В условиях современной экономики ключом к успеху или провалу организации является не только набранный персонал, но и способность мотивировать и стимулировать его, организацией. Для ведения бизнеса в современных реалиях путем решения проблемы со стимулированием персонала и его регулирования в коллективном поведении, существует управление социальным развитием персонала. Важной составляющей социального развития персонала является саморазвитие каждого сотрудника, которое невозможно без качественных условий, предоставленных внутри организации. Социальное развитие организации связано с изменениями во всей её социальной среде – в материальных, духовных, общественно-нравственных условиях, в которых работают сотрудники организации, в которых происходит потребление и распределение общественных благ, формируются межличностные связи, выражаются их нравственно-этические ценности. Основными целями социального развития организации являются: совершенствование профессионального, квалификационного и демографического состава персонала, улучшение условий труда и быта, охраны труда, повышение культурно-образовательного уровня сотрудников, улучшение санитарно-гигиенических, эргономических, психофизиологических и других условий работы; обеспечение социальной защиты сотрудников, соблюдение социальных гарантий; разработка мотивационного механизма сотрудников организации; поддержание стабильного здорового морально-психологического климата в коллективе; раскрытие потенциала каждой личности, формирование межличностных и межгрупповых связей в коллективе, благоприятствующих эффективной работе и удовлетворённости трудом; повышение благосостояния и уровня жизни сотрудников и их семей.
Так основные цели социального развития определяют необходимые меры для развития социальной среды организации и непосредственно развитие персонала в ней.
С постоянным развитием общества социальный пакет все еще не теряет своей актуальности и остается наиболее распространенным способом мотивации работников. Однако большинство компаний все еще путают понятия социальный пакет и социальные гарантии персонала. Для начала определим, что социальные гарантии представляют собой материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально экономических и социально-политических прав членов общества, т.е. по конституции они изначально обязательны и доступны для всех.
Что же касается социального пакета, то предполагается, что под этим термином подразумевается набор социальных гарантий, не регулируемых на государственном уровне, т.е. нет определенных гарантий обязательных для внесения и исполнения в рамках социального пакета, каждая компания с учетом своей выбранной стратегии формирует свой индивидуальный социальный пакет.
Формирование и внедрение социального пакета сложный и трудоемкий процесс. В зависимости от цели компании могут меняться составляющие социального пакета: гарантии, компенсации и льготы. По мнению Жуковой Ю.Н. составляющие социального пакета можно подразделить на несколько групп: дополнения к условиям труда, мотивация, имиджевые услуги, и наконец, индивидуальные [1, с.27]. Разновидности услуг при составлении социального пакета представлены в таблице ниже (табл.).
Таблица
Разновидности услуг при составлении социального пакета
Тип услуг |
Составляющие |
---|---|
Услуги, дополняющие условия труда |
Оплата сотовой связи, интернета, транспорта, компенсация средств за проезд, бесплатные семинары и тренинги и т.д. |
Услуги, мотивирующие работников на труд |
Оплата детского сада, для детей сотрудников, оплата путевок, предоставление подарков, детям сотрудников, предоставление бесплатного питания и т.д. |
Услуги, определяющие ценность сотрудника (Имиджевые услуги) |
Предоставление или оплата жилплощади, автомобиля, оплата услуг фитнес центра и т.д. |
Услуги, формирующие индивидуально |
Гибкий режим рабочего дня, оплата коммунальных услуг и т.д. |
Каждая компания находится в постоянной борьбе за сохранение и формирование профессиональных кадров. Устойчивый социальный пакет зачастую влияет на конкурентоспособность компании при ее выборе будущем сотрудником. Разработка социального пакета является одной из важнейших задач в управлении человеческими ресурсами компании. Социальные выплаты и льготы – это не только инструмент стимулирования высокопроизводительного труда, но и способ привлечение в компанию новых сотрудников, что также способствует тому, что компания может отбирать персонал по наиболее подходящим признакам, критериям, согласно определенным вакансиям. Социальные льготы также способно повысить лояльность сотрудников по отношению к компании, выделяя их значимость в обществе и успешность на фоне сотрудников, других компаний. Стоит отметить, что система социальных выплат и льгот способствует формированию благоприятного социально психологический климата, общение работников организации и их равенство в компании.
Однако чтобы социальный пакет работал во благо компании и способствовал развитию сотрудников, а значит и удержанию профессиональных и ценных кадров компании, стоит учитывать следующие факторы при формировании социального пакета [2, с.34]:
- необходима гибкая и меняющаяся структура социального пакета;
- зависимость составляющих социального пакета, от разности стажа или конкретной должности сотрудников;
- возможность выбора при формировании собственного социального пакета, для каждого сотрудника.
В целом эффективность социального пакета зависит от того, как сам работодатель воспринимает связанные с финансированием социального пакета расходы – как расходы организации или как инвестиции. Для развития персонала, важно, чтобы работодатель воспринимал социальный пакет как вариант инвестиции в персонал и его объединение. Так, например, инвестициями является обучение за счёт организации наиболее перспективных работников, что способствует их профессиональному развитию и укреплению позиций в компании. Нематериальные меры поощрения сотрудников, способствуют настрою психологического климата коллектива организации, который является не последним фактором в положении каждого сотрудника в социуме. Вышеперечисленные показатели характеризуют социальный пакет как метод поддержания благоприятных условий труда для сотрудников.