Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

логопедия
технология
обучение
нарушение речи

Аннотация статьи

В статье рассматривается применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.

Текст статьи

Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития ребёнка. Игры с песком – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице.

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. Работая с песком, я решаю следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей: релаксация, снятие мышечной напряжённости; развитие зрительно-пространственной ориентировки; концентрация внимания, памяти; развитие логики и речи; стабилизация эмоционального состояния; развитие творческих (креативных) способностей; развитие рефлексии (самоанализа) ребёнка; формирование позитивной коммуникации.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему: частичный перенос логопедических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Песочная терапия имеет свои основные принципы:

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
  • оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
  • реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; они чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой или на фронтальных занятиях.

Примерная структура занятия с песком:

  1. Вводная часть: Приветствие. Правила работы с песком.
  2. Основная часть занятия в детском саду: Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности. Игры и упражнения, направленные на формирование всех компонентов речи. 

III. Заключительная часть: Подведение итогов занятия в детском саду. Упражнение на релаксацию. Рефлексия. Ритуал прощания.

Не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей. Логопед должен внимательно следить за реакцией детей при работе с песком. В случае появления у детей негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается. Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.) Детям не показывают сразу весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук и инструментов. В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т.п.). Логопед выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога – это «активное присутствие, я-рядом». Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, с которой ему предлагается справиться самостоятельно. Взрослый направляет рассуждения ребёнка, обращает внимание на наиболее значимые моменты.

Я подобрала, систематизировала ряд игр и игровых упражнений для игр с песком. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию.

Пальчиковый практикум. Развитие тактильно-кинестетических ощущений.

  • Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
  • Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
  • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
  • Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»).
  • Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев (все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно). 
  • «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
  • Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок.
  • Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
  • Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
  • В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»). 

Артикуляционная гимнастика

  • Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
  • Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
  • Качели. Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
  • Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
  • Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
  • Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Развитие диафрагмального дыхания

  • Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
  • Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
  • Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
  • Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
  • Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Автоматизация звуков

  • Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося корригируемый звук.
  • Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
  • Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося корригируемый звук.
  • Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.

Развитие фонематического слуха

  • Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
  • Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
  • Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
  • Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.

Формирование слоговой структуры слова

  • Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
  • Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

  • Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление существительных в родительном падеже.
  • Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
  • Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили); наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).

Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ слова.

  • На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
  • Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звукобуквенный анализ слов различной сложности.

Развитие связной речи

  • Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
  • Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
  • Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
  • Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

  1. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт социальной педагогики и психологии, 2005. – 50 с.
  3. Хоменко И.Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия» / И.Н. Хоменко. – СПб.: ИМАТОН, 2009. – 44 с.
  4. Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Т.М. Грабенко // Дошкольная педагогика. – 2004. – №5.

Поделиться

1135

Сяськина Е. В. Использование здоровьесберегающих технологий на логопедическом занятии // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 104-107. URL: https://apni.ru/article/5470-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnolo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря