Проблемы правового регулирования лоббизма в современной России

В статье были рассмотрены проблемы правового регулирования лоббизма в современной России, и их актуальность на сегодняшний день. Правовое регулирование лоббистской деятельности в России, по утверждению автора, не находит должной политико-правовой поддержки. Однако исследования ученых все более делают эту проблему актуальной, также рассмотрены перспективы так как, по мнению автора, являются достаточно актуальными, а также пытается найти ответ на вопрос, необходимо ли нашей стране законодательное регулирование лоббизма.

Аннотация статьи
перспективы
лоббизм
развитие
проблемы
правотворчество
Ключевые слова

Лоббирование представляет собой целый ряд потенциальных угроз, большинство из которых связано с искажением представительства общественных интересов (представительство интересов меньшинства в ущерб большинству), дезинформацией представителей государственных органов, а также близостью к лоббированию и взятой из коррупции и сращивания общественных и коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббирование, являясь функциональной формой представительства интересов, обеспечивает государству и обществу в целом ряд серьезных выгод, связанных с более оперативным, чем политический момент представительства интересов, информированием должностных лиц, принимающих решения, в систему контроля. В связи с этим во многих странах мира лоббирование – это юридическая деятельность, и существует ее специфическое регулирование.

А.В. Белоусов под лоббизмом в правовом смысле авто понимает совокупность норм, регулирующих воздействие (участие) граждан, общественных объединений, организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти, для оказания влияния на принятие необходимых лоббистам решений и активного отстаивания своих интересов.

М.Л. Альпидовская считала, что лоббизм как процесс влияния хозяйствующих субъектов (субъектов лоббистской деятельности) на уполномоченные органы государственной власти любого уровня (объекты лоббистской деятельности) с целью принятия того или иного решения в интересах хозяйствующих субъектов.

Другой автор А.В. Малько писал, что лоббизм как «явление современной политико-правовой жизни, подразумевающее активную деятельность любых заинтересованных лиц (как физических, так и юридических) по отстаиванию и представлению своих интересов на различных уровнях власти с целью оказания влияния на принимаемые решения».

Нам представляется наличие достаточной сложности в построении механизма правового регулирования лоббирования ввиду ряда проблем, лишь часть которых возможно решить правовым инструментарием. К этой части относятся такие проблемы, как:

  • монополизация различных экономических и общественных сфер деятельности экономически и (или) политически сильными субъектами;
  • эффективность противоправного воздействия на органы государственной власти.

Решение первой проблемы видится в построении политики государства с одновременным законодательным регулированием и совершенствованием правоприменительной практики в данном направлении. Построение такой политики должно быть структурировано в противодействии развития и становления исключительного (монопольного) права в определенной области деятельности за ограниченным кругом субъектов. Такая область экономической или общественной деятельности по своему содержанию должна включать в себя конкурентную среду и обладать таким руководящим началом, как осуществление взаимоотношений субъектов конкретной сферы деятельности с институтами власти на равных началах.

Другие проблемы регулирования лоббирования лежат в обществе, его правосознании, политической атмосфере в государстве и в значении межличностных отношений, связей должностных лиц с субъектами лоббирования.

Еще одна проблема правового регулирования лоббистской деятельности заключается в значении политической воли при решении государственно значимых вопросов. Здесь лоббирование осуществляется в целях расширения политического влияния либо его констатации властными субъектами. Особенно значение политической воли в решении государственно значимых вопросов проявляется в ведомственном лоббировании – лоббировании, осуществляемом институтами Президента, законодательными органами, органами исполнительной власти, структурами судебной системы, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления. Актуальность эта проблема приобретает в связи с повышением авторитета и влияния определенных фигур и политических образований, имеющих превалирующее значение в проведении государственной политики.

Схожей проблемой правового регулирования лоббирования по своей сущности является значение личного взаимоотношения и связей субъектов лоббистских правоотношений, наличие которого способствует консолидации представителей узкокорпоративных интересов в органах государственной власти при принятии властных решений.

Характер всех этих проблем говорит о том, что их разрешение в минимальной степени зависит от применения правовых средств. В этом плане нам представляется низкая эффективность правового регулирования рассматриваемого явления. В первую очередь это связано с характером лоббирования как политического института, нежели правового.

Сегодня в российском законодательстве предусмотрена лишь часть необходимых мер по осуществлению цивилизованного лоббирования и предотвращению негативных лоббистских действий. Сюда же можно отнести конституционное, уголовное, гражданское законодательство. Важной вехой стало законодательство о противодействии коррупции. В связи с этим необходимо отметить, что проводимая сегодня антикоррупционная политика будет являться неполномерной без правовой институционализации лоббирования.

Анализ практики и формирования нормативных основ лоббирования при создании права в Российской Федерации позволил выявить и охарактеризовать такие тенденции в правовом регулировании, как:

  • признание лоббирования и постановка вопроса о его регулировании в рамках антикоррупционной политики;
  • комплексное межотраслевое регулирование представительства интересов с точки зрения создания условий и ограничений для различных правовых интересов;
  • обсуждение и разработка специального законодательства о регулировании лоббистской деятельности.

Основными направлениями развития правового регулирования лоббирования при создании права в Российской Федерации являются существенное снятие лоббирования с антикоррупционной политики и его институциональное развитие в специальном законодательстве, что приведет к формированию эффективного механизма правового регулирования, определяемого спецификой субъектно-методических составляющих регулируемых отношений.

Так как лоббизм – это, в первую очередь, механизм представления интересов общества, а не коррупция. Конечно, этот механизм в современном российском обществе законодательно не регулируется, но уже обрастает новыми инструментами, среди которых оценка регулирующего воздействия и технологии BigData.

BigData и другие современные цифровые технологии уже необходимы для развития цифровой экономики. Они же в скором времени сделают закон о лоббизме в той форме, в которой он сейчас кажется необходимым, не актуальным.

Для более конкретного рассмотрения нами было рассмотрено приложение «Lobbying tracker», которое функционирует в США.

«Lobbying tracker» – это приложение, которое пользователь может зарегистрироваться, которое дает вам возможность управлять лоббистской деятельностью с привлеченными должностными лицами и отслеживать ее, а также взносы и расходы, чтобы упростить необходимую отчетность. LAT – это первый собственный онлайн-трекер лоббирования интересов, что дает ему ряд преимуществ перед конкурирующими платформами.

Создание в России подобного реестра лоббистов и лиц, принимающих решения, а также создание прозрачных связей между ними, следуя международному опыту, позволит сформировать новый формат взаимоотношений бизнеса с властью. Предполагаемые проектом нововведения нивелируют необходимость в создании закона о лоббизме, и других нормативных актах, регулирующих соответствующие коммуникации, но позволят «посчитать», кто, что, где и как лоббирует на просторах нашей родины.

На сегодняшний момент в регулировании отношений в сфере Больших данных системообразующими актами являются Федеральный закон «О защите персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (далее – «ФЗ о Персональных данных») и Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В 2017 г. в Российской Федерации была принята Программа «Цифровая экономика», направленная на развитие инновационного потенциала страны. Большие данные стоят на первом месте в качестве «сквозных технологий», то есть в качестве прорывных цифровых технологий.

В целом, процесс цифрового лоббирования позволяет быстро организовать широкий спектр информации, чтобы можно было принимать целостные решения с учетом всех имеющихся фактов.

После того как будет разработан термин «Большие данные» и будет регулироваться рынок информации и будет ответственность за продажу персональных данных руководителей компаний в виде штрафов и санкций, тогда можно будет перейти к разработке системы лоббистской деятельности.

Создать законодательство о лоббизме, которое будет полностью соответствовать интересам общества и политическим потребностям, гарантировать прозрачность деятельности лоббистов, четко очерчивать правовые рамки их деятельности, тем самым устранив коррупцию, выведя политическую сферу страны на качественно новый уровень. Или оставить всё как есть, отрицая лоббистские веянья запада и приравнивая их к коррупционной деятельности, действующей вне закона, тщетно пытаясь бороться с ними. Конечно, проще урегулировать деятельность лоббистов, законодательно закрепив рамки дозволенного, а со всем, что выходит за эти пределы продолжать бороться как с коррупционной составляющей, параллельно повышая политико-правовую грамотность населения, идя на компромиссы в решении политических вопросов.

Перспективами правового регулирования лоббирования в правовом создании в Российской Федерации являются: создание специального законодательства о лоббистской деятельности в качестве обеспечения представительства и учета интересов широкого круга социальных групп при принятии решений о правовом создании; завершение процесса институционализации лоббирования; снятие лоббирования с антикоррупционной политики; оптимизация деятельности лоббирования в рамках антикоррупционной политики.

Текст статьи
  1. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ// КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/#dst100368(дата обращения 12.01.2023)
  2. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/(дата обращения 12.01.2023)
  3. Владимир С. Б. Закон о лоббизме в России: pro et contra // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-o-lobbizme-v-rossii-pro-et-contra (дата обращения: 02.04.2022).
  4. Рагимов А.Т. Проблемы правового регулирования лоббизма в России // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-lobbizma-v-rossii (дата обращения: 02.04.2022).
  5. Jesse, Russell Лоббизм / Jesse Russell. - М.: VSD, 2018. - 730 c.
Список литературы