В качестве преподаваемой дисциплины педриторика стала функционировать относительно недавно. Однако часть проблем, ей рассматриваемых, изучались ранее в курсе общей риторики, которая в нашей стране бытовала со времен XVII – XIX веков. К XXI столетию риторическая наука перерождается, становясь вновь востребована. Суть предмета изучения дисциплины отражена в различных методических пособиях и книгах, например: в Da arte rhetorica (1707 года) Ф. Прокоповича, «Риторике» П. Крайского, в «Кратком руководстве к красноречию» (1747 года) М. В. Ломоносова, в «Правила высшего красноречия» (1792 года) М. М. Сперанского, «Общей риторике» и «Частной риторике» (1829 и 1832 годы) Н. Ф. Кошанского и многих других. Здесь, можно заметить, «риторика» и «красноречие» приводятся как равнозначные понятия.
История отечественной риторики уходит корнями вглубь веков. Так, уже в Древней Руси, когда еще не было непосредственно термина «риторика», его роль как раз и выполняло понятие «красноречие», которое могло быть представлено в различных вариациях:
- полит красноречие, оно требовалось на публичных выступлениях в народном собрании, вече и т. п.;
- военное красноречие использовалось перед предстоящими сражениями для поднятия боевого духа;
- дипломатическое красноречие – в случае необходимости закончить военный конфликт мирным путем;
- торжественное красноречие – это, проще говоря, тосты на пиру, тризне и проч.
После крещения Владимиром Руси появилась разновидность дидактической риторики (учения и наставления, проповедование и др.): «Поучение Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского» и подобное.
Теоретическая литература, однако, появилась лишь к XII веку (1620 год), ее представили труды «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». Здесь впервые появился термин «ритор», и был рассмотрен круг его функций, или «обязанностей».
Огромное значение в мире отечественной риторики играет имя М. Ломоносова. Именно в его трудах наиболее подробно описаны правила и принципы ораторского мастерства. Они долго являлись базой для написания дальнейших работ в этой области
Позже влияние на отечественную риторическую науку оказали также:
- М. М. Сперанский (1772 – 1839) – «Курс словесности» (1792 год);
- А. С. Никольский (1755 – 1834) – «Логика и риторика» (1790 года) и «Основания российской словесности» (1792-го);
- И. С. Рижский (1755 – 1811) – «Риторика» в четырех томах.
До 50-х гг. XIX века длится период расцвета риторики в России: написано большинство ключевых работ по теме авторства А. Ф. Мерзлякова, Н. Ф. Кошанского, А. И. Галича, К. П. Зеленского. Затем до конца века наступает период формирования «теории словесности», функционирующей на базе риторики, риторика как обособленная дисциплина в этот момент утрачивает позиции.
В XX столетию наступает новый этап – главенство стилистики как науки о стилях языка, получают распространение труды С. П. Обнорской, Л. П. Якубинского, П. А. Ларина и В. В. Виноградова.
Из этого ряда стоит особо выделить работы В. В. Виноградова. Основные его труды в этой области: «Очерки по истории русского литературного языка XIII – XIX веков» и «О художественно прозе», где как раз рассмотрена история бытования отечественной риторики.
Но поскольку тоталитаризм XX века не нуждался в распространении ораторства в массы, сам этот термин усилиями активной пропаганды стал восприниматься синонимом пустословия и лжи. Риторическая наука была практически забыта на долгие годы.
Внимание к ораторскому искусству вновь ожило лишь к 70-м годам, когда риторство понадобилось в качестве инструмента пропаганды властным структурам, а окончательное ее «возрождение» протянулось до начала 90-х, когда появилось понятие «свободы слова».
Знания о развитии ораторского искусства в современном мире необходимы для успешного решения коммуникативных задач в процессе самореализации. Именно поэтому риторика получила «второе дыхание», ее разработка в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и другими науками именуется «неориторикой».
Сущность риторики как средства формирования коммуникативной компетентности рассматривается в трудах И. Н. Кохтева, И. Я. Куниной, Т. В. Матвеевой, А. К. Михальской, И. А. Стернина и других.
Актуальность данной работы в том, что современный этап развития общества предполагает так называемый лингвистический бум: изменение статуса языка, усиленное внимание к его развитию у национальных меньшинств, поиск эффективных средств международного общения и активное провозглашение «полиязычия», или «мультилингвизма» в образовании (проект ЮНЕСКО «ЛИНГВАУНИ»). В связи с чем активизируется необходимость подготовки высококвалифицированных кадров, способных решать многоуровневые задачи, в том числе средствами языка.
Результатом обучения в вузе сейчас должна быть в первую очередь профкомпетентность, что отражено в соответствующих документах: «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных компетенций…».
Результаты тестирования 2018 года, проведенные в рамках нашего исследования проблемы среди выпускников факультета подготовки учителей начальных классов ФГБОУ «ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (всего 428 человек), отражают, что 39% респондентов испытывают коммуникативные трудности постоянно или часто; 26% – иногда и только 13% не испытывают таковых.
Важно, что трудности, испытываемые опрошенными разнообразны, они равно организационного и социально-психологического характера: моделирование собственной позиции и отношения к ней, установление и поддержание контакта с собеседником, реализация логики различных уровней взаимодействия в ситуации иноязычного общения и проч. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы научно-методического обеспечения и организации процесса развития риторических компетенций будущих педагогов.
Формирование коммуникативной компетентности студентов педвузов предполагает развитие умений и навыков решения с помощью речевой деятельности профессиональных задач. Это возможно лишь при условии, что студент осознает специфику педагогического общения и его значимость. Теоретической основой этого понимания и является риторика как особая область знаний о закономерностях эффективного общения.
Возобновление интереса к вопросам речевого развития в современной России параллельно развитию рыночных отношений и укреплению позиций нашей страны на международной арене. Участие в международных научных конференциях, симпозиумах, семинарах, развитие культурных связей с зарубежными странами, возможности свободного выезда в другие государства для работы и отдыха – все это предполагает повышенные требования к уровню владения языком.
Все это последовательно отражается и в нормативных документах нашей страны: ФЗ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и др., где отмечается расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особое значение приобретают коммуникабельность и толерантность, появляется острая необходимость в решении разнообразных проблем, которые могут быть преодолены лишь в процессе сотрудничества с международным сообществом. Именно поэтому внимание отечественных и зарубежных исследователей все чаще обращено к проблемам коммуникации (А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, Е. Ю. Никитина, Э. А. Орлова и др.).
Педагогическая риторика являет собой такую область знаний о закономерностях создания и условиях эффективной профессиональной публичной речи педагога, ведущая цель которой – формирование и развитие языковой личности будущего педагога: осознанное владение им различными средствами педагогического общения в целях влияния на познавательную активность и деятельность обучающихся и их личностное развитие, а способность грамотно организовывать профессиональное общение в рамках педагогического сообщества.
При этом под профессиональной речью понимают речь, которой пользуются в сфере профессионального общения (ср.: речь политика, юриста, священника и др.). Публичной же здесь именуется – речь, обращенная к массовой аудитории.
Области теории и практики, относящиеся к педагогической риторике, могут иметь разные названия – «педагогическая (образовательная) лингвистика», «педагогическая речевая техника», «педагогическое речевое общение (или поведение)» и так далее. Теория педагогической риторики разрабатывается на базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга с преобладанием лингвопрагматики, неориторики, коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и др.