Большая российская энциклопедия определяет «изобразительное искусство» как раздел пластических искусств, а сами «пластические искусства» как виды пространственных искусств, которые существуют в реальном пространстве на протяжении определенного времени. Особенность пластических искусств заключается в том, что их можно коснуться.
В ответ на это можно заметить, что сейчас существуют такие работы, которые не выполнены из реальных материалов, их невозможно потрогать, но они все еще составляют базу изобразительного искусства. Например: различные диджитал изображения и анимация. Что же это такое тогда и к чему относится?
Это отсылает нас к термину «современное» или иначе «актуальное» искусство. Впервые данный термин по отношению к художественной деятельности употребила Розалинда Краусс – аналитик современного искусства – в своей научной диссертации о художнике и скульпторе Дэвиде Смите.
«Современное искусство» есть совокупность сложившихся во второй половине двадцатого века художественных практик, корнями упирающаяся в модернизм.
В России отсчет «современного искусства» начинается с конца девятнадцатого века и включает в себя модернизм и постмодернизм, а на Западе – с 1960-х годов, когда благодаря невероятной скорости технического прогресса художникам просто на просто стало тесно в рамках классических технологий и традиций изобразительного искусства.
Русский модернизм был очень богат: архитектура, скульптура, плакатное искусство, иллюстрация, изобразительное искусство, - все наполнялось новыми формами, цветами и материалами. Особенностью русского модерна можно назвать обращение к истокам – былинам, сказкам, традиционным промыслам. Промыслы возрождали, а фольклору давали новое видение. Далее для России наступил период военного плаката, бытовой и жанровой живописи, батальных полотен, после период соцреализма и сурового искусства. Искусство было направлено на поддержку народа в важнейший для него исторический период, однако некоторые формы искусства, которые сейчас мы называем современным, продолжали развиваться на периферии. После распада СССР современное искусство России представляют:
- «нет-арт» - художественные сайты, сделанные в России (первые из них относятся к 1996 году). К 2000-м годам данный вид современного искусства переживает большой кризис – финансово он слабо монетизируем. Например: работы Ольги Лялиной.
- «нонспектакулярное искусство» – направление, отвергающее зрелищность и театральность. Было представлено перфомансами Анатолия Осмоловского.
- «стрит-арт» или «уличное искусство» – направление в современном искусстве, особенностью которого является урбанистический характер. Представлен граффити, инсталляциями и постерами. Также коммерчески трудно монетизируем.
- «компьютерная графика» – область деятельности, в которой компьютеры и специальное программное обеспечение используются как инструмент для создания и редактирования визуальной информации. Представлена 2-d b 3-d графикой, анимацией и др.
- «комикс» – разновидность книжно-журнальной иллюстрации.
И еще многое другое.
Одним из важных вопросов современного искусства в России и мире является не только «что «говорить», но и «как хранить и передавать поколениям». На данный момент в России одной из самых крупных коллекций работ современного искусства обладает частный музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге. Он также учредил одну из крупнейших премий в области современного искусства с внушительным призовым фондом более 3-х миллионов рублей на 2023 год.
Современное искусство на данный момент развивается и процветает, обрастая все новыми и новыми формами и видами. Точнее описать данный период можно будет гораздо позже. Сейчас мы можем наблюдать за ним и делать первичные выводы.
Рецензент – Языков Д. С.