Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Современное искусство России

Современное искусство России

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

искусство
современное искусство
диджитал
модернизм
компьютерная графика
вид искусства

Аннотация статьи

В данной статье даются определения терминов «изобразительное искусство», «пластические искусства» и «современное искусство» и рассматриваются виды и формы современного искусства России с примерами.

Текст статьи

Большая российская энциклопедия определяет «изобразительное искусство» как раздел пластических искусств, а сами «пластические искусства» как виды пространственных искусств, которые существуют в реальном пространстве на протяжении определенного времени. Особенность пластических искусств заключается в том, что их можно коснуться.

В ответ на это можно заметить, что сейчас существуют такие работы, которые не выполнены из реальных материалов, их невозможно потрогать, но они все еще составляют базу изобразительного искусства. Например: различные диджитал изображения и анимация. Что же это такое тогда и к чему относится?

Это отсылает нас к термину «современное» или иначе «актуальное» искусство. Впервые данный термин по отношению к художественной деятельности употребила Розалинда Краусс – аналитик современного искусства – в своей научной диссертации о художнике и скульпторе Дэвиде Смите.

«Современное искусство» есть совокупность сложившихся во второй половине двадцатого века художественных практик, корнями упирающаяся в модернизм.

В России отсчет «современного искусства» начинается с конца девятнадцатого века и включает в себя модернизм и постмодернизм, а на Западе – с 1960-х годов, когда благодаря невероятной скорости технического прогресса художникам просто на просто стало тесно в рамках классических технологий и традиций изобразительного искусства.

Русский модернизм был очень богат: архитектура, скульптура, плакатное искусство, иллюстрация, изобразительное искусство, - все наполнялось новыми формами, цветами и материалами. Особенностью русского модерна можно назвать обращение к истокам – былинам, сказкам, традиционным промыслам. Промыслы возрождали, а фольклору давали новое видение. Далее для России наступил период военного плаката, бытовой и жанровой живописи, батальных полотен, после период соцреализма и сурового искусства. Искусство было направлено на поддержку народа в важнейший для него исторический период, однако некоторые формы искусства, которые сейчас мы называем современным, продолжали развиваться на периферии. После распада СССР современное искусство России представляют:

  • «нет-арт» - художественные сайты, сделанные в России (первые из них относятся к 1996 году). К 2000-м годам данный вид современного искусства переживает большой кризис – финансово он слабо монетизируем. Например: работы Ольги Лялиной.
  • «нонспектакулярное искусство» – направление, отвергающее зрелищность и театральность. Было представлено перфомансами Анатолия Осмоловского.
  • «стрит-арт» или «уличное искусство» – направление в современном искусстве, особенностью которого является урбанистический характер. Представлен граффити, инсталляциями и постерами. Также коммерчески трудно монетизируем.
  • «компьютерная графика» – область деятельности, в которой компьютеры и специальное программное обеспечение используются как инструмент для создания и редактирования визуальной информации. Представлена 2-d b 3-d графикой, анимацией и др.
  • «комикс» – разновидность книжно-журнальной иллюстрации.

И еще многое другое.

Одним из важных вопросов современного искусства в России и мире является не только «что «говорить», но и «как хранить и передавать поколениям». На данный момент в России одной из самых крупных коллекций работ современного искусства обладает частный музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге. Он также учредил одну из крупнейших премий в области современного искусства с внушительным призовым фондом более 3-х миллионов рублей на 2023 год.

Современное искусство на данный момент развивается и процветает, обрастая все новыми и новыми формами и видами. Точнее описать данный период можно будет гораздо позже. Сейчас мы можем наблюдать за ним и делать первичные выводы.

Рецензент – Языков Д. С.

Список литературы

  1. О роли современного искусства в формировании национальной идентичности // Диалог цивилизаций: история, современность и перспективы.
  2. Минаев Р. Интернет как гетто, 2008.
  3. Статус современного художника: социально-философский анализ. Серия Философия. 2003.
  4. Индивидуальное в искусстве и в профессии художника // Индивидуальные различия и проблемы индивидуальности. М.: Уникум – Центр, 2004.
  5. Цена и ценности современного искусства // Социально-гуманитарные знания – М., 2004.
  6. Инсталляция в современном искусстве – новая структура восприятия. Пространство современного искусства: теория и практика. 2006.

Поделиться

4200

Бычкова А. С. Современное искусство России // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.I.С. 65-66. URL: https://apni.ru/article/5487-sovremennoe-iskusstvo-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря