Согласно промежуточному отчету Арктического Совета от 2013 г., посвященному мерам повышения сопротивляемости изменению климата в Арктическом регионе, «сопротивляемость Арктики в существенной степени зависит от безотлагательных и масштабных мер по сокращению выбросов парниковых газов» [4]. Выбросы парниковых газов, в тексте вышеотмеченного документа, в Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и в ряде других последующих документов, признаются самым значительным фактором изменения климатических условий на полярных территориях.
Сокращение газовых выбросов в атмосферу планеты является одной из наиболее трудных позиций, включенных в спектр климатических мер. Более того, как отмечает Н. С. Куделькин, текущие усилия мировой общественности, направленные на сокращение парниковых газов, практически безрезультатны [2, с. 1]. Меры, принимаемые правительствами развитых стран, не приводят к замедлению динамики изменений климата; более того, наблюдения последних лет показывают, что большинству стран, включая страны «Арктической восьмерки», не удается даже сдерживать рост атмосферной концентрации парниковых газов.
Согласно данным Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уровень концентрации СО2 на полярных широтах, измеряемый российскими станциями, ежегодно растет (в среднем масса газовых выбросов составляет 2,26 млн ежегодно [2, с. 4]); допандемийный 2019 г. стал в данном плане рекордным. Фактически можно сказать, что попытки уменьшить количество парниковых газов в атмосфере оказываются в большей степени неудачными, в связи с чем усилия следует направлять на адаптацию к новым реалиям.
Рассматривая проблему эмиссии парниковых газов в атмосферу, следует вернуться к условиям вышеотмеченного Парижского соглашения. Данный документ, помимо прочего, внедрил новый целевой адаптивный показатель, достижение которого является ответственностью каждой страны – ОНУВ (Определяемые на национальном уровне вклады / Nationally Determined Contributions). Соглашение не фиксирует определенный объем вклада в борьбу с изменениями климата за каждой страной, однако, предписывает каждому государству демонстрировать «как можно более высокую амбициозность». Особенно важным для Арктики является сокращение выбросов в индустриальных странах, территории которых прилегают к данному региону. В данной связи следует обратиться к данным по некоторым «арктическим государствам», которые представляют ОНУВ; отметим также, что Норвегия, Дания и Россия используют в качестве контрольной точки 1990 г., Канада и США – 2005 г. (таблица).
Как показывают данные таблицы, цели Норвегии являются более амбициозными, чем, к примеру, цели Дании (на их достижение Норвегия закладывает на 20 лет меньше). Кроме того, по оценкам экспертов, вероятность достижения Россией целей ОНУВ в сегменте эмиссии газов крайне высока – прежде всего, по причине их изначальной мягкости и отсутствия четких целевых показателей [3]. Непоследовательность мер, принимаемых США и попытки выйти из Парижского соглашения по причине «несправедливой экономической нагрузки» на американских налогоплательщиков, а также сокращение объемов финансирования, выделяемого из федерального бюджета на реализации стратегии в области изменения климата, привели к увеличению выбросов и отдалению США от климатических целей [1].
Таблица
Определяемые на национальном уровне вклады в отношении объемов выбросов парниковых газов – крупнейшие эмиттеры парниковых газов «Арктической восьмерки» (Примечание: разработка автора по данным Организации Объединенных Наций [6])
Государство |
ОНУВ в области выбросов парниковых газов |
Дания |
Сокращение выбросов на 80-95% к 2050 г. в сравнении с уровнем 2005 г. |
Норвегия |
Сокращение выбросов на 50-55% к 2030 г. с сравнении с уровнем 1990 г. |
Канада |
Сокращение выбросов на 30% к 2030 г. в сравнении с уровнем 2005 г. |
США |
(1) При администрации Б. Обамы: сокращение выбросов на 80% к 2050 г. в сравнении с уровнем 2005 г., промежуточная цель – сокращение выбросов на 26-28% к 2025 г. (2) При администрации Д. Трампа (с 2017 г.) – намерение выйти из Парижского соглашения, отмена политик следования ОНУВ. (3) При администрации Д. Байдена (с 2021 г.) возврат к следованию целям ОНУВ; скорректированные цели: сокращение выбросов на 50-52% к 2030 г. в сравнении с уровнем 2005 г. |
Россия |
Сокращение выбросов до показателей ниже уровня 1990 г. к 2030 г., отсутствие четких пороговых уровней и количественных задач. |
Россия, принявшая обязательства в отношении ОНУВ в 2019 г., столкнулась с проблемой массивных лесных пожаров, приведших к выбросам больших объемов парниковых газов, что также не позволяет на данный момент констатировать положительную динамику в отношении достижения поставленных климатических целей [3]. В целом, по мнению международных экспертов, политика арктических государств в области сокращения выбросов характеризуется как недостаточно активная, особенно с учетом позиций России и решения США.
Отметим также, что на сегодняшний день недостаточное внимание уделяется проблеме содержания метана в атмосфере. Усилия мировой общественности и национальных правительств сконцентрированы в большей степени на углекислом газе; метан, в свою очередь, остается в атмосфере примерно 12 лет и поэтому классифицируется как недолговечный климатический фактор. Тем не менее, метан оказывает гораздо более сильное влияние на климатические изменения. Согласно отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата, влияние метана на потепление примерно в 30 раз выше, чем эквивалентная масса CO2. Концентрация метана в атмосфере в настоящее время примерно на 150 процентов выше доиндустриального уровня, что обусловлено антропогенными факторами; выбросы метана увеличились на 47% с 1970 г. Кроме того, ожидается, что глобальные выбросы метана увеличатся на 25% к 2030 г. в случае отсутствия дополнительных мер соответствующего характера.
Сокращение выбросов метана международные эксперты называют главным рычагом для защиты климата Арктики. Несмотря на то, что метан равномерно распределяется по всему земному шару, вне зависимости от локации его эмиссии, влияние сокращения выбросов метана на региональные показатели приземного потепления крайне неодинаково. По результатам исследования, проведенного Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде, меры по сокращению выбросов метана способны снизить потепление в Арктике на 0,7°С к 2040 г., что, в свою очередь, говорит о возможности следования наиболее оптимистичному сценарию потепления климата, в рамках которого темпы потепления снизятся на 67% в сравнении со стандартными прогнозами [5].
Таким образом, подводя итоги данной работы, необходимо сделать ряд общих выводов:
- Увеличение температур в регионе Арктики – один из центральных вопросов, связанных с глобальным изменением климата. «Полярное усиление» как совокупность необратимых климатических тенденций, проявляет себя в двух основных формах: (1) динамичный рост приповерхностной температуры, темпы которого превышают динамику глобальных изменений температуры, и (2) уменьшение протяженности, плотности и глубины морских льдов.
- Стратегии по принятию мер, направленных на противодействие последствий изменения климата в Арктике, вводятся, как правило, на международном уровне и адаптируются национальными правительствами с учетом актуальных реалий и ресурсов.
- Внимание мировой общественности сфокусировано на проблеме эмиссии углекислого газа, но, при этом, недостаточное внимание уделяется проблеме содержания метана в атмосфере (тогда как сокращение выбросов метана – ключевой инструмент для защиты климата Арктики).
- Следует отметить также ряд открытых вопросов: социальный аспект и нарушение привычной среды обитания, отсутствие требуемых данных и полномасштабных исследований Арктики.
Рецензент – Ананьева А. А.