Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития ребёнка. Игры с песком – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице.
Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. Работая с песком, я решаю следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей: релаксация, снятие мышечной напряжённости; развитие зрительно-пространственной ориентировки; концентрация внимания, памяти; развитие логики и речи; стабилизация эмоционального состояния; развитие творческих (креативных) способностей; развитие рефлексии (самоанализа) ребёнка; формирование позитивной коммуникации.
Преимущества песочной терапии сводятся к следующему: частичный перенос логопедических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас – речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Песочная терапия имеет свои основные принципы:
- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задания, соответствующие возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
- оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
- реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; они чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в подгрупповой или на фронтальных занятиях.
Примерная структура занятия с песком:
- Вводная часть: Приветствие. Правила работы с песком.
- Основная часть занятия в детском саду: Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности. Игры и упражнения, направленные на формирование всех компонентов речи.
III. Заключительная часть: Подведение итогов занятия в детском саду. Упражнение на релаксацию. Рефлексия. Ритуал прощания.
Не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей. Логопед должен внимательно следить за реакцией детей при работе с песком. В случае появления у детей негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается. Педагог вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и т.д.) Детям не показывают сразу весь набор игрушек, они должны освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук и инструментов. В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются через игрушку-посредника (Песочная Фея, Хозяйка песочницы, Королева песочного мира и т.п.). Логопед выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога – это «активное присутствие, я-рядом». Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, с которой ему предлагается справиться самостоятельно. Взрослый направляет рассуждения ребёнка, обращает внимание на наиболее значимые моменты.
Я подобрала, систематизировала ряд игр и игровых упражнений для игр с песком. Некоторые из них предлагаю вашему вниманию.
Пальчиковый практикум. Развитие тактильно-кинестетических ощущений.
- Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки).
- Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
- «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
- Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»).
- Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев (все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно).
- «Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера.
- Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок.
- Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.
- Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.
- В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки»).
Артикуляционная гимнастика
- Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
- Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт двигать в толще песка.
- Качели. Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
- Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
- Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п», ладонью легко похлопывать по песку.
- Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Развитие диафрагмального дыхания
- Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
- Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
- Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
- Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
- Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
Автоматизация звуков
- Горочка. Набрать песок в руку. Насыпать горку, произнося корригируемый звук.
- Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.
- Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося корригируемый звук.
- Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося корригируемый звук.
Развитие фонематического слуха
- Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
- Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
- Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
- Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.
Формирование слоговой структуры слова
- Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
- Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
- Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление существительных в родительном падеже.
- Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
- Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили); наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).
Подготовка к обучению грамоте. Звуковой анализ слова.
- На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
- Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; Звукобуквенный анализ слов различной сложности.
Развитие связной речи
- Найди и опиши игрушку. Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
- Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.
- Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
- Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.
Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.
Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.