Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Анализ тенденций в интернет-торговли до кризиса и после

Анализ тенденций в интернет-торговли до кризиса и после

Автор(-ы):

Вдовина Анна Сергеевна

26 января 2023

Научный руководитель

Харламова Ирина Юрьевна

Секция

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

интернет
интернет-торговля
электронная торговля
интернет-магазин
онлайн-продажи

Аннотация статьи

В статье проведен анализ текущего положения российского рынка интернет-торговли. Методами теоретического, сравнительного и статистического анализа определены основные показатели, характеризующие степень развития данного сегмента, в том числе по отношению к другим странам, выявлены структура и особенности развития рынка в современных условиях. На основе междисциплинарного подхода, опирающегося на положения экономики торговли и информационно-коммуникационных технологий, в ходе проведенного исследования определены факторы, влияющие на дополнительный рост онлайн-продаж интернет-торговли в России.

Текст статьи

Торговля в Интернете постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. Рост доли электронной торговли в мировом торговом обороте является естественным результатом проникновения Интернета и развития информационного общества.

В настоящее время крупнейшим рынком электронной коммерции с оборотом более 681 млрд долл. является Китай, за которым следуют США (438 млрд долл.) и Великобритания (196 млрд долл.). Несмотря на разный уровень развития данного сегмента в макрорегионах, средний показатель роста электронной торговли по всем регионам составляет 17 % [1].

Для того чтобы более детально разобраться в исследуемой теме, обратимся к определениям торговли и интернета. Торговля – хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров [12]. В свою очередь существует и легальное определение, закрепленное в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [13], в нем торговля синонимична понятию «торговая деятельность», которая является видом предпринимательской деятельности, связанным с приобретением и продажей товаров. Оба эти определения раскрывают торговлю через деятельность, т. е. через комплекс мер, операций и действий, направленных на продажу или/и приобретение товара. Согласно примечанию к ст. 1 Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле [14] «торговлю стоит толковать широко», торговля – это любые торговые отношения, отношения торгового характера, любые сделки такого характера, будь то договор поставки, коммерческой концессии, услуг (в том числе банковских и страховых), перевозки груза и т. д. На мой взгляд, приведенная точка зрения является устаревшей, так как с момента написания данного нормативного правового акта прошло 27 лет. Интернет наряду с мобильной связью на сегодняшний день является самым распространенным и удобным способом электронной передачи информации. Кроме того, электронная почта также функционирует на основе глобальной сети Интернет. Из этого следует, что нами в данной статье такие понятия, как «электронная торговля» и «интернет-торговля», будут считаться синонимами. Стоит отметить, что такой точки зрения придерживается большинство ученых.

Что касается электронной коммерции, то А. В. Юрасов определяет электронную коммерцию как «сферу экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций» [15]. Он относит к электронной коммерции электронный обмен информацией, электронный банкинг, страховые услуги, электронные деньги, электронную торговлю. Таким образом, электронная коммерция шире, чем электронная торговля, так как последняя является составной частью первой. Следовательно, в данной статье они не будут рассматриваться в качестве синонимов.

Таким образом, свидетельством вышеприведенного является то, что электронная торговля (интернет-торговля) представляет собой деятельность торгового характера, связанную с приобретением и продажей товаров, осуществляемую посредством информационно телекоммуникационной сети Интернет. В своей монографии О. М. Сакович и др. выделяют такие принципы, как принцип недискриминации и принцип эквивалентности, данные принципы можно выделить после анализа типового закона ЮНИСТРАЛ [2, c. 18]. Принцип недискриминации заключается в том, что договор электронной купли-продажи равен по своей юридической силе договору купли-продажи, заключенному не через интернет. Нормы ГК РФ предусматривают это на данный момент. Это означает, что интернет-договор не будет лишен юридической силы, действительности или исковой силы на том основании, что он заключен при помощи сети Интернет. Кроме того, правоотношения, возникающие из такого договора, влекут для себя аналогичные права и обязанности, подлежащие исполнению. Принцип функциональной эквивалентности неразрывно связан с предыдущим принципом и вытекает из него. Он выражается в том, что электронный договор купли-продажи рассматривается как эквивалент договора купли-продажи в бумажной форме.

Резюмируя, определим, что интернет-торговля и электронная торговля являются синонимичными понятиями. Данный вид торговли обладает своими особенностями и характеристиками, которые непосредственно отражены в вытекающих из этого правоотношениях.

Говоря о торговле, закономерно встает вопрос о соотношении понятий «торговля» и «коммерция». Коммерция от латинского – торговля. Во многих случаях эти категории являются синонимами. Но так ли это на самом деле? Представляется, что коммерция – более широкое понятие по сравнению с торговлей. Е. Ю. Руденко полагает, что определение торговли, данное в законе ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, переведено неверно, так как «commerce», используемое в оригинальном тексте, можно перевести как «торговля», так и «коммерция» [3, c. 712]. Мы разделяем позицию ученого. Коммерция – комплексное понятие, включающее в себя все то, о чем говорилось в определении ЮНИСТРАЛ, тогда как торговля может быть сведена к конкретному акту передачи товара в собственность, следовательно, понятие «торговля» уже, чем «коммерция». По мнению Ю. Е. Булатецкого, такие понятия, как электронная торговля и интернет-торговля, стоит разграничивать [16]. Как отмечает исследователь, электронная торговля является одним из видов предпринимательской деятельности, в процессе которой участники правоотношений заключают, изменяют и прекращают договорные обязательства путем обмена электронными сообщениями. Интернет-торговля в таком случае представляет собой предпринимательскую деятельность, которая осуществляется с помощью обмена электронными сообщениями, но уже через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Таким образом, в электронной торговле, по его мнению, обмен юридически важными сообщениями происходит не только через интернет, что делает данное понятие шире.

Ускоренный рост рынка электронной торговли вызван, прежде всего, глобальным распространением широкополосного доступа к сети Интернет, а также процессами глобализации мировой экономики.

Следуя мировым тенденциям, электронная торговля в России развивается достаточно быстрыми темпами, постепенно увеличивая свою долю в общем объеме товарооборота страны. Влияние пандемии на рост онлайн-торговли в России составит не менее 6% в среднем в год до 2024 года. Совокупный дополнительный прирост за счет факторов пандемии за эти годы составит 4,4 трлн рублей из 23,3 трлн рублей общего объема рынка за эти годы.

Рис. 1. Доля eCommerce в розничной торговле

Оборот розничной торговли: Data Insight на основе прогноза Минэкономразвития от мая 2020 г. [4].

Оборот розничной торговли указан без продаж бензина и автомобилей.

В результате пандемии возникли факторы, действие которых будет ощущаться в течение многих лет. В 2024 объем онлайн-продаж, созданный факторами пандемии, составит 1,6 трлн рублей.

Рис. 2. Ускорение роста за счёт пандемии

Изменение прогноза под влиянием пандемии (см. рис.3).

Рис. 3. Изменение прогноза под влиянием пандемии

Высокие темпы прироста показателей объема интернет-торговли свидетельствуют об изменении потребительских предпочтений в сторону постепенного увеличения покупок в интернет-магазинах и сокращении приобретения товаров в традиционных магазинах ритейла. Как правило, к основным факторам в пользу онлайн-покупок относят: нежелание траты времени в очередях, возможность приобретения товаров практически вне зависимости от времени и места проживания (круглосуточное оформление заказов, возможность покупки и доставки в труднодоступные, отдаленные регионы), нивелирование асимметрии информации (возможность сравнения характеристик товаров, ознакомление с отзывами о продукции), широкий ассортимент продукции.

Как мы можем проследить, в рассматриваемый период абсолютные значения оборота розничной торговли и интернет-торговли странам по таким показателям, как численность населения, проникновение Интернета, доля онлайн-покупателей, доля электронной торговли в ВВП [5] (см. рис. 4).

Рис. 4. Доля E-commerce в общем обороте розничной торговли в 2021

Согласно данным наибольшую долю электронной торговли в ВВП имеет Великобритания (29,6 %), далее следуют Китай (24,5 %). Также для Великобритании характерен самый высокий показатель проникновения Интернета (97,52 %) и наибольшая доля покупателей, приобретающих товары по электронным каналам (81 %).

Если рассматривать уровень проникновения Интернета в России (72,7 %) [6] и долю электронной торговли в ВВП (1,1 %), то данные показатели более низкие по сравнению с развитыми странами. Это свидетельствуют о том, что российский рынок электронной торговли находится на начальной стадии развития и требует проведения государственной политики, направленной на стимулирование данного сегмента.

По оценкам исследовательского агентства Data Insight, на российском рынке функционирует около 200 тыс. интернет-магазинов с числом оформленных заказов более 10 в сутки [7].

Основная доля оборота принадлежит крупнейшим интернет-магазинам, которые формируют 69 % товарооборота. В десятку лидеров российского рынка по объему онлайн-продаж в 2022 г. вошли Wildberries, OZON, «Сбермаркет», «Яндекс», Ситилинк, М.Видео-Эльдорадо, Lamoda, ВсеИнструменты.ру (рис. 5). В июне совокупная доля двух крупнейших маркетплейсов (Wildberries и Ozon) впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69%. В ноябре совокупная доля достигла 74%.

  

Рис. 5. Доля Wildberries и Ozon от всех онлайн-заказов

Как мы можем заметить, в первых позициях рейтинга находятся также онлайн-подразделения крупных магазинов традиционного формата.

Согласно рис. 6 наибольшая доля онлайн-продаж в общем объеме интернет-торговли принадлежит Wildberries, Ulmart.ru, Ситилинк.

Рис. 6. Рост количества заказов год к году: почти весь рост у маркетплейсов и в eGrocery

В сумме WB и Ozon в ноябре вырос на 106% относительно ноября 2021. Темпы роста остального рынка (без eGrocery и маркетплейсов) падают. Крупнейшие маркетплейсы и eGrocery растут на порядок быстрее остального онлайн-рынка – хотя темпы роста снизились везде [8].

Для российского рынка интернет-торговли характерна значимая доля трансграничной торговли. Объем данного сегмента увеличился на 37 % по сравнению с 2015 г. и достиг 301,8 млрд руб., что составляет 33 % всего рынка интернет-торговли в России.

В структуре Интернет-торговли как на локальном рынке, так и на трансграничном преобладают электроника, бытовая техника, одежда и обувь. При этом доля одежды и обуви в трансграничном секторе превышает долю данных категорий товаров на внутреннем рынке (36 и 22 % соответственно). Кроме того, востребованными являются товары для автомобилей, парфюмерия и косметика, спорттовары и др.

Факторы дополнительного роста:

  • Три месяца карантина привели в онлайн-торговлю не менее 10 млн покупателей, большинство продолжит покупать в интернете (Новые онлайн-покупатели)
  • 5-7 млн человек останутся на «удалёнке»;
  • Часть «удаленщиков» переедет в дальние пригороды или менее крупные города – где ограничен оффлайновый ассортимент;
  • Сокращение походов в магазин, которое сохранится еще несколько месяцев;
  • Скачок весной 2020 г.: резкий рост географии, мощности и аудитории крупнейших игроков;
  • Рост инвестиций и эффект масштаба обеспечат более быстрый рост проникновения и далее;
  • Вынужденное сокращение походов в магазин;
  • Повышенный спрос в марте-мае 2020г. создаст высокую базу, уменьшая темпы роста в 2021г.;
  • Снижение объемов потребления;
  • Оказывает влияние только на показное/премиальное потребление среднего класса (Падение покупательской способности).

Коронакризис 2020г. внес дополнительные коррективы в рост интернет-торговли. Data Insight построил прогноз развития интернет-торговли на ближайшие 5 лет с учетом влияния кризиса на рост онлайн-продаж, включая положительные (для роста) и отрицательные факторы.

Средний рост интернет-торговли с 2019 по 2024 год (CAGR) составит 33,2%. За эти годы рынок продаж материальных товаров через интернет вырастет с 1,7 до 7,2 триллиона рублей.

Факторы, влияющие на дополнительный рост онлайн-продаж в 2020-2024гг:

  1. Новые онлайн-покупатели: три месяца карантина привели в онлайн-покупки не менее 10 миллионов человек. Большинство новых покупателей после завершения изоляции продолжают совершать покупки через интернет. Основная масса этих покупателей так или иначе, но пришли бы к онлайн-покупкам в течение 5 прогнозных лет, а также то, что их активность в большинстве случаев будет ниже, чем у покупателей с многолетним опытом.
  2. Изоляция дома: потребители, вынужденные сократить свои походы в магазины делали в течение трех месяцев в онлайне больше покупок чем обычно, тратя каждый раз больше денег.
  3. Увеличение частоты покупок в месяцы следующие за изоляцией: даже после окончания изоляции. Потребители во многих случаях предпочтут онлайн-покупки вместо походов в многолюдные магазины и торговые центры.
  4. Переход части людей на удалённую работу: в результате коронакризиса 2020г. и пересмотра многими компаниями политики работы офиса, 5-7 миллионов человек в России перешли на удалённую работу. Сотрудники на удалённой работе частично переместятся из крупнейших городов, что даст дополнительный рост интернет-торговле.
  5. Рост онлайн-продаж: за счет ускоренного роста спроса и предложения в период изоляции и после него. Значительные инвестиции и быстрое развитие новых игроков на рынке онлайн-продаж, включая продукты питания. Появление «Сбермаркет», «Яндекс Еда», «Самкат» и пр. Нам стало удобнее и проще заказывать любимые продукты, не выходя из дома.
  6. Падение покупательской способности и потребительской активности: негативный фактор снижения объема потребления. Обычное потребление растет за счет каннибализации оффлайн-продаж. За счет небольшой доли онлайна этот рост очень мало подвержен влиянию колебаний спроса в кризис.

Наибольшее дополнительное влияние на рост онлайн-продаж из всех факторов показал рост онлайн-продаж: в этой категории, составляющей более половины розничной торговли в России до сих пор самый низкий процент проникновения онлайн-продаж.

Нет интернет-торговли – есть онлайн-каналы и офлайн-каналы. Сейчас происходит перераспределение потребителей из разнообразия офлайн-каналов в разнообразие онлайн-каналов. Покупатель увеличивает количество используемых каналов.

В 2021-2022 годах основными каналами являлись маркетплейсы и сайты.

В 2023 году маркетплейсы продолжат развитие, дополнительными каналами станут соц.сети, мессенджеры, сайты объявлений [9].

67% (Доля заказов на маркетплейсах за январь-сентябрь 2022г.) и 74% (Максимальная доля заказов на маркетплейсах в ноябре 2022г.)

Покупатели совершают покупку там, где им удобно это сделать в настоящий момент. При этом, чем больше покупок совершает потребитель, тем больше каналов он(а) использует.

Маркетплейсы развивают экосистему: увеличивается список сервисов для маркетплейсов.

Тренды 2022-2023гг. (если не рассматривать катастрофические сценарии) [10].

  • снижение доли импульсных и премиальных покупок (и сезонный всплеск в конце года вероятно слабее обычного);
  • дальнейший быстрый рост доли онлайна;
  • особенно быстрый рост онлайн-продаж там, где проникновение eCommerce еще невелико (например, товары для дома и ремонта, косметика);
  • подвижность рынка в части распределения между брендами;
  • взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах (работа с отзывами, оптимизация карточек товаров, SEO и реклама внутри маркетплейсов);
  • концентрация онлайн-рынка (несколько маркетплейсов + в каждой категории один или несколько сильных специализированных омниканальных игроков).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интернет-торговля и электронная торговля являются синонимичными понятиями, тогда как электронная коммерция шире, она включает в себя саму торговлю, а также иные сопутствующие процедуры. Также использование современных коммуникационных технологий формирует предпосылки для работы в глобальном пространстве с огромной массой товаров разнообразного ассортимента, цен, качества, что дает возможность удовлетворить различные запросы потребителей [11, с. 67]. При этом проведенное исследование показало, что российский рынок интернет-торговли находится на стадии формирования и имеет огромный потенциал для развития. В современных экономических условиях сегмент электронной торговли может выступать одной из точек роста, в качестве катализатора роста деловой активности, источником поступлений в бюджет, способствуя преодолению кризисных явлений и повышая благосостояние населения. Однако необходимо разработать комплекс мер, направленных на устранение коллизий в законодательстве, совершенствование статистического учета в сфере электронной торговли, развитие логистической инфраструктуры и создание иных механизмов, стимулирующих деятельность участников электронной торговли.

Рецензент – Шелковый С. О.

Список литературы

  1. Мировой рынок электронной коммерции вырастет по итогам 2017 года на 17 %. – Режим доступа: https:// www.retail-loyalty.org/news/mirovoy-rynok-elektronnoykommertsii-vyrastet-po-itogam-2017-goda-na-17/
  2. Сакович О. М., Соловьева С. В., Щербак С. С. и др. Правовое регулирование электронной торговли в зарубежных странах. Монография. Семилютина Н. Г., Терновая О. А., ред.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ»; 2019. 272 с.
  3. Руденко Е. Ю., Усенко А. С. Понятие и правовое регулирование электронной торговли. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015; (111): 708–720.
  4. Маркетинговое исследование Электронная торговля 2020 – 2024, прогноз Data Insight. – Режим доступа: https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024
  5. АКИТ подвел итоги 2021 года. – Режим доступа: https://akit.ru/analytics/analyt-data
  6. Самый свежий отчет Digital 2022 Global Overview – Режим доступа: http:// https://vc.ru/marketing/383351-samyy-svezhiy-otchet-digital-2022-global-overview
  7. Ecommerce Foundation. – Режим доступа: http:// www.ecommercefoundation.org/
  8. Тренды: топ-6 тенденций развития глобальной интернет-торговли. – Режим доступа: https://grodnoinvest.by/press-center/trendy-top-6-tendencij-razvitiya-globalnoj-internet-torgovli/
  9. Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России. – Режим доступа: http://datainsight.ru/top100/
  10. Исследование аудитории онлайн-покупателей в России. Отчет по результатам исследования. – Режим доступа: https://cache-mskstoredata07.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/figures/GfK_2016.pdf
  11. Восколович Н. А. Интернет-торговля и ее развитие в современных условиях / Н. А. Восколович // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2016. – № 1. – С. 67–71.
  12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование; Оникс; 2018. С. 699. 1376 с.
  13. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения: 26.01.2023).
  14. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (с изменениями 1998 г.) и Руководство по принятию Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 г.). URL: http://www.uncitral.org/ (дата обращения: 26.01.2023).
  15. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. Учебник. М.: Темпус; 2016. 500 с.
  16. Булатецкий Ю. Е., Рассолов И. М. Торговое (коммерческое) право. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт; 2020:416– 448 с.

Поделиться

499

Вдовина А. С. Анализ тенденций в интернет-торговли до кризиса и после // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 7-14. URL: https://apni.ru/article/5482-analiz-tendentsij-v-internet-torgovli-do-kriz

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Маркетинг, реклама, PR»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля