Методическое аспекты развития риторической компетенции будущих учителей

В работе проведен анализ методических аспектов развития риторической компетенции будущих учителей.

Аннотация статьи
риторическая компетенция
личность
учитель
профессия
Ключевые слова

Риторическая компетенция предполагает знания в области риторики и умения их применять, а также патриотичное мировоззрение, сформированное в семье и социуме, рефлексию и готовность личности к определенной активности.

Как теоретические, так и практические области педриторики могут называться по-разному: «образовательная лингвистика», «педагогическая речевая техника», «педагогическое общение» (или поведение) и так далее. Теория педриторики основана на совокупности достижений многих гуманитарных наук, но преимущественно – лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и прочем. Эта наука активно используется в подготовке педагогических кадров.

Рассматривая первое условие, развитие мотивационно-ценностной сферы личности по риторической компетенции, мотивационно-ценностный компонент, по нашему мнению, характеризуется следующими показателями: отношение к профессии как ценности; понимание и переживание ее значимости как для общества, так и для собственного развития; интерес к преподаваемой дисциплине и вопросам образования в целом; увлеченность наукой и стремление к самосовершенствованию.

Риторические жанры педагогического дискурса, с помощью которых образовательная деятельность осуществляется как специфическая речевая деятельность, различны и определяются наличием в речи учителя, риторической аргументации к этическому, логическому и эмоциональному.

Специфика таких жанров обусловлена их антропоцентричностью, выраженностью межличностных установок, диалогизированностью, политематичностью, субъектностью, синтезом элементов различных функциональных стилей, зависимостью от конкретной ситуации и отражением особенностей речевого этикета.

В качестве примеров риторических жанров в образовании приводят: слово преподавателя о предмете, побуждающую речь, эпидейктическую речь, эссе, риторический анализ, оценку, отзыв, рецензию, беседу, диспут, и прочее. Значительная роль здесь принадлежит различным видам подачи лекционного материала.

Выявленные в работе характеристики риторической компетенции делают возможной проектировку процесса развития риторических умений учителя. Ее алгоритм включает постепенное применение коммуникативных заданий различного вида и риторических задач по общим теоретическим представлениям о риторическом убеждении и педриторики, а также формирование навыков риторического анализа и публичной речи, выполнение которых предполагает использование разнообразных форм ведения образовательного процесса (групповых, индивидуальных и других).

Первый этап ориентирован на развитие общериторических умений. Задания включают последовательную отработку каждого этапа работы над речью, осуществление риторического анализа образцов речи разных ораторов, освоение многочисленных способов и приемов аргументации, анализ ситуаций использования софизмов в профессиональной деятельности, поиск способов противодействия уловкам в аргументации.

Интериоризация знаний в области общей риторики и овладение общериторическими умениями помогает осуществить переход ко второму этапу, нацеленному на изучение положений педагогической риторики как прикладной дисциплины, особенностей профессионально-личностного взаимодействия участников педагогического общения и отработку риторико-коммуникативных умений педагога-ритора. С этой целью предлагаются задания на различение риторических жанров педагогического дискурса, анализ педагогических речевых ситуаций (как один из элементов педагогического дискурса), выявление особенностей педагогического говорения и слушания, овладение искусством педагогического диалога (гармонизирующего диалога) как метода профессионального взаимодействия, освоение экстралингвистических средств профессиональной коммуникации, речевой культуры и этики педагога. Третий этап направлен на развитие умений риторической рефлексии педагога, актуализации критического осмысления своей речи в частности и профессиональной коммуникативной деятельности в целом. Коммуникативные задания направлены на выявление своих речевых достоинств и недостатков как лектора, соотнесение собственной речевой деятельности с требованиями, которые предъявляются современному педагогу высшей школы, выявление причин успехов и неудач в речевой деятельности. Следует подчеркнуть важность проведения рефлексивного этапа в процессе развития риторической компетенции педагога, в особенности, ее мотивационного компонента. Результатом осуществления риторической рефлексии своей профессиональной коммуникативной деятельности становится планирование преподавателем действий по совершенствованию риторических умений.

Усовершенствование и расширение содержания коммуникативной подготовки студентов обусловлено некоторыми причинами:

  1. Социально-политические причины: демократические тенденции в общественно-политической жизни, возникновение потребности в людях, умеющих убеждать.
  2. Психологические причины: изменился взгляд на человека в обществе, актуализировались науки, направленные на развитие языковой личности, риторика призвана сыграть роль интегральной науки, направленной на формирование и развитие личностного начала в человеке. «Цель общей риторики состоит в том, чтобы, раскрывая источники мысли, раскрыть все способности ума».
  3. Коммуникативные причины: расширяются сферы общения людей, расширяется само значение устной речи, которая играет все более существенную роль, что ведет к необходимости искать особые приемы в общении.

Современная риторика не может быть сведена только к публичной речи. Риторика в широком понимании есть «искусство управления общественными процессами», объясняющая «категории политологии и являющаяся инструментом развития экономической деятельности, образования и культуры».

Создание на уроках активной речевой среды вытекает из закономерности: чем богаче речь окружающих, чем охотнее и активнее вступает в речевое взаимодействие ребенок, то есть чем больше развивающий потенциал речевой среды, тем эффективнее будет работа по речевому развитию. Поэтому в задачу учителя входит такое построение уроков риторики, при котором как можно больше активизируется мышление, память, речь учащихся, появляется естественная потребность говорить, актуализируются цели обучения риторике. Такой подход к обучению реализуется через создание на уроках различных ситуаций живого общения, которые заставляют учащихся активно применять полученные теоретические сведения на практике, отшлифовывают сформированные навыки. Значительно активизируют коммуникативные устремления учащихся различные виды внеклассных занятий (ученические собрания, конференции, участие в школьных мероприятиях и т. п.). В качестве примера построения урока по принципу создания активной речевой среды можно привести урок «Ошибки начинающего оратора», разработанный в виде круглого стола. Данный урок может быть проведен после урока-практикума, во время которого учащиеся выступали с сообщениями перед учениками младших классов. Цель круглого стола – проанализировать выступления с точки зрения наличия ошибок, свойственных начинающим ораторам (например, в установлении контакта с аудиторией, использовании интонационных и изобразительно-выразительных средств речи, в выборе темы и композиционном оформлении речи, использовании основных и вспомогательных средств аргументации и т. д.). Выбранная форма (круглый стол) должна поставить студента в условия, схожие с естественными, высказывания каждого участника близки к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации. Активизирует приведенную в качестве примера речевую ситуацию ряд факторов: нетрадиционное оформление учебного пространства, связь теоретического и практического обучения, личное участие каждого в подготовительной работе, использование современных технических средств обучения (в частности, некоторые выступления целесообразно записать на видеопленку для подробного анализа), распределение ролей (можно заранее назначить ведущего круглого стола, аналитическую группу, группу «Резюме» и т. д.).

Увеличивают развивающий потенциал речевой среды и особые типы занятий по риторике: ролевой тренинг, практикум, урок-экскурсия.

Усовершенствование риторики как учебного предмета представляется явлением закономерным: демократизация общественно-политической жизни, гуманизация и гуманитаризация образования создают предпосылки для формирования личностного начала в человеке, что требует развития его коммуникативных возможностей. Современная риторика – это «не только общественная дисциплина, но и общегуманитарная, чрезвычайно значимая для каждого человека, так как это не только теория и практика, но и философия речевого поведения».

В настоящее время понятие инновационная технология прочно вошло в теорию и практику научного образования, но пока остается неясным его место и взаимосвязи в терминологическом поле педагогики. Определение ее понятия предстает достаточно широко со следующих позиций: проектирование педагогической системы, управление образовательным процессом, личностный подход, процессы, научные направления, технологическое обеспечение процессов и т. д.

Принятие ФГОС требует от педагога более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. В современных образовательных технологиях передача знаний идет в форме постоянного решения проблем.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн используется как метод развития речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные и обязательно показывать образец. Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Первая строчка стихотворения – это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий. В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся, к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова. Четвертая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение. Пятая строчка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. (Педагогам предлагается составить синквейн на тему встречи. Например, первая строка синквейна – «игровые технологии». Участники практикума продолжают составление нерифмованного стихотворения).

Пример синквейна для педагогов

  1. Ромашка.
  2. Белая, ароматная.
  3. Растет, завораживает, манит.
  4. Как я люблю собирать ромашки!
  5. Любовь!

Чем выше уровень речевого развития, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приема скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. В результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребенка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребенком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни и др.

Виды работы над синквейном

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
  2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.
  3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
  4. Можно использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
  5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

Скажите, пожалуйста, для закрепления, то такое синквейн? Синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Одним из методов развития связной речи у детей является использование мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемодорожек, затем к мнемоквадратам, последовательно переходить к мнемотаблицам. Ее содержание – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Существуют мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Одним из приемов, которые значительно облегчают студенту составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу по опорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Тренинговые упражнения и практикумы способствуют личностной включенности студентов в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность формирования риторической компетенции, а именно: достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности взаимодействия и преодоления рефлексивных барьеров, обогащение риторического опыта.

Нами активно использовались методы кооперативного обучения в риторической подготовке студентов (авторский тренинг)

Кооперативное обучение – это специально организованная учебно-познавательная деятельность, имеющая, прежде всего, выраженную коммуникативную и социальную направленность, определенный порядок коммуникативного взаимодействия между субъектом/субъектами образовательного процесса.

Эффективная работа кооперативной группы зависит от умения взаимодействовать, сотрудничать.

Метод «Обучение в команде» нацелен на командную работу, достижению целей группы и ее успеха. Использование этого метода нацелено на познание нового вместе, где каждый член группы овладел необходимыми знаниями, получил необходимые умения и навыки. Основными принципами являются: «награду» команда (группа) получает одну на всех (оценка, поощрение и т. д.); группы не соревнуются между собой, поскольку имеют разные задачи; акцент на совершенствовании собственных предварительных результатов, то есть сравнивается собственное развитие.

На завершающей стадии обучения риторике эффективным считаем метод проектов, который способствует актуализации одного из главных постулатов современной риторики, которая призвана развивать вкус риторической деятельности, а также создавать оптимальные условия для успешной самореализации личности через слово. Метод проектирования в риторической подготовке реализуется путем создания студентами индивидуальных проектов и их представления. В процессе аудиторной работы студента в пределах кооперативной группы определяются с проектами, проектируют дальнейшую деятельность, в конце представляют отчет о проделанной работе.

Метод проектирования на различных его этапах формирует у студентов следующие умения: ориентироваться в информационном пространстве; практически и творчески мыслить; чувствовать, формулировать и вербально представлять проблему; самостоятельно активизировать свои знания в процессе публичного выступления, то есть мыслить публично; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов речевого поведения; находить выход из тех или иных ситуаций и тому подобное. Проектная деятельность способствует развитию коммуникативных, личностных, социальных, литературно-лингвистических, математических, художественно-соматических, манипулятивных и технологических способностей. Сильной стороной проектного обучения является создание положительной мотивации для самообразования.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов, которые мы адаптировали к риторической подготовке будущих педагогов. На каждом из этих этапов происходит коммуникативное взаимодействие между субъектами педагогического процесса, входе которой студенты получают полезную информацию, выясняют новые для себя факты, осуществляют личностно и профессионально значимые открытия. На основе анализа, сравнения, систематизации и обобщения полученных сведений в них активизируется умственная деятельность.

Овладение теорией риторики и практическое применение приобретенных знаний и умений позволит будущим учителям решать ряд профессионально ориентированных задач, в частности: преодоление коммуникативных барьеров и, как следствие, формирование контактности и налаживания комфортной коммуникативной среды; развитие умений ведения беседы как основного вида диалогического взаимодействия учителя с учениками; овладение вербальными и невербальными средствами коммуникации; усвоение не только способов коммуникации, но и инструментов воздействия на понимание и запоминание учеников; овладение навыками презентации и самопрезентации, тренинговой деятельности, публичного выступления и тому подобное.

Текст статьи
  1. Абрамович С. Д., Чикаркова М. Ю. Риторика: учеб. пособие. – Москва: Мир. – 2001. – 240 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – Москва: Наука. – 1980. – 334 с.
  3. Амельченкова Н. А. Педагогические условия обучения риторике младших школьников: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Смоленский государственный университет. Смоленск, 2009. – 16 с.
  4. Андерсон К. Ted talks. Слова меняют мир: [пер. с англ. Т. А. Новиковой]. – Киев: Форс Украины. – 2021. – 288 с.
  5. Андерсон К. Успешные выступления на TED. Рецепты лучших спикеров; 2-е изд. – Киев: Наш формат. – 2017. – 256 с.
  6. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. зав; Пятое изд., испр. и доп. – Москва: Аспект Пресс. – 2007. – 363 с.
  7. Андриевская В. В., Дранищева Е. И., Тищенко С. П. и др. Методологические проблемы трансформации коммуникативной компетенции психолога в информационном обществе: монография / под ред. В. В. Андриевский. – Кировоград: Имекс-ЛТД. – 2014. – 226 с.
  8. Артеменко А. П., Артеменко Я. И., Попова Н. В. Риторические стратегемы в дискурсе идентичности. // Вестник ХНУ им. В. Н. Каразина. Серия «Философия, философские перипетии». – 2011. – № 984.
  9. Артемова А. И. Развитие вербальной креативности студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки. // Психология: реальность и перспективы. – 2016. – Вып. 7. – С. 12–17.
Список литературы