На современном этапе развития российского государства и общества следует констатировать все возрастающую роль информационных технологий, внедряемых практически во все механизмы коммуникации власти и граждан. Наглядными примерами того, как новые цифровые технологии повышают эффективность государственного механизма выступают Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), позволяющий гражданам получать государственные услуги в электронной форме; Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), позволяющая органам власти и иным организациям напрямую обмениваться сведениями, необходимыми для предоставления гражданину государственной услуги, что исключает необходимость для последнего самостоятельно обращаться в эти организации; Единая информационная система в сфере закупок, обеспечивающая взаимодействие государства и бизнеса в цифровой форме; и другие информационные системы.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что МВД России, являясь неотъемлемой составной частью процессов взаимодействия государства и общества фактически проходит этап цифровизации [1], но можно ли говорить о реальной цифровой трансформации деятельности самого ведомства? В отличие от цифровизации ‒ перехода деловых процессов в цифровую форму, цифровая трансформация предполагает повышение эффективности деятельности организационной структуры в целом за счет оптимизации осуществляемой деятельности на основе информационных технологий.
Формально программа цифровой трансформации системы МВД России запущена [2], но реальные организационные процессы внутри ведомства остаются по сути незатронутым положительным эффектом от внедрения цифровых технологий. В этом смысле следует констатировать, что с организационно-правовой стороны ведомство продолжает оставаться одним из наиболее консервативных и инертных к восприятию и внедрению инноваций в своей внутренней деятельности [3]. Эта характеристика вызвана вполне объективными причинами, среди которых следует выделить:
- необходимость соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства, судебного производства, предполагающих большое количество подготавливаемой документации на бумажных носителях;
- жесткую внутреннюю регламентацию организацию деятельности по основным направлениям, выражающуюся в значительном количестве нормативных правовых актов, предусматривающих подготовку бумажных документов на различных стадиях осуществляемых подразделениями МВД России процессов;
- организационную сложность и масштабность системы МВД России;
- дефицит квалифицированных кадров, обладающих знаниями, умениями и навыками в области управления процессами цифровой трансформации [4].
Основной причиной медленного и не всегда результативного внедрения новых информационных технологий в МВД России выступает главенствующий функциональный подход в управленческой деятельности. Функциональный подход заключается в реализации конкретными подразделениями (отдельными сотрудниками) конкретных функций, в рамках строго определенного круга решаемых задач. При таком подходе действительно может быть достигнута максимальная эффективность реализации отдельных функций внутри правоохранительного механизма, прозрачность результатов, контроль исполнительской дисциплины. Обратная сторона функционального подхода проявляется при многократном усложнении организационной структуры управляемой системы, росте разнообразия функций и их взаимосвязей, образующих процессы. В реализации последних могут задействоваться различные подразделения, наделенные собственными компетенциями и функциями, решающие при этом свои частные задачи.
Учитывая контекст цифровой трансформации деятельности МВД России, существующее разнообразие эксплуатируемых программных средств и разнообразие функций, возложенных на подразделения МВД России, попытаемся сформулировать принципы, которыми целесообразно руководствоваться при создании автоматизированных информационных систем.
В зарубежной научно-технической литературе существует концепция DMAIC [5]. (D – define, M – measure, A – analyze, I – improve, C – control, англ. описать, измерить, проанализировать, улучшить, проконтролировать).
В контексте информационно-технической политики МВД России по созданию автоматизированных информационных систем эту концепцию можно интерпретировать следующим образом.
D – define, описать.
Описать оперативно-служебную функцию, возложенную на подразделение, виды информационного и информационно-аналитического обеспечения, необходимые для ее осуществления, задействованное подразделение (подразделения), категории должностных лиц, существующие на сегодняшний день информационные системы, автоматизирующие описываемую функцию, источники и форматы данных в этих информационных системах. Этот этап является необходимым не только в рамках процессов цифровой трансформации, он необходим в любых ситуациях, связанных с определением функциональной нагрузки различных подразделений (см., например работу Махиной С.Н., Сидоренко А.В. [6]), однако при внедрении информационных систем часто остается без внимания.
M – measure, измерить.
Определить количественные характеристики востребованности цифровизируемой функции, периодичность ее выполнения, объемы информационных потоков, количество одновременных подключений к существующим информационным системам.
A – analyze, проанализировать.
Провести анализ существующих временных затрат, затрат вычислительных мощностей, нагрузки на каналы связи, заполнения дискового пространства, которые требуются для выполнения исследуемой функции. Провести анализ существующих информационных потоков, выявить промежуточные необязательные звенья передачи информации. Провести анализ используемых при информационном обеспечении форматов данных.
I – improve, улучшить.
Предусмотреть в разрабатываемой информационной системе пути сокращения выявленных на предшествующем этапе затрат различной природы, в первую очередь ‒ затрат служебного времени задействованных должностных лиц. Предусмотреть интеграцию разрабатываемой информационной системы с уже существующими более масштабными информационными системами, взаимодействие с ними в едином формате данных. Предусмотреть слияние с разрабатываемой информационной системой существующих менее масштабных информационных систем (объектовых), с обязательным сохранением уже накопленных данных.
C – control, контролировать.
При внедрении новых информационных систем сбои в их работе, выявляемые в процессе эксплуатации ошибки и внештатные ситуации, как правило, неизбежны. Контроль работы внедряемых средств автоматизации позволит оперативно на них реагировать, обеспечивать требуемую доработку, обучение должностных лиц из числа пользователей, а как следствие приведение цифровизируемого процесса к качественно новому состоянию, то есть цифровую трансформацию. Подходы к осуществлению контроля за деятельностью подразделений в системе МВД России достаточно хорошо рассмотрены в научной и учебной литературе [7].
Рассмотренный подход к цифровизации процессов оказания государственных услуг гражданам со стороны МВД России позволит повысить эффективность организации информационных потоков внутри ведомства, а значит и общую эффективность взаимодействия МВД России и граждан, обращающихся за государственными услугами.