Автор(-ы):
Сяськина Елена Владимировна
24 января 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.
Текст статьи
Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития ребёнка. Игры с песком – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице.
Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. Работая с песком, я решаю следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей: релаксация, снятие мышечной напряжённости; развитие зрительно-пространственной ориентировки; концентрация внимания, памяти; развитие логики и речи; стабилизация эмоционального состояния; развитие творческих (креативных) способностей; развитие рефлексии (самоанализа) ребёнка; формирование позитивной коммуникации.
Преимущества песочной терапии сводятся к следующему: частичный перенос логопедических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Песочная терапия имеет свои основные принципы:
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; они чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой или на фронтальных занятиях.
Примерная структура занятия с песком:
III. Заключительная часть: Подведение итогов занятия в детском саду. Упражнение на релаксацию. Рефлексия. Ритуал прощания.
Не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей. Логопед должен внимательно следить за реакцией детей при работе с песком. В случае появления у детей негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается. Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.) Детям не показывают сразу весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук и инструментов. В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т.п.). Логопед выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога – это «активное присутствие, я-рядом». Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, с которой ему предлагается справиться самостоятельно. Взрослый направляет рассуждения ребёнка, обращает внимание на наиболее значимые моменты.
Я подобрала, систематизировала ряд игр и игровых упражнений для игр с песком. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию.
Пальчиковый практикум. Развитие тактильно-кинестетических ощущений.
Артикуляционная гимнастика
Развитие диафрагмального дыхания
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ слова.
Развитие связной речи
Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты:
Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.
Список литературы
Поделиться
Сяськина Е. В. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 104-107. URL: https://apni.ru/article/5470-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnolo