Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Применение метода кейсов в образовательной деятельности

Применение метода кейсов в образовательной деятельности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

метод кейсов
ситуационные задачи
действия обучающихся
оценка обстановки
принятие решения
вводные руководителя
разбор занятия
организации управления образовательной деятельностью

Аннотация статьи

В статье рассматривается опыт применения метода кейсов в образовательной деятельности. Сделан вывод о его эффективности при проведении учебных занятий в решении задач, связанных с критическим характером ситуации: тактики ведения боевых действий, борьбы за живучесть корабля, его оружия и технических средств, спасательной подготовки, разрешения конфликтов и др.

Текст статьи

Применение и совершенствование педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования методов обучения является одним из требований к деятельности преподавателя. При этом эффективность применения в образовательном процессе методов группового обучения и принятия решений, способствующих эффективному анализу конкретных ситуаций в ограниченные сроки, как правило, у специалистов в области образования не вызывает сомнений.

Одним из таких методов является метод кейсов. Case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее оптимальное решение поставленных задач.

Стоит отметить, что идея применения в образовательном процессе метода кейсов не нова. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета ещё в 1870 году. Метод кейсов, достоинства которого хорошо понимали преподаватели, прежде всего экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в нашей стране достаточно долго. Интерес к нему в России возник лишь в конце двадцатого столетия.

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования и в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено следующими тенденциями:

  • направленностью развития образования на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать большие массивы информации;
  • развитием требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен отличаться системностью и эффективностью действий в условиях возникновения нестандартных ситуаций.

Отличительной особенностью метода кейсов является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (служебной деятельности), наличие конкретных исходных данных (действующих лиц, места, времени и других обстоятельств события) и необходимости совершать выбор. Максимальную эффективность данный метод показал при решении задач, связанных с критическим характером ситуации в самом широком спектре учебных дисциплин. Так, например, в филиале ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде метод нашел успешное применение при решении следующих задач: тактики ведения боевых действий, борьбы за живучесть корабля, его оружия и технических средств, спасательной подготовки, разрешения конфликтов и др.

В общем виде в структуру кейса предлагается включать: описание ситуации – реального случая, аварии, боевых действий; контекст ситуации – хронологический контекст места, особенности действия или участников ситуации; комментарии ситуации, представленные преподавателем; вопросы или задания для работы с кейсом; приложения.

Приведем пример с комплексной аварией на АПЛ «Комсомолец» 07 апреля 1989 г., приведшей к катастрофе корабля. Подводная лодка затонула в Норвежском море в результате пожара в кормовом отсеке и последующего поступления воды внутрь прочного корпуса. Погибли 42 человека из 69, находившихся на борту.

На вышеуказанном примере гибели подводной лодки ожидаемыми действиями обучающихся на учебном занятии являлись бы:

  1. Оценка обстановки. Анализ обстоятельств (места, времени, гидрометеоусловий) аварийной ситуации, её особенностей. Оценка повреждений корабля и расчет времени его затопления. Подсчет и оценка состояния раненых и пострадавших в результате аварии и борьбы за живучесть. Оценка местоположения и времени подхода своих сил, а также вариантов принятия помощи от иностранных кораблей (судов).
  2. Предложение одного или нескольких вариантов решения кейса с учетом возникновения возможных проблемных ситуаций, а также способов их предотвращения или разрешения. Принятие решения на передачу донесения об аварии (в том числе на международных частотах), подача команд о покидании корабля, определение способов удержания корабля на плаву, эвакуации личного состава, документов и техники, порядок использования индивидуальных и коллективных спасательных средств.
  3. Постановка задач экипажу и контроль их выполнения: подача команд, контроль исполнения обязанностей согласно «расписания по оставлению корабля личным составом при угрозе его гибели», оказание помощи раненным и пострадавшим, организация взаимодействия и наблюдения, порядок использования средств связи и подачи сигналов, подготовка к выживанию в экстремальных условиях на поверхности моря, документирование событий в вахтенный журнал.
  4. Разбор действий экипажа, указание на ошибки (задержка в принятии решения на объявление аварийной тревоги и подачи огнегасителя, не был установлен строгий контроль за давлением в отсеках, ошибки в использовании спасательных средств и др.) и правильные действия (личный состав экипажа в ходе борьбы за живучесть проявил мужество). Анализ надежности оружия и технических средств.
  5. В конце занятия руководитель проводит анализ действий курсантов, выставляет оценки. Дает ответы на вопросы. Выдает задание на самостоятельную работу.

Применение метода кейсов в подготовке руководителей позволяет смоделировать конкретную ситуацию и дальнейшее ее развитие с помощью вводных, как заготовленных заранее, так и возникающих в ходе занятия. Каждый промежуточный результат будет зависеть от решений, принимаемых командиром и вводных, предлагаемых руководителем занятия. Следовательно, конечный результат такого занятия, полученный в ходе мысленного эксперимента, будет всегда заранее непредсказуем.

Использование кейсов учит курсантов работать в команде, анализировать проблему, самостоятельно принимать решения, защищать и доказывать свою точку зрения, убеждать окружающих в своей правоте, а также учитывать мнение и критику других. При этом в ходе обучения развиваются аналитические способности и умение рассуждать вслух, проявляются активность и дух состязательности, может выявиться склонность к лидерству.

Существенно совершенствовать применение метода кейсов позволяет компьютерное моделирование, что дает визуальное представление конкретной ситуации и интерактивное взаимодействие обучаемого и руководителя занятия в режиме реального времени, а также выработка у преподавателя соответствующих навыков организации управления образовательной деятельностью обучающихся.

Преимущества

По сравнению с традиционными методами обучения кейс-метод имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс-технологии – на применения имеющихся знаний в конкретной ситуации для решения определенной проблемы. Можно сказать, что кейс метод позволяет соотносить теорию с реальной жизнью и формирует навыки использования теории, методов и принципов, что дает более широкое представление о предмете нежели исключительно академическое образование.

В кейс-методе акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку. Не повторить, а найти новое нестандартное решение – это увлекательно и интересно. Обучающиеся оказываются эмоционально вовлечены и поглощены процессом, что приводит к более эффективному усвоению знаний и навыков.

Кейс-метод позволяет совершенствовать навыки, которые оказываются крайне необходимы в реальной жизни (причем, как в профессиональной, так и в повседневной).

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. No273-ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Корабельный устав ВМФ. – М.: Воениздат, 2002.
  3. Аленина, К.А. Сборник кейсов для международного менеджера / К.А. Аленина. – Пермь: ПФ ГУ-ВШЭ, 2004. – 200 с.: ил.
  4. Виневская, А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А. В. Виневская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 141 с.
  5. Романов, Д. А. Трагедия подводной лодки «Комсомолец»: аргументы конструктора / Д. А. Романов. – СПб.: Ассоц. изд. Санкт-Петеребурга, 1993. – 189 с.

Поделиться

728

Бычок А. Н., Давыдов Е. Н., Колчанов П. Г. Применение метода кейсов в образовательной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/5508-primenenie-metoda-kejsov-v-obrazovatelnoj-dey

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря