Актуальность. Одной из тенденций развития футбола последнего десятилетия является тенденция к ранней специализации, то есть уменьшение возраста начала занятий спортивными играми с 9-11 до 6-7 лет [3], а с 8-летнего возраста начинают регулярно тренироваться в секциях и выступать на соревнованиях [6]. В свою очередь данная тенденция все еще не нашла отображения в учебной программе для детско-юношеских спортивных школ по футболу [8]. Также действующая программа по футболу не рассчитана на детей с 6-7 лет и не учитывает значение контроля уровня физического здоровья, физической подготовки и физического развития под влиянием занятий спортом. Однако работ посвященных анализу современного состояния проблемы контроля в футболе на этапе начальной подготовки в связи с тенденцией к ранней специализации не найдено.
Так, анализ научных данных свидетельствует, что проблему ранней спортивной специализации и оптимального возраста начала занятий разными видами спорта широко рассматривали специалисты как общей теории подготовки спортсменов [1, 9], так и теории подготовки спортсменов в разных видах спорта [4, 10]. Специалисты определяют, что спортивные успехи в детском и юношеском возрасте не всегда являются залогом высоких достижений в спорте высших достижений [7]. Существует определенная константа начала специализации, стажа тренировок и возрастных зон максимальных достижений в разных видах спорта [10]. В целом у специалистов нет единого мнения. Одни считают, что для достижения высоких результатов подростки должны специализироваться точно так же, как взрослые [3]; другие считают, что не нужно спешить со специализацией в конкретном виде спорта, а в раннем возрасте уделять внимание специальным навыкам, характерным для вида спорта [10]; третьи отрицают необходимость ранней спортивной специализации [1]. Существует и такое мнение: требуется не ранняя специализация в конкретном виде спорта, а необходимо создание в раннем возрасте базы моторики ребенка [2].
Приведенные выше тезисы ставят под сомнение вопрос эффективности ранней спортивной специализации в футболе. Ведь сегодня нет не только рекомендаций относительно организации начала специализированной подготовки игроков 6-7 лет, но и не разработаны вопросы учета ее эффективности, а главное, безопасности в контексте развития юного организма. Поэтому эта тема является проблемной для современного футбола и требует рассмотрения.
Цель исследования: изучение особенностей ранней спортивной специализации в футболе.
Методы исследования. Для достижения цели исследования были использованы теоретические методы педагогического исследования. Организация исследования базируется на современной научной литературе, которая дает достаточно широкую и необходимую информацию об изучаемой теме. При этом в работе используются следующие методы: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аннотирование, метод сравнения, метод систематизации.
Результаты исследования и их обсуждение. Спортивную специализацию можно рассматривать через призму приобретения знаний, умений и навыков, способствующих достижению высоких результатов в избранном виде спорта. Она состоит в том, что из многих видов спорта спортсмен выбирает один, на котором сосредотачивается все его усилия с целью достижения наивысшего результата [6]. В последнее время наблюдается стремление к возможно более ранней спортивной специализации с детского возраста. Так, в секции по плаванию, гимнастике, фигурному катанию принимают детей с 3-6 лет [5]. Однако и в этом случае специализация направлена на всестороннее физическое развитие. Следовательно, специализация в спорте отнюдь не исключает всестороннего развития спортсмена, приобретения им широкого круга знаний и навыков в нескольких видах спорта [9].
Анализ литературных источников и практического опыта освещает мнение современных специалистов по командным спортивным играм, которые утверждают, что ключ к спортивным успехам следует искать в ранней спортивной специализации [3, 6, 9]. Практический опыт стран свидетельствует, что дети начинают знакомиться с футболом еще с дошкольного возраста. В нашей стране такой подход еще не приобрел значительной популярности, что связано с проблемами материального обеспечения (специального инвентаря – облегченные мячи, специализированные поля для детей) и методического (отсутствие программы учебно-тренировочного процесса по футболу с учетом ранней специализации) [10].
Ряд авторов отмечают положительное влияние использования элементов спортивных игр, в частности футбола, в системе дошкольного физического воспитания на физическое и психофизическое развитие детей 3-6 лет [2]. В то же время в последних работах приведен возраст детей для начала занятий такими спортивными играми, как футбол возраст 12-14 лет [10]. Учебными программами для ДЮСШ рекомендовано осуществлять набор детей в группы начальной подготовки по футболу с 9 лет [2]. Таким образом, установлены противоречия относительно ранней специализации в спорте и в командных спортивных играх, в частности.
Этап начальной подготовки – один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в футболе и производится отбор для дальнейших занятий спортом [8]. Однако здесь существует опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма, так как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма [2]. Поэтому одновременно тренерам, работающим в группах начальной подготовки необходимо помнить, что ранняя спортивная специализация и сопутствующие ей напряженные тренировки и активная соревновательная деятельность крайне опасны, нарушающие объективные закономерности многолетнего совершенствования, преждевременно изнашивающегося юного спортсмена и оставляющая его возможности достичь действительно высоких результатов в оптимальной для конкретного вида спорта возрастной зоне [6].
Необходимо выделить ряд факторов, ограничивающих нагрузку в занятиях с начинающими футболистами:
- недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
- возрастные особенности физического развития;
- недостаточный общий объем двигательных навыков и умений [5].
Высокие физические и психоэмоциональные нагрузки на фоне процессов роста и формирования органов и систем, выдвигают повышенные требования к организму юных спортсменов и при определенных обстоятельствах могут привести к возникновению ряда нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья [2].
Анализ научных работ позволил выявить, что критериями контроля в футболе на этапе начальной подготовки с учетом ранней специализации являются [5, 8]:
- показатели уровня физического развития; физического здоровья;
- состояния функциональных систем;
- общей физической подготовленности;
- теоретической подготовленности, психических свойств;
- психофизиологических особенностей;
- объема и интенсивности тренировочной и игровой нагрузки.
Поэтому крайне необходимо – четкое решение задач именно относительно контроля за уровнем здоровья и физического развития, а не попытки быстро научить детей технике и тактике игры. Только при этом условии посещение тренировочных занятий будет безопасным для физического и психического здоровья детей и будет благоприятной основой для дальнейшего спортивного совершенствования.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о наличии тенденции к ранней специализации и расхождению мнений специалистов по возрасту начала занятий спортом и содержанию программы тренировки на начальном этапе подготовки. Определено, что в футболе раннюю специализацию необходимо рассматривать как этап приобретения основной базы моторики и освоения большого количества двигательных действий и технических элементов, которые являются основой формирования специальной базы футболистов на следующих этапах подготовки. При начале занятий футболом в дошкольном возрасте необходимо учитывать возрастные особенности физического и психологического развития ребенка, являющиеся залогом спортивного долголетия.
Выводы. В результате теоретического осмысления предмета исследования выявлено, что эффективность совершенствования системы начальной подготовки футболистов в условиях ранней спортивной специализации зависит от тщательного контроля, учета и анализа накопленного практического опыта и теоретических знаний в олимпийском спорте в целом, в командных видах спорта и футбола напрямую. Указанная выше тенденция к ранней специализации в командных спортивных играх и в футболе, в частности, имеет резервы целостного или частичного научного обоснования, адаптированного к материально-техническим условиям российских учебных и спортивных заведений, и подчеркивает значимость совершенствования системы контроля, как важной составляющей в управлении процессом начальной подготовки с целью сохранения физического и психического здоровья под влиянием спортивной нагрузки.
Проведенный анализ научных данных по вопросам начальной подготовки с учетом ранней специализации, свидетельствует о том, что данное направление еще недостаточно изучено, не имеет полного научного обоснования, и большой массив научных знаний не объединен в целостную систему, в которой органически взаимосвязанный контроль должен сочетаться с современными тенденциями развития детского футбола и возрастными особенностями детей.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в том, чтобы основе теоретического анализа и экспериментальных исследований сформировать целостную систему знаний относительно начальной спортивной специализации в футболе для оптимизации управления процессом многолетней подготовки.