В настоящее время Республика Башкортостан является важным и значимым транспортным узлом и логистическим центром, находящимся на пересечении крупных федеральных и региональных магистралей.
Вопрос изучения модернизации дорог в Республике Башкортостан приобретает не только научную значимость, но и практическое значение на уровне всей страны. Цели и основные приоритетные задачи государственного регулирования дорожно-транспортной отрасли Республики Башкортостан обозначены в следующих нормативных документах: Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и Транспортной стратегии Республики Башкортостан до 2030 года [2].
Что качается выполнения целей и задач в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Республике Башкортостан, ведется «деятельность по реализации трех региональных проектов: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения»» [1].
В программе реализации национального проекта «по направлению строительства «Безопасные и качественные дороги» реализуются пункты программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Уфимской агломерации». Для реализации данного направления органами государственной власти Республики Башкортостан заключено соглашение с Федеральным дорожным агентством по предоставлению в бюджет Республики Башкортостан из федерального бюджета трансферов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» [1].
В рамках обновленных целей и задач реализации нацпроекта запланировано: «модернизация дорожной инфраструктуры Уфимской и Стерлитамакской агломераций, принять меры для снижения количества мест концентрации ДТП в два раза, смертности от дорожно-транспортных происшествий – в 3,5 раза». Указанные цели и задачи находятся в стадии реализации: по строительству в Салавате завершено строительство магистральной улицы в Восточном жилом районе, улицу уже эксплуатируют.
Хотелось бы отметить, что требуется устранение некоторых мелких недоработок, при устранении которых будет получено заключение о соответствии объекта и акта его ввода в эксплуатацию.
В Республике Башкортостан над проектом «Безопасные и качественные дороги» работают уже три года, за это время модернизации подверглись много и много километры дорог, Дорожное покрытие приведено к нормативному состоянию, по данным Минтранса, нормативному состоянию соответствуют уже 32 тысячи километров автодорог региона. Причем в 2021 году – эта цифра достигла 16, 5 тысяч километров дороги, что составило в общем около 400 млн. квадратных метров площади дорожного покрытия.
Реализация национального проекта на глазах преображает дороги республики, участкам региональных и федеральных трасс, а также улично-дорожной сети агломераций придается нормативная прочность и качество. В программе работ участвуют около 6 тыс. объектов дорожного строительства.
Обратимся к официальным данным Правительства РБ: «в Республике Башкортостан в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2021-2022 годах работы велись на 237 основных объектах общей протяженностью более 300 км. На эти работы было выделено более 6 млрд рублей. В том числе, 1,7 млрд рублей из федерального бюджета» [5].
Сейчас формируется значительная опорная сеть транспортных артерий страны, и часть объектов нацпроекта войдут в состав опорной транспортной сети. Таким образом, особенно важным является то, чтобы эти трассы были современными, безопасными и качественными.
Для 2022 года объемы финансирования, предусмотренные в федеральном бюджете для реализации мероприятий проекта «Региональная и местная дорожная, составляют 107,7 млрд рублей.
Опорная сеть транспортных автодорог Российской Федерации на территории Республики Башкортостан пополнится 44 автодорогами, проходящими по территории республики, общая протяженность которых составляет около 4 тысяч км. Для приведения этих транспортных артерий в нормативное состояние запланировано финансирование из федерального бюджета.
Рассмотрим основные направления развития дорожно-транспортной отрасли Республики Башкортостан в 2023 году, озвученные А. Клебановым, министром транспорта Республики Башкортостан (таблица).
Таблица
Основные направления развития дорожно-транспортной отрасли Республики Башкортостан в 2023 году [5]
Направление |
Что сделано |
Что еще предстоит |
---|---|---|
По направлению ремонт и строительство дорожного фонда |
За 2022 год в республике объем средств дорожного фонда составил более 42 млрд рублей. С помощью этого финансирования в регионе удалось построить 33 км автодорог регионального и местного значения, возвести восемь мостов, а также отремонтировать более 1 000 км дорог и 16 мостов. Кроме того, благодаря труду дорожных работников, удалось завершить ремонт дорог протяженностью 36 км [4]. |
За предстоящие пять лет до нормативного состояния должны довести 85% опорной сети дорог по всей стране. По итогам 2022 года Башкортостан по данному показателю приближается к отметке в 63%. |
Освещение и проезд к СНТ |
17 км – это протяженность дорог в Уфимском, Дуванском, Туймазинском и Белорецком районах, на которых налажено электроосвещение в 2022 году в рамках капремонта. в 2022 году к 74 СНТ обеспечен проезд. На эти цели было направлено более 66 млн рублей. |
|
Обновление автопарка |
С 2019 по 2022 годы в республике значительно изменилась к лучшему транспортная отрасль. Благодаря усиленной работе в этом направлении не только повысилось качество услуг по перевозке граждан, но и обновлен автопарк пассажирского транспорта. На балансе ГУП «Башавтотранс» находятся 1 878 автобусов, из них 960 – низкопольные и полунизкопольные большого и среднего класса |
Работа по обновлению автопарка будет продолжена. В ближайшие два года в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» Уфа получит еще 85 новых автобусов большого класса. |
Ремонт и строительство дорог |
Строительство «Восточного выезда» из Уфы. |
Планируется завершить к концу 2023 года. В 2023 году запланировано отремонтировать 62 км дорог и пять мостов. Кроме того, в рамках нацпроекта ожидается ремонт автодорог протяженностью 175 км. Также в 2023 году планируется завершить работы на объектах Уфы и начать ремонт автодороги Сибай-Акъяр. |
По результатам опросов, большинство жителей региона одобряет данную работу. А. Бизикина отмечает, что «об этом и свидетельствуют результаты опроса, проводимого ВЦИОМ в декабре текущего года, по итогам которого более 50% граждан нашей республики удовлетворены качеством и доступностью дорог в республике» [4].