Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Развитие внешней и внутренней гармонизации личности подрастающего поколения на п...

Развитие внешней и внутренней гармонизации личности подрастающего поколения на примере студии танца и актерского мастерства «ВыЯвление» города Краснодара

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

современная хореография
культура
внешняя и внутренняя гармонизация личности
хореографическое искусство
духовно-нравственное развитие
обучение
педагогика

Аннотация статьи

Под словами внешняя и внутренняя гармонизация личности таится понятие гармонии, формирование баланса между внутренним состоянием человека и окружающей его действительности. Развитие этой гармонии происходит непосредственно во время погружения человека в ту или иную деятельность. В статье рассматривается влияние занятий по современной хореографии в студии танца и актерского мастерства «ВыЯвление» на развитие гармонически слаженной личности обучающихся. На сегодняшний день подрастающее поколение переживает огромный кризис сознания, изменение ценностных ориентиров, примитивизацию потребностей и однотипность мышления, именно эти факторы делают данную тему особо актуальной.

Текст статьи

Одной из главных задач педагога в хореографическом коллективе является развитие внешней и внутренней гармонизации учащегося. С каждым годом проблематика духовно-нравственного воспитания приобретает особую роль в воспитании подрастающего поколения. Как известно, первостепенная функция хореографического искусства – эстетическая, именно она занимает ведущее место в специфике танцевального искусства, так как любое хореографическое произведение связано с воплощением в жизнь эстетических потребностей не только танцоров, но и зрителей.

Формирование подрастающей личности, в первую очередь, происходит под силой различных воспитательных процессов, которые характерны для конкретной ячейки общества. Считаясь одним из ключевых механизмов в формировании и укреплении общественного строя и создании государств, воспитание является реализующей структурой, включая в себя такие функции в развитии как: гуманистические, культурологические, духовно-нравственные и так далее. Именно воспитанию отводится роль ввода человека в социальную жизнь на определенном историческом этапе его развития, и о данном педагогическом процессе в одном из своих трудов великий советский и российский композитор, деятель искусств Гаврилин Валерий Александрович пишет, что воспитание в первую очередь дает обеспечение «не только развитию каждого конкретного человека, но и совершенствование всего человеческого сообщества, прежде всего в его внутреннем аспекте, в становлении и укреплении культурности» [1, с.34].

Хореографический коллектив является одной из самых популярных форм дополнительного образования детей и подростков, способствующая не только осуществлению образовательного процесса, но и воспитанию гармонически слаженной личности подрастающего поколения.

Современный танец, будь это contemporary dance или modern dance, это достаточно сложная и экспериментальная область хореографии. Стоит подчеркнуть, что современная хореография начинается с классического балета. Она возникла как своего рода протест общественности на границы и четкие каноны балетного искусства. Концептуальность идей современного танца воплощена в свободолюбии, неограниченности и выразительных па. Им позволительно во всех красках представлять эмоции и чувства без основания на классику.

По мнению Ирины Евгеньевны Станкевич – руководителя студии танца и актерского мастерства «ВыЯвление», для зрителя проще пойти в театр и получить эстетическое удовольствие от всем известного классического балета, чем смотреть на не всегда понятные работы в области современной хореографии, но именно в это направление искусства является определенным полем для развития абсолютно новых форм хореографии и несомненно определяет будущее танца. Будущее в поиске и эксперименте, которые предлагает нам современная хореография.

Человек, концентрирующий на себе внимание во время работы в пространстве, в той или иной степени может считаться автором, несмотря на то что он исполнитель чьей-то работы в современной хореографии. Это обусловлено тем, что личный опыт и свобода самовыражения играет огромную роль в исполнении современных постановок. Что касается классического танца, основанного на традициях, школе, определенном академическом каноне, очень долго можно быть прилежным и исполнительным учеником. Классика сама по себе подразумевает то, что мы всегда немного ученики. Несмотря на то, что в студии танца и актерского мастерства «ВыЯвление» основное предпочтение отдано именно современной хореографии, классический танец является одной из основных дисциплин обучения, ведь что бы мы не говорили, одно невозможно без другого.

Когда мы говорим о гармонизации личности детей и подростков посредством современной хореографии, несомненно, упоминаем и классический танец, так как изучение данной дисциплины влияет не только на духовное и эстетическое развитие ребенка, но и формирует особую физическую базу, без которой подход к современной хореографии абсолютно невозможен. По нашему мнению, основой мастерства будущих танцовщиков является кропотливая работа над техникой выполнения движений, что классический танец может обеспечить в полной мере. «Методом «впитывания» телом разных способов исполнения движений, растяжки, координации мы получаем возможность не только развивать гармонически слаженную личность, но и подготавливать достойных исполнителей уже в современной хореографии» - считает руководитель студии.

В студии танца и актерского мастерства «ВыЯвление», каждая изучаемая дисциплина развивает в обучающихся определенный комплекс действий и мышления. В нашем случае идет работа не только над интеллектуальным мышлением, но и мышлением телесным. Ощущение и понимание того, как тело ощущает себя и работает в зависимости от направления хореографии, от языка на котором тело выражает себя, дает толчок к развитию внешней и внутренней гармонизации личности.

Если мы говорим о классическом танце, то это прекрасный инструмент для воспитания и выстраивания тела, формирует навык собирать и группировать мышцы, чтобы прорабатывать отдельные части тела, а также не стоит упускать из внимания его важность в приобщении к эстетике и красоте. Акробатика несет за собой развитие как физическое, так и координационное. Сольфеджио для танцовщиков открывает возможность слышать и ощущать музыку, перенося характер и эмоциональные составляющие музыкальных произведений в свое тело, тем самым зрительно объединяя движение и музыку в единое произведение. Современный танец дает возможность вернуться к истокам естественного, органического движения. Он прекрасно сочетается с любыми другими видами хореографии, но самое главная его задача заключается в умении использовать ресурсы своего тела, понимать, что заложено и что скрыто в теле танцора. Изучение данных дисциплин в комплексе позволяет добиться нужного эффекта для достижения цели воспитания гармонически слаженной личности, формируя ее как внутри, так и снаружи.

Говоря о современной хореографии и ее роли в гармонизации обучающихся, остается открытым вопрос о том, что мы можем считать современным танцем? Любое ли действие или обязательно ритмизованное действие или некая форма движения тела можно назвать танцем? В беседе с Ириной Евгеньевной Станкевич, мы определили, что основным критерием является адекватность того, что человек переживает в танце той реакции собственного тела на несущею образом эмоцию. Другими словами, это правдивость движений в изображении внутренних процессов.

На сегодняшний день то, как человек двигает руками и ногами не становится не столь важным моментом. Высокие developpe уходят на второй план, уступая место более емким движениям, но несущим за собой чувство «настоящего» и присутствия в нем. Быть в настоящем – это главный принцип современного танца.

Само по себе слово «настоящее» в русском языке может трактоваться по-разному. В одной интерпретации мы можем понимать то, что мы говорим о настоящем времени и присутствии нас, нашего тела, которое движется или не движется в этом времени, то есть здесь и сейчас, как например в прошлом и будущем мы можем находиться лишь в мыслях или же воспоминаниях. В другом смысле слово «настоящее» несомненно связанно с моментом истины. Современный танец на наш взгляд способен соединить оба этих понятия, то есть будучи телом в настоящем, улавливая интуиции настоящего времени, тело танцовщика пластически способно передать определенные истины о времени, в котором оно находится, в котором оно живет на данный момент [4, с.68].

Современный танец, как и все современное искусство, по своим законам является принципиально иной системой нежели система классического искусства или классического танца, именно, потому что там есть некий идеал, на который ориентированно искусство, некий канон, который универсален. В современном танце так называемый абсолют отсутствует, в нем есть постоянный поиск, обретение и ответственность художника, который создает свой собственный язык. Этот новый язык и мир, в котором он существует, созданный постановщиком, можно понимать исходя из тех законов, которые им самим установлены.

Работая над своими постановками, Ирина Евгеньевна Станкевич уделяет особое внимание импровизации и считает ее основным фактором в концепции гармонизации учеников. Во время импровизации мы можем предоставить учащихся самим себе, дать им возможность погрузиться в определенное душевное и телесное состояние на уровне заданной темы, что позволяет детям и подросткам в комфортной для них среде узнавать и определять новые формы движения.

По принципу импровизации Ирина Евгеньевна Станкевич создает хореографическую композицию «Следуй за мной». Импровизационная составляющая этого номера сделала его неповторимым в прямом смысле этого слова, что неоднократно отмечалось судейской коллегией на различных конкурсах и фестивалях. Девушки из старшего состава студии «ВыЯвление» представляют семиминутный номер под живое звучание фортепиано, флейты, бубна и других музыкальных инструментов, что в рамках конкурсных выступлений уже является чем-то необыкновенным. В основе данного хореографического произведения лежит мысль о том, что человеку нужен человек и сама природа межличностных отношений. Появление первого человека символизирует зарождение и чистый лист, поиск себя и установление «я» в окружающем мире. Следующая пара олицетворяет дружбу во всех ее проявлениях: поддержка, подчинение, давление, самопожертвование. Трио здесь показывает ситуацию, называемую «Третий лишний» и все эмоциональные состояния, вытекающие из нее. Четыре персоны олицетворяют гармонию, баланс и равновесие в отношениях как друг к другу, так и к самому себе. Когда мы видим пять человек, понимаем, что баланс нарушается и сводится к упорядоченному хаосу. Шесть человек символизируют контакт взаимодействие и поддержку. Семь человек поднимают проблему общество против одного, иначе говоря, тема белой вороны, несущая в себе отчуждение, непонимание и неприятие. Когда на сцене оказывается восемь человек, вектор изменяется и прослеживается тематика лидерства и борьбы за власть. К логическому завершению приводит выход последнего. Девять человек символизирует единение и синхронизацию, которая в финале стремится к бесконечности и гармонической размеренности.

По большому счету, весь современный танец, как и современное искусство является постоянной революцией, опровержением прошлого. И главной задачей современной хореографии не является создание единого и навсегда установленного танцевального языка, а постоянное развитие этого языка, органическое его цветение. Таким образом, та языковая форма, вчера считавшаяся вершиной, сегодня остывает [3, с.238].

Современный танец постоянно находится в определенном напряжении между феноменологией человеческого тела, его присутствием в мире, самоосознанием и семантикой, то есть означиванием тела, состоянием, когда каждый жест и каждое движение несет в себе определенный посыл, чего и пытается добиться руководитель студии танца «ВыЯвление». Ирина Евгеньевна Станкевич определяет одной из важнейших своих педагогических задач выпускать думающих танцовщиков, умеющих опираться на осознанные движения. «Не вижу смысла крутить тридцать два fouette или поднимать ноги выше головы, если это не несет в себе никакой мысли» – делится с нами Ирина.

От того насколько развита личность напрямую зависит качество танцевального искусства определенного человека. Конечно, как современный автор, так и современный ученик должен заботиться о своем внутреннем мире, кругозоре, душевном состоянии, одним словом, быть в состоянии наполненности и настроенности. Быть открытым этому миру, означает быть в гармонии с окружающим и в гармонии с самим собой [2, с.89]. Воспитание гармонически слаженной творческой личности посредством современного танца подразумевает умение быть открытым и отзывчивым, улавливать интонации «настоящего» и пытаться их воплотить в жизнь, что является главной целю обучения.

Список литературы

  1. Гаврилин А.В. Воспитание – стратегический национальный приоритет / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО Людмилы Ивановны Новиковой: в 2-х частях: Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой. 2018. - Ч. I. 34 с.
  2. Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989. 89 с.
  3. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.
  4. Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. степ. канд. философск. наук.: Ростов-на-Дону, 1994. 68 с.

Поделиться

1089

Белозерских Е. В. Развитие внешней и внутренней гармонизации личности подрастающего поколения на примере студии танца и актерского мастерства «ВыЯвление» города Краснодара // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 69-72. URL: https://apni.ru/article/5498-razvitie-vneshnej-i-vnutrennej-garmonizatsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря