Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности. На ее развитие влияют различные психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание. Овладение связной речью происходит постепенно: начинается в дошкольном возрасте и продолжается в школьный период. Развитие связной речи – центральная задача в речевом воспитании, обусловленная социальной значимостью и ее ролью в формировании личности. Хороший уровень овладения связной речью обеспечивает успешную подготовку детей к обучению в школе.
В современном мире все чаще возникает проблема отсутствия у детей первоклассников навыков пересказа. Данная проблема не теряет актуальности год за годом. Причинами такой тенденции являются быстро меняющиеся условия жизни современного общества. В XXI веке живое общение в семье заменили гаджеты. Ребенок не получает достаточного количества речевых моделей для того, чтобы в дальнейшем самостоятельно правильно строить фразы, выражать свои мысли. Сравнив современные методы обучения и те, которые были актуальны 40 лет назад, можно заметить, что существовала традиция чтения вслух детских книжек, заучивание наизусть небольших стихотворений. С детства происходило знакомство с образцами народного творчества, литературными произведениями в соответствии с возрастом, что в дальнейшем способствовало формированию навыков пересказа и связной речи в целом. На сегодняшний день ситуация иная: большую часть информации и речевых моделей дети получают из «общения» с телефоном, ноутбуком, планшетом. Можно отметить положительную динамику, если выбор материала для просмотра контролируют родители, но, как показывает практика, в основном это большой поток информации, не соответствующий возрастным особенностям ребенка, который носит развлекательный характер и, как следствие, приводит к нарушению навыков пересказа у детей.
На способность овладения пересказом влияет интеллектуальное развитие ребенка на уровне семантического понимания слова и способность к аналитико-синтетическому анализу для усвоения грамматического строя речи, а также возможности обработки информации и объем кратковременной памяти, сформированность когнитивных процессов, умение планировать свое высказывание.
Как указывают Р.И. Габова, Л.М. Гурович, Н.В. Захарюта, Э.П. Короткова, способность логичного и связного пересказа воспринимаемого текста появляется у детей к старшему дошкольному возрасту, то есть к 5-6 годам [4].
В исследовании особенностей пересказа у детей 5-6 лет (с нормальным развитием речи и детей с общим недоразвитием речи III уровня), используя методику Глухова. В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», были выявлены уровни сформированности навыков пересказа.
Анализ полученных результатов показал, что навыки пересказа сформированы достаточно у детей с нормальным развитием речи, что значительно отличается от уровня сформированности у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Если дети с нормой в речевом развитии допускали ошибки в пересказе, частично справлялись с заданием, это были ошибки, которые не носили систематического характера, в отличие от ошибок, допущенных детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
На основании полученных данных были созданы методические рекомендации по устранению нарушений навыков пересказа у детей старшего дошкольного возраста, которые помогут педагогам и родителям организовать работу в данном направлении. Рекомендации можно использовать как с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, так и с детьми с нормальным речевым развитием.
Основу программы легла методика Бочкаревой Т.А., основанная на методе мнемотехники [1]. По определению Козаренко В.А., это «система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и конечно, развитие речи» [5].
При овладении этой методикой следует начинать с подготовительного этапа. Детям предлагается поиграть в ассоциации, которые надо не просто назвать, а еще и изобразить. Например, Красная шапочка – героиня сказки – сначала выглядит у детей, как что-то похожее на головной убор красного цвета, а затем просто красный кружочек. По своей сути – это не рисунок, а схема, образ, модель. Действуем от метода наглядного рисования, который достаточно давно и эффективно используется, к методу мнемотехники через графическую аналогию. «Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам» [1]. Дети с удовольствием выполняют данную задачу, так как здесь неважна красота рисунка, важен символ, знак. Не может быть неправильно, а ситуация успеха для ребенка – мощная мотивация для дальнейшей работы. В группе детям можно предлагать разные образы для перевода в символ на скорость. Так мы развиваем образное мышление и у тех, у кого еще преобладает наглядно-действенное, при этом увеличиваем скорость психических процессов. На данном этапе эти приемы необходимо использовать в разных познавательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. В школьном обучении дети будут пересказывать не только художественные тексты, но и тексты из разных областей науки.
На следующем этапе, когда дети уже овладели техникой графической аналогии, предлагаем небольшие тексты (четверостишья, пословицы, скороговорки) для перевода их в цепочку символов. Сначала это знакомые детям тексты, затем незнакомые с различным содержанием (рис.).
Рис.
Педагог учит детей, показывает собственный пример перевода последовательности текста в графический символ. Постепенно дети начинают самостоятельно выполнять такие задания. На данном этапе важно, чтобы графический символ отражал представление о предмете или явлении в восприятии конкретного ребенка. Как показывает практика, собственные символы всегда запоминаются лучше, чем чужие. В этом заключается специфика данной методики. Дети учатся самостоятельно создавать графический образ. Это становится возможным, если ребенком хорошо понимает значение слов, предложений, текста. Поэтому параллельно обязательно проводится работа с текстом на выявление лексических значений слов, и понимания текста в целом. Когда этот навык сформирован, можно приступать к третьему этапу, где детям предлагают перевести в графическую модель тексты художественных произведений, рекомендованных для пересказа, например, сказки «Колобок», «Репка» и др.
Как правило, дети, используя собственную графическую модель текста, пересказывают его, избегая ошибок в последовательности действий или событий, в пропуске важных фрагментов, замене персонажей, их качеств. По-прежнему наблюдается разница особенностей пересказа у детей с общим недоразвитием речи ⅠⅠⅠ уровня и детей с нормальным развитием речи. Первые допускают лексико-грамматические ошибки в пересказе, создают менее развернутые связные высказывания, у вторых ошибок практически нет.
Таким образом, техника графического моделирования текста способствует овладению навыками пересказа детей дошкольного возраста. Она может использоваться родителями на занятиях дома и педагогами при работе в детском саду.