Формирование связной устной монологической речи у детей с ОВЗ

В статье рассматривается возможность введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, игр на формирование грамматических форм и словообразование, физкультминуток со стихами, что способствует повышению качества образовательного и воспитательного процесса.

Аннотация статьи
речевые нарушения
психологические процессы
речь
монологическая речь
связная речь
Ключевые слова

Наша речь – одно из важнейших средств общения. Она тесно связана с формированием высших психических функций, и именно поэтому играет одну из важнейших ролей в психическом развитии человека, в развитии его мыслительной деятельности. Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления. В тот момент, когда ребенок начинает овладевать речью, перестраиваются все его психологические процессы.

У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать ее развитию. Одновременно с речевыми нарушениями в той или иной мере страдает личность ребенка, т.к. речевое развитие не только отражает степень овладения ребенком всеми сторонами речи, но и показывает, какого уровня умственного развития достиг дошкольник.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно [3, c.10].

Существует два типа связной речи: диалогическая и монологическая. Недоразвитие связной устной монологической речи обусловлено недостаточной сформированностью диалогической речи, которая, как известно, предшествует монологической речи и подготавливает ее появление. Дети с ОВЗ часто не осознают необходимости передавать содержание какого-либо события так, чтобы оно было понятно слушающему, они не ориентируются на собеседника [1, c.73].

И все-таки диалогическую речь дети усваивают быстрее и легче, так как ежедневно слышат её в быту, а нарушения связной устной монологической речи проявляются более резко, так как в процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.

При нарушении связной устной монологической речи отмечаются: искажение логики, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое), нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи у детей является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается [4, c.186].

В связи с тем, что связная устная монологическая речь является сложной формой речи, ребенок овладевает ею постепенно. Дети довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для них и во многих случаях затягивается. В процессе актуализации связной устной монологической речи воспитанники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более легкой для усвоения является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.

Пересказ детям также более доступен, чем рассказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, подробного раскрытия заданной темы, определения последовательности событий. При пересказе большую роль играет запоминание содержания текста. Но и пересказы детей с ОВЗ имеют ряд особенностей. Эти дети часто пропускают многие важные части рассказа, передают его содержание упрощенно. В пересказах часто обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, представленных в рассказе. Для пересказов таких детей характерны разнообразные добавления, что обусловлено случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний.

Коррекционная работа по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, игр на формирование грамматических форм и словообразование, физкультминуток со стихами.

Но основная форма обучения – это не столько специализированные занятия воспитателей и учителя-логопеда, сколько вся естественная жизнь группы. В работе используются следующие формы работы с детьми, которые помогают в развитии связной устной монологической речи: игры дидактические, подвижные, ролевые, театрализованные, общение: подготовленное и неподготовленное. «Живое» общение с правилами, называемое этикетное. Общение по телефону. Учебно-игровые ситуации, которые возникли по инициативе ребенка либо взрослого, где ребенок может проявить наибольшую речевую активность, чтение стихотворений, чистоговорок, рассказывание и чтение сказок, разгадывание загадок, пение. Организация праздников, развлечений, экскурсии, труд: речевые и трудовые действия, развитие речи с использованием средств массовой информации (периодическая детская печать, телевизор, радио), современных информационно-коммуникационных технологий, проектная деятельность.

Работа же по формированию связной устной монологической речи проводится с постепенным увеличением самостоятельности в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ. Необходимо успешно преодолевать барьеры в общении и активизировать речевую деятельность каждого воспитанника, с целью расширения границ компетентности и вовлечения замкнутых, стеснительных детей в работу над всеми видами монологического высказывания: пересказа; составления описательного рассказа; творческого рассказа.

Таким образом, нарушения связной речи у детей с ОВЗ обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из образа ситуации существенных и второстепенных компонентов (элементов), нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.

Поэтому, главное, при решении проблемы формирования связной устной монологической речи у детей с ОВЗ, – это научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека: умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. В процессе успешной работы дети с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи.

Текст статьи
  1. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «Владос», 1994. 98с.
  2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 27с.
  3. Ушакова. О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. и др. Придумай слово. М.: Просвещение, 2016. 116с.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Мир, 1993. 293с.
Список литературы