Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Арт-тур как форма культурно-досугового мероприятия, направленного на развитие ту...

Арт-тур как форма культурно-досугового мероприятия, направленного на развитие туристического потенциала территории

Автор(-ы):

Колантаевская Елена Александровна

24 января 2023

Научный руководитель

Мартиросян Карен Минасович

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

туризм
креативный туризм
мероприятия
арт-тур

Аннотация статьи

Предметом настоящего исследования является культурный туризм и арт-тур как форма культурно-досугового мероприятия. В статье анализируется сущность и особенности креативного туризма как мирового тренда. Представляется, что такой вид туризма дает мощный импульс к активизации местного сообщества, развитию человеческого капитала и территории в целом. Совместное творчество объединяет людей, создает новые впечатления и опыт, формирует креативную среду. Таким образом, современным территориям, ориентированным на развитие туризма, целесообразно активизировать свои креативные ресурсы.

Текст статьи

Проблема восприятия современного искусства в условиях стремительного ритма жизни актуализирует потребность поиска эффективных способов его осмысления, усвоения, популяризации. В мировой практике современное искусство («contemporary art») трактуется как актуальное искусство, которое определяет дух происходящего «здесь и сейчас», представляет собой «…живой эксперимент, не производящий готовые стандарты, обладающий нетрадиционным, новаторским характером Эффективным способом популяризации современного искусства является применение элементов интерактивности в процессе организации общения при проведении проектов, праздников, игр. За счет общения происходит обмен информацией между личностями, осуществляется высказывание своего мнения [3].

В современном мире понятие креативности связывают не только со сферой искусства, но и с характеристикой хозяйствующих субъектов, а также с ресурсной базой и экономическим ростом территорий. Идеи креативной экономики стали очень популярными во многих странах мира, в том числе и в России. Под креативной экономикой понимается такой тип экономики, который основан на капитализации интеллектуальной собственности в различных областях деятельности человека (научной, научно-технической, культурной, творческой). Переход от традиционной модели оказания туристических услуг к новой модели, связанной с креативностью, обусловлен возросшей конкуренцией между туристическими направлениями за внимание и лояльность потребителей (туристов). Традиционные места показа и достопримечательности, местная природа, архитектура и сувениры – далеко не полный список того, что может предложить гостям та или иная туристическая дестинация.

В «Концепции развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» вводится понятие «локальных креативных индустрий», представляющих собой совокупность субъектов, деятельность которых направлена на создание рабочих мест, обустройство и формирование привлекательности, в том числе туристической, тех или иных территорий [2]. Современный туризм способствует реализации креативного потенциала той или иной территории. На практике многие дестинации занимаются формированием креативных брендов в целях повышения своей туристической привлекательности, что, в свою очередь, положительно влияет на инвестиционную и миграционную привлекательность. Креативный туризм связан не только с творчеством и обучением. Важную роль в нем также играет элемент общения и коммуникации, которые возникают в процессе совместного творчества людей, что может снижать различные барьеры, например языковые. Важным принципом креативного туризма является интерактивность. Людям недостаточно лишь пассивного потребления, они хотят узнавать что-то новое, приобретать новые навыки, развиваться, получать уникальные впечатления и опыт. Можно утверждать, что креативными являются как те, кто что-то производит и создает, так и те, кто это потребляет в соответствии с определенным стилем жизни. Креативный туризм можно определить через предложение креативных туристических продуктов, которые его формируют.

Креативный туризм – такой вид туризма, когда туристам предлагаются нестандартные туристические продукты и услуги, в результате потребления которых удовлетворяются потребности в творческом саморазвитии и самореализации туристов, происходит погружение в местную культуру, интеграция с местным сообществом, формируются новые навыки, уникальный опыт и впечатления. Креативность места может заключаться не только в наличии тех или иных креативных индустрий, она также может проявляться в особенностях повседневной и самой обычной жизни этого места. Необходимо осознать эти особенности и то, чем данное место может быть интересно для внешних аудиторий. Важно, что новые технологии и цифровизация способствуют максимальной реализации креативной составляющей туристического предложения современных территорий. Можно предположить, что креативный туризм помогает сохранить нематериальное наследие туристических дестинаций, в каком-то смысле возрождая традиционные ремесла и навыки и делая их привлекательными для молодого поколения. Каждая дестинация должна самостоятельно разрабатывать и формировать свои креативные направления развития и соответствующую креативную среду. Креативный туризм может быть рассмотрен в качестве основы для формирования стратегии развития территории. Вместе с тем эффективное развитие креативного туризма, как и туризма в целом, возможно только при условии активной государственной поддержки [1].

Креативные туристические продукты – совокупность товаров и услуг, которые отличаются новизной и нестандартным подходом и способствуют удовлетворению высших потребностей туристов во время их путешествий, таких как потребности в саморазвитии и самореализации, в отличие от традиционных туристических продуктов. Большой потенциал для развития креативного туризма имеется у музеев и учреждений культуры. В.Э. Гордин и М.В. Матецкая полагают, что креативно-интерактивная составляющая современного музея может быть основана на связи с едой (например, с национальной кухней), мастер-классах по местным ремеслам, на этнических традициях (например, фестивали и праздники), изучении местного языка, интерактивных детских программах, необычных подходах к истории места и др. Важно отметить, что креативность в туризме, по сути, не имеет границ, поскольку креативность как ресурс неисчерпаема. Кроме того, креативный туризм не наносит значительного вреда экологии, так как основан на поддержке нематериальных ценностей. На практике такой вид туризма часто переплетается с сельским, гастрономическим и другими видами туризма. Для малых территорий креативный туризм может стать перспективной траекторией развития, где отсутствие материальных объектов туристического показа может компенсироваться, например, формированием легенд о месте пребывания, созданием оригинальных фестивалей, выставок или мастер-классов. Современный туризм (в том числе и креативный туризм) тесно связан не только с концепцией креативной экономики, но и с идеями экономики впечатлений. Экономика впечатлений представляет собой такой подход к производству и продвижению товаров и услуг на рынке, который направлен не столько на удовлетворение той или иной потребности, сколько на создание позитивного впечатления у покупателя от всех стадий процесса приобретения. Предполагается, что современный потребитель готов больше платить за свои эмоции, чем за простые продукты и услуги. Такое изменение восприятия потребительской ценности в постиндустриальном обществе наблюдается во многих сферах, но больше всего – в сфере туризма. Как уже было сказано, современные туристы больше не хотят быть пассивными наблюдателями, они стремятся «вжиться» в местную культуру и повседневную жизнь, приобщиться к живым традициям и обычаям для того, чтобы получить новые впечатления и опыт. Современный туризм является одной из самых рентабельных отраслей экономики. Все больше регионов РФ заявляют о туризме как о приоритетном направлении развития, что усиливает конкуренцию между ними. Традиционные туристические ресурсы, безусловно, продолжают играть большую роль в этом процессе, но в то же время уже не гарантируют победы в этой конкурентной борьбе. Конкурентное преимущество на современном рынке способны обеспечить новые туристические продукты и услуги, основанные не только на физических, но и на нематериальных туристических ресурсах, соответствующих актуальным трендам путешествий и новым запросам туристов. Представляется, что в нынешних условиях только креативные идеи могут решить проблемы ограниченных ресурсов и высокой конкуренции.

В городе-курорте Железноводске на базе муниципального бюджетного учреждения культуры «Пушкинская галерея» города-курорта Железноводска по инициативе автора-мастера кукол Елены Александровны Ткаченко, при поддержке Президента Международного объединения авторов кукол, художника, коллекционера, члена Британской кукольной ассоциации BDA, члена-патрона Национального американского института художников - кукольников NIADA Светланы Валерьевны Пчельниковой, проходит Всероссийский фестиваль авторской куклы ручной работы «Dollина грёз». Лозунг таких фестивалей «Кукла – это не игрушка. Кукла – это искусство!». Уже в третий год проведения фестиваля треть посетителей оказались людьми, которые приехали в город-курорт Железноводск именно на фестиваль. В 2023 году инициатор и автор фестиваля «Dollина грёз» организовывает Арт-тур, который одновременно расширит географические и творческие горизонты мастеров кукол. Кроме знакомства с Северным Кавказом и экскурсиями, будет возможность пройти "живой" мастер-класс у любимого мастера. А также пожить беззаботной, спокойной жизнью в кругу творческих людей!

Творческий туризм имеет много общего с событийным туризмом. Если поездки на крупные международные выставочные мероприятия, такие как Венецианская биеннале, Документ в Касселе, Лионская биеннале современного искусства, Стамбульская биеннале и т.д. давно стали привлекательными и привычными художественными маршрутами для туристов, то идея российского арт-туризма, в частности привлекательность Железноводска как город арт-туризма, еще не сформирована.

Список литературы

  1. Логунцова И. В. Понятие креативного туризма и его развитие в городах и регионах России // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kreativnogo-turizma-i-ego-razvitie-v-gorodah-i-regionah-rossii (дата обращения: 22.01.2023).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2022 N 2290-р «О Плане мероприятий по реализации в 2022 - 2024 гг. Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» – Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870// (дата обращения 10.01.2023). – Текст: электронный.
  3. Сысоева Н. В. Способы популяризации современного искусства при реализации интерактивного проекта «ART-Поход» // Человек в мире культуры. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-populyarizatsii-sovremennogo-iskusstva-pri-realizatsii-interaktivnogo-proekta-art-pohod (дата обращения: 22.01.2023).

Поделиться

708

Колантаевская Е. А. Арт-тур как форма культурно-досугового мероприятия, направленного на развитие туристического потенциала территории // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.I.С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/5466-art-tur-kak-forma-kulturno-dosugovogo-meropri

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая