Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей

Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей

Автор(-ы):

Черемных Наталья Владимировна

25 января 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

толерантность
дети
родители
семья

Аннотация статьи

В статье определена зависимость между толерантными установками родителей и толерантностью их детей.

Текст статьи

На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос толерантности к людям, которые принадлежащим к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время этот вопрос приобрел, потому что все больше и больше мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, гнева и агрессивности. Эти тенденции негативно сказываются на развитии личности, духовности и доброты ребенка. В связи с этим родители должны серьезно подходить к воспитанию детской толерантности и находить эффективные механизмы, способствующие ее формированию.

Рассматривая понятие толерантности, следует отметить, что данное понятие довольно сложное и многоаспектное. Анализируя толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это, на наш взгляд, определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами. Безусловно, толерантные установки родителей оказывают весомое влияние на толерантность детей.

Воспитание толерантности у ребенка предполагает формирование у молодого поколения уважительного отношения к инаковому, принятие и адекватное понимание богатого многообразия проявлений окружающего мира, форм человеческого самовыражения и особенностей человеческой индивидуальности. Данные качества сформировываются в условиях доверия, открытых детско-родительских отношений, внимания и уважения всех членов семьи друг к другу и окружающим.

Семья представляется живой, постоянно изменяющейся системой. Она меняется не только под влиянием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.

В воспитании толерантности большую роль играют родители. Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны преобладать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это оказывает серьезное влияние на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки – то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

Родителям следует концентрировать внимание детей на ситуациях, которые предполагают проявления толерантности на основе постижения её смысла, пропуская анализ этих ситуации через их опыт, содействуя формированию толерантной личности. Данный процесс является весьма длительным, который требуют от родителей терпения, вдумчивого отношения ко всем поведенческим и вербальным реакциям своих детей, способности вести с детьми конструктивный диалог, в котором дети сами приходят к выводам о возможном бесконфликтном взаимодействии и общении с любыми людьми их инаковыми просоциальными проявлениями.

Для этого толерантно настроенные родители умеют слушать и слышать своих детей; не запрещая им выражать свои как положительные, так и отрицательные суждения, эмоции, однако при этом совместно их конструктивно прорабатывать; и самое главное помнить о том, что определяющим является безусловная любовь к детям, принятие их такими, какие они есть.

Глядя на взрослых, ребенок постепенно развивает социальные отношения и роли, которые определяют его место в этом мире; по мере того, как становился старше, он все больше фокусируется на сверстниках и различных социальных институтах, однако семейное влияние не теряет своей значимости на протяжении всей жизни человека. И даже когда дети повзрослели и начинают самостоятельную жизнь, они ориентируются на своих родителей, семью и в проблемных ситуациях опираются на опыт, который они приобрели в родительской семье.

Толерантность – это постепенная педагогическая работа. И большую роль играет поведение самих родителей. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность является постепенным педагогическим трудом. И серьезная роль здесь отводится поведению родителей.

В связи с этим, следует повышать социальную значимость родителей в развитии у детей толерантного сознания, потому как, если в семье развиты толерантные установки, то ребёнок, безусловно, впитывает их.

Следовательно, толерантность в отношениях между родителями и детьми представляется непроизвольным состоянием, которое влияет на развитие толерантности как личностно-нравственных качеств молодого поколения. Семья является основным институтом воспитания, социализации личности, именно в ней закладываются основы нравственности человека, сформировываются установки на взаимоотношения с окружающими и переосмысливают оценки своих действий и поступков.

Таким образом, влияние толерантного отношения родителей являются первыми и основными установками в воспитании толерантности у детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку серьезный опыт взаимодействия с окружающими людьми, в котором он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В связи с этим, большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера взаимоотношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно воздействуют на развитие толерантности у ребенка

Формирование толерантности происходит в обыденной жизни семьи методом постижения детьми опыта и примера родителей, родных, близких, а также людей, которые окружают семью. Чем выше просоциальная ориентация семьи, чем более она открыта, чем богаче ее социальные связи, тем более позитивный и широкий опыт толерантного общения и взаимодействия наследуют дети.

В заключение следует отметить, что воспитание толерантности во взаимоотношениях детей и родителей, является серьезным процессом, в эффективно постижении которого, важен комплексный подход и взаимодействие родителей и детей. Следовательно, родители являются источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и предметных взаимоотношений между людьми. В связи с этим, роль родителей в формировании толерантности у ребенка сегодня как никогда значима и актуальна. Кроме того, современные процессы глобализации предполагают толерантное взаимодействие всех участников межкультурных процессов.

Список литературы

  1. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 54.
  2. Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. – 2011. – № 4. – С. 61.
  3. Пономарева Т. О. Молодежь выбирает толерантность // Современная библиотека. – 2010. – № 3. – С. 49.

Поделиться

506

Черемных Н. В. Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 108-110. URL: https://apni.ru/article/5476-vliyanie-tolerantnikh-ustanovok-roditelej-na

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля