Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Проблема ранней специализации в футболе

Проблема ранней специализации в футболе

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

этап начальной подготовки
юные футболисты
ранняя спортивная специализация
гуманизация
развитие

Аннотация статьи

Рассматривается проблема тренировки на начальном этапе подготовки в футболе в контексте тенденции к ранней специализации. Исследование показывает, что тенденция ранней специализации, особенно в командных видах спорта и футболе, все еще не имеет полного или частичного научного обоснования в системе подготовки учебно-спортивных заведений РФ, адаптированной к материально-техническим условиям, что подчеркивает значение контроля состояния здоровья как важной составной контроля базового образования для сохранения физического и психического здоровья детей под влиянием спортивных нагрузок. Отметим, что эффективность совершенствования системы управления подготовкой футболистов в условиях ранней специализации зависит от учета и анализа накопленного практического опыта и теоретических знаний в олимпийском спорте, особенно в командных видах спорта и футболе. Анализ научных данных по вопросам ранней специализации в футболе показывает, что это направление еще недостаточно исследовано и еще не имеет полноценного научного обоснования.

Текст статьи

Актуальность. Одной из тенденций развития футбола последнего десятилетия является тенденция к ранней специализации, то есть уменьшение возраста начала занятий спортивными играми с 9-11 до 6-7 лет [3], а с 8-летнего возраста начинают регулярно тренироваться в секциях и выступать на соревнованиях [6]. В свою очередь данная тенденция все еще не нашла отображения в учебной программе для детско-юношеских спортивных школ по футболу [8]. Также действующая программа по футболу не рассчитана на детей с 6-7 лет и не учитывает значение контроля уровня физического здоровья, физической подготовки и физического развития под влиянием занятий спортом. Однако работ посвященных анализу современного состояния проблемы контроля в футболе на этапе начальной подготовки в связи с тенденцией к ранней специализации не найдено.

Так, анализ научных данных свидетельствует, что проблему ранней спортивной специализации и оптимального возраста начала занятий разными видами спорта широко рассматривали специалисты как общей теории подготовки спортсменов [1, 9], так и теории подготовки спортсменов в разных видах спорта [4, 10]. Специалисты определяют, что спортивные успехи в детском и юношеском возрасте не всегда являются залогом высоких достижений в спорте высших достижений [7]. Существует определенная константа начала специализации, стажа тренировок и возрастных зон максимальных достижений в разных видах спорта [10]. В целом у специалистов нет единого мнения. Одни считают, что для достижения высоких результатов подростки должны специализироваться точно так же, как взрослые [3]; другие считают, что не нужно спешить со специализацией в конкретном виде спорта, а в раннем возрасте уделять внимание специальным навыкам, характерным для вида спорта [10]; третьи отрицают необходимость ранней спортивной специализации [1]. Существует и такое мнение: требуется не ранняя специализация в конкретном виде спорта, а необходимо создание в раннем возрасте базы моторики ребенка [2].

Приведенные выше тезисы ставят под сомнение вопрос эффективности ранней спортивной специализации в футболе. Ведь сегодня нет не только рекомендаций относительно организации начала специализированной подготовки игроков 6-7 лет, но и не разработаны вопросы учета ее эффективности, а главное, безопасности в контексте развития юного организма. Поэтому эта тема является проблемной для современного футбола и требует рассмотрения.

Цель исследования: изучение особенностей ранней спортивной специализации в футболе.

Методы исследования. Для достижения цели исследования были использованы теоретические методы педагогического исследования. Организация исследования базируется на современной научной литературе, которая дает достаточно широкую и необходимую информацию об изучаемой теме. При этом в работе используются следующие методы: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аннотирование, метод сравнения, метод систематизации.

Результаты исследования и их обсуждение. Спортивную специализацию можно рассматривать через призму приобретения знаний, умений и навыков, способствующих достижению высоких результатов в избранном виде спорта. Она состоит в том, что из многих видов спорта спортсмен выбирает один, на котором сосредотачивается все его усилия с целью достижения наивысшего результата [6]. В последнее время наблюдается стремление к возможно более ранней спортивной специализации с детского возраста. Так, в секции по плаванию, гимнастике, фигурному катанию принимают детей с 3-6 лет [5]. Однако и в этом случае специализация направлена на всестороннее физическое развитие. Следовательно, специализация в спорте отнюдь не исключает всестороннего развития спортсмена, приобретения им широкого круга знаний и навыков в нескольких видах спорта [9].

Анализ литературных источников и практического опыта освещает мнение современных специалистов по командным спортивным играм, которые утверждают, что ключ к спортивным успехам следует искать в ранней спортивной специализации [3, 6, 9]. Практический опыт стран свидетельствует, что дети начинают знакомиться с футболом еще с дошкольного возраста. В нашей стране такой подход еще не приобрел значительной популярности, что связано с проблемами материального обеспечения (специального инвентаря – облегченные мячи, специализированные поля для детей) и методического (отсутствие программы учебно-тренировочного процесса по футболу с учетом ранней специализации) [10].

Ряд авторов отмечают положительное влияние использования элементов спортивных игр, в частности футбола, в системе дошкольного физического воспитания на физическое и психофизическое развитие детей 3-6 лет [2]. В то же время в последних работах приведен возраст детей для начала занятий такими спортивными играми, как футбол возраст 12-14 лет [10]. Учебными программами для ДЮСШ рекомендовано осуществлять набор детей в группы начальной подготовки по футболу с 9 лет [2]. Таким образом, установлены противоречия относительно ранней специализации в спорте и в командных спортивных играх, в частности.

Этап начальной подготовки – один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в футболе и производится отбор для дальнейших занятий спортом [8]. Однако здесь существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма [2]. Поэтому одновременно тренерам, работающим в группах начальной подготовки необходимо помнить, что ранняя спортивная специализация и сопутствующие ей напряженные тренировки и активная соревновательная деятельность крайне опасны, нарушающие объективные закономерности многолетнего совершенствования, преждевременно изнашивающегося юного спортсмена и оставляющая его возможности достичь действительно высоких результатов в оптимальной для конкретного вида спорта возрастной зоне [6].

Необходимо выделить ряд факторов, ограничивающих нагрузку в занятиях с начинающими футболистами:

  • недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
  • возрастные особенности физического развития;
  • недостаточный общий объем двигательных навыков и умений [5].

Высокие физические и психоэмоциональные нагрузки на фоне процессов роста и формирования органов и систем, выдвигают повышенные требования к организму юных спортсменов и при определенных обстоятельствах могут привести к возникновению ряда нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья [2].

Анализ научных работ позволил выявить, что критериями контроля в футболе на этапе начальной подготовки с учетом ранней специализации являются [5, 8]:

  • показатели уровня физического развития; физического здоровья;
  • состояния функциональных систем;
  • общей физической подготовленности;
  • теоретической подготовленности, психических свойств;
  • психофизиологических особенностей;
  • объема и интенсивности тренировочной и игровой нагрузки.

Поэтому крайне необходимо – четкое решение задач именно относительно контроля за уровнем здоровья и физического развития, а не попытки быстро научить детей технике и тактике игры. Только при этом условии посещение тренировочных занятий будет безопасным для физического и психического здоровья детей и будет благоприятной основой для дальнейшего спортивного совершенствования.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о наличии тенденции к ранней специализации и расхождению мнений специалистов по возрасту начала занятий спортом и содержанию программы тренировки на начальном этапе подготовки. Определено, что в футболе раннюю специализацию необходимо рассматривать как этап приобретения основной базы моторики и освоения большого количества двигательных действий и технических элементов, которые являются основой формирования специальной базы футболистов на следующих этапах подготовки. При начале занятий футболом в дошкольном возрасте необходимо учитывать возрастные особенности физического и психологического развития ребенка, являющиеся залогом спортивного долголетия.

Выводы. В результате теоретического осмысления предмета исследования выявлено, что эффективность совершенствования системы начальной подготовки футболистов в условиях ранней спортивной специализации зависит от тщательного контроля, учета и анализа накопленного практического опыта и теоретических знаний в олимпийском спорте в целом, в командных видах спорта и футбола напрямую. Указанная выше тенденция к ранней специализации в командных спортивных играх и в футболе, в частности, имеет резервы целостного или частичного научного обоснования, адаптированного к материально-техническим условиям российских учебных и спортивных заведений, и подчеркивает значимость совершенствования системы контроля, как важной составляющей в управлении процессом начальной подготовки с целью сохранения физического и психического здоровья под влиянием спортивной нагрузки.

Проведенный анализ научных данных по вопросам начальной подготовки с учетом ранней специализации, свидетельствует о том, что данное направление еще недостаточно изучено, не имеет полного научного обоснования, и большой массив научных знаний не объединен в целостную систему, в которой органически взаимосвязанный контроль должен сочетаться с современными тенденциями развития детского футбола и возрастными особенностями детей.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в том, чтобы основе теоретического анализа и экспериментальных исследований сформировать целостную систему знаний относительно начальной спортивной специализации в футболе для оптимизации управления процессом многолетней подготовки.

Список литературы

  1. Богданова, М. А. О проблемах детского спорта: гуманистическая экспертиза / М. А. Богданова, Г. Н. Голоденко // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2017. – Т. 2. – №. 3. – С. 186-191.
  2. Боженко, Я. А. Влияние игры в футбол на физическое и психологическое развитие личности / Я. А. Боженко // Тенденции развития психологии, педагогики и образования. – 2016. – С. 46-48.
  3. Войцехович, А. Е. Анализ показателей физического развития футболистов 5-7 лет для зачисления на этап начальной подготовки / А. Е. Войцехович, А. В. Привалов // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2021. – № 11 (201). – С. 60-64.
  4. Максименко, И. Г. Сравнительный анализ особенностей многолетней подготовки юных спортсменов в игровых и циклических видах спорта / И. Г. Максименко, А. В. Воронков, Л. В. Жилина // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №. 1. – С. 11-12.
  5. Максименко, И. Г. Проблемы многолетней подготовки юных спортсменов в спортивных играх / И. Г. Максименко, Г. Н. Максименко // Физическая культура, спорт, наука и образование. – 2019. – С. 116-120.
  6. Митова, Е. А. Проблемы построения учебно-тренировочного процесса детей 6-7 лет в условиях ранней специализации в спортивных играх / Е. А. Митова, В. Н. Онищенко // Орехово-Зуево сборник, 2015. – 2015. – С. 202.
  7. Мокеев, Г. И. Гуманизация спорта: проблемы и поиски / Г. И. Мокеев, Ю. Б. Никифоров // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. – 2019. – С. 112-119.
  8. Тухватшина, Г. Н. Критерии спортивного отбора футболистов по этапам многолетней подготовки / Г. Н. Тухватшина // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. – 2019. – С. 334-337.
  9. Хвацкая, Е. Е. Проблема ранней спортивной специализации (профессионализации) / Е. Е. Хвацкая, Н. Е. Латышева // Вестник. – 2015. – С. 194.
  10. Эшов, Д. Н. Основы спортивной тренировки юных футболистов на этапе начальной подготовки / Д. Н. Эшов, Ш. З. У. Зарифов // Проблемы науки. – 2020. – №. 3 (51). – С. 45-48.

Поделиться

1209

Амельченко А. Д. Проблема ранней специализации в футболе // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 111-114. URL: https://apni.ru/article/5489-problema-rannej-spetsializatsii-v-futbole

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря