Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Техника графического моделирования как средство обучения пересказу детей дошколь...

Техника графического моделирования как средство обучения пересказу детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

пересказ
мнемотехника
связная речь
ассоциации
графическая аналогия
графическая модель

Аннотация статьи

В современном мире все чаще возникает проблема отсутствия у детей первоклассников навыков пересказа. В статье рассматривается техника графического моделирования с точки зрения ее применения в обучении навыкам пересказа детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста. Актуальной данная техника является как для детей с ОНР ⅠⅠⅠ уровня, так и для детей с нормальным развитием речи.

Текст статьи

Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности. На ее развитие влияют различные психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание. Овладение связной речью происходит постепенно: начинается в дошкольном возрасте и продолжается в школьный период. Развитие связной речи – центральная задача в речевом воспитании, обусловленная социальной значимостью и ее ролью в формировании личности. Хороший уровень овладения связной речью обеспечивает успешную подготовку детей к обучению в школе.

В современном мире все чаще возникает проблема отсутствия у детей первоклассников навыков пересказа. Данная проблема не теряет актуальности год за годом. Причинами такой тенденции являются быстро меняющиеся условия жизни современного общества. В XXI веке живое общение в семье заменили гаджеты. Ребенок не получает достаточного количества речевых моделей для того, чтобы в дальнейшем самостоятельно правильно строить фразы, выражать свои мысли. Сравнив современные методы обучения и те, которые были актуальны 40 лет назад, можно заметить, что существовала традиция чтения вслух детских книжек, заучивание наизусть небольших стихотворений. С детства происходило знакомство с образцами народного творчества, литературными произведениями в соответствии с возрастом, что в дальнейшем способствовало формированию навыков пересказа и связной речи в целом. На сегодняшний день ситуация иная: большую часть информации и речевых моделей дети получают из «общения» с телефоном, ноутбуком, планшетом. Можно отметить положительную динамику, если выбор материала для просмотра контролируют родители, но, как показывает практика, в основном это большой поток информации, не соответствующий возрастным особенностям ребенка, который носит развлекательный характер и, как следствие, приводит к нарушению навыков пересказа у детей.

На способность овладения пересказом влияет интеллектуальное развитие ребенка на уровне семантического понимания слова и способность к аналитико-синтетическому анализу для усвоения грамматического строя речи, а также возможности обработки информации и объем кратковременной памяти, сформированность когнитивных процессов, умение планировать свое высказывание.

Как указывают Р.И. Габова, Л.М. Гурович, Н.В. Захарюта, Э.П. Короткова, способность логичного и связного пересказа воспринимаемого текста появляется у детей к старшему дошкольному возрасту, то есть к 5-6 годам [4].

В исследовании особенностей пересказа у детей 5-6 лет (с нормальным развитием речи и детей с общим недоразвитием речи III уровня), используя методику Глухова. В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», были выявлены уровни сформированности навыков пересказа.

Анализ полученных результатов показал, что навыки пересказа сформированы достаточно у детей с нормальным развитием речи, что значительно отличается от уровня сформированности у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Если дети с нормой в речевом развитии допускали ошибки в пересказе, частично справлялись с заданием, это были ошибки, которые не носили систематического характера, в отличие от ошибок, допущенных детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

На основании полученных данных были созданы методические рекомендации по устранению нарушений навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста, которые помогут педагогам и родителям организовать работу в данном направлении. Рекомендации можно использовать как с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, так и с детьми с нормальным речевым развитием.

Основу программы легла методика Бочкаревой Т.А., основанная на методе мнемотехники [1]. По определению Козаренко В.А., это «система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и конечно, развитие речи» [5].

При овладении этой методикой следует начинать с подготовительного этапа. Детям предлагается поиграть в ассоциации, которые надо не просто назвать, а еще и изобразить. Например, Красная шапочка – героиня сказки – сначала выглядит у детей, как что-то похожее на головной убор красного цвета, а затем просто красный кружочек. По своей сути – это не рисунок, а схема, образ, модель. Действуем от метода наглядного рисования, который достаточно давно и эффективно используется, к методу мнемотехники через графическую аналогию. «Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам» [1]. Дети с удовольствием выполняют данную задачу, так как здесь неважна красота рисунка, важен символ, знак. Не может быть неправильно, а ситуация успеха для ребенка – мощная мотивация для дальнейшей работы. В группе детям можно предлагать разные образы для перевода в символ на скорость. Так мы развиваем образное мышление и у тех, у кого еще преобладает наглядно-действенное, при этом увеличиваем скорость психических процессов. На данном этапе эти приемы необходимо использовать в разных познавательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В школьном обучении дети будут пересказывать не только художественные тексты, но и тексты из разных областей науки.

На следующем этапе, когда дети уже овладели техникой графической аналогии, предлагаем небольшие тексты (четверостишья, пословицы, скороговорки) для перевода их в цепочку символов. Сначала это знакомые детям тексты, затем незнакомые с различным содержанием (рис.).

Рис.

Педагог учит детей, показывает собственный пример перевода последовательности текста в графический символ. Постепенно дети начинают самостоятельно выполнять такие задания. На данном этапе важно, чтобы графический символ отражал представление о предмете или явлении в восприятии конкретного ребенка. Как показывает практика, собственные символы всегда запоминаются лучше, чем чужие. В этом заключается специфика данной методики. Дети учатся самостоятельно создавать графический образ. Это становится возможным, если ребенком хорошо понимает значение слов, предложений, текста. Поэтому параллельно обязательно проводится работа с текстом на выявление лексических значений слов, и понимания текста в целом. Когда этот навык сформирован, можно приступать к третьему этапу, где детям предлагают перевести в графическую модель тексты художественных произведений, рекомендованных для пересказа, например, сказки «Колобок», «Репка» и др.

Как правило, дети, используя собственную графическую модель текста, пересказывают его, избегая ошибок в последовательности действий или событий, в пропуске важных фрагментов, замене персонажей, их качеств. По-прежнему наблюдается разница особенностей пересказа у детей с общим недоразвитием речи ⅠⅠⅠ уровня и детей с нормальным развитием речи. Первые допускают лексико-грамматические ошибки в пересказе, создают менее развернутые связные высказывания, у вторых ошибок практически нет.

Таким образом, техника графического моделирования текста способствует овладению навыками пересказа детей дошкольного возраста. Она может использоваться родителями на занятиях дома и педагогами при работе в детском саду.

Список литературы

  1. Бочкарева Т.А., Филиппова Э.А. Развитие связной речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» / науч.ред. В.П. Крючков. – С.: «Саратовский источник», 2017. – 354 с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
  3. Гурович, Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии / Л.М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Сост. М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2000. – 400 с.
  4. Захарюта Н.В. Смысловая группировка текста как логический прием развития памяти у детей: Монография / Н.В. Захарюта. – Краснодар, 2003.
  5. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» / В.А. Козаренко – М. 2002.

Поделиться

1032

Старчакова К. С., Стрельникова Е. И. Техника графического моделирования как средство обучения пересказу детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 101-103. URL: https://apni.ru/article/5479-tekhnika-graficheskogo-modelirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря