галерея» города-курорта Железноводска Ставропольского края. В глобальном масштабе Пушкинская галерея города-курорта Железноводска является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Однако самым популярным видом туризма в регионе является оздоровительный. На многих курортах есть wellness программы (оздоровительные, антистрессовые, косметологические), которые подходят абсолютно здоровым людям. Оздоровительный туризм остается одним из наиболее перспективных направлений туристско-рекреационного комплекса Ставропольского края. Климат здесь обладает высокими оздоровительными свойствами, которые широко используются как самостоятельный и высокоэффективный метод лечения – климатотерапия.

Необходимо понимать, что культурное наследие – часть туристско-рекреационного потенциала территории. Одним из возможных способов повышения эффективности использования потенциала культурного наследия в туристском освоении может стать создание особого бренда культурного туризма через художественное творчество Ставрополья.

Культурно-исторические объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции. Деятельность этих территориальных структур должна быть направлена на сохранение, возрождение, туристское освоение памятников и их естественной среды, воссоздание традиционного природопользования, циклов обыденной жизни и всего бытового уклада с одновременным органическим вхождением в современные хозяйственные и социальные процессы. Экономическая деятельность в данном случае является важной частью комплексного процесса, включающего сохранение и использование туристско-рекреационного потенциала культурного наследия.

Некоторые города-курорты стали активно внедрять визуальное брендирование в продвижение мероприятий. В городах Железноводск и Кисловодск разработаны бренды, которые прошли государственную регистрацию. В Железноводске логотип – кружка-бюветница с орнаментом, символизирующим главные богатства: лес, воздух и воду. В Кисловодске – сердце из солнечных лучей, отсылает к пониманию Кисловодска как самого солнечного и любимого города на Ставрополье. Исторический символ Кавказских минеральных вод с 1901 года – Орёл, терзающий змею по эскизу художника Ивана Крылова. Орел символизировал силы, здоровье, долголетие, а змея – болезни и недуги.

В настоящее время в Ставропольском крае ведется работа по брендированию и позиционированию края как туристического, популяризируются бренды «Туристское Ставрополье» и «Ставрополье – родина слонов». Однако ряд культурных мероприятий, достопримечательностей и традиций не имеют своего отражения в имеющихся брендах. Брендинг территории через художественное творчество можно считать наиболее сложной и эффективной формой маркетинга территории, которая позволяет сознательно и целенаправленно формировать бренд территории с учетом развития ее привлекательного имиджа.

Список литературы

  1. Василенко И. А. Имиджевая политика российских регионов: актуальность ребрендинга // Государственная служба. 2012. №1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzhevaya-politika-rossiyskih-regionov-aktualnost-rebrendinga (дата обращения: 22.01.2023).
  2. Жукова О.В. Маркетинг и брендинг Ставропольского края // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-i-brending-stavropolskogo-kraya (дата обращения: 22.01.2023).
  3. Новикова У. И. Направления формирования туристической составляющей бренда региона для Тульской области / У. И. Новикова, А. В. Косарева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2012. – № 5 (40). – С. 190-195. – URL: https://moluch.ru/archive/40/4841/ (дата обращения: 10.01.2023).
  4. Хаванова Н. В., Шестакова С. В. Региональный бренд как один из путей развития туризма в крупных и малых городах России // Сервис в России и за рубежом. 2014. №5 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-brend-kak-odin-iz-putey-razvitiya-turizma-v-krupnyh-i-malyh-gorodah-rossii (дата обращения: 22.01.2023).

Поделиться

725

Колантаевская Е. А. Художественное творчество Ставрополья как особый бренд культурного туризма // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.I.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/5465-khudozhestvennoe-tvorchestvo-stavropolya-kak

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря