Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Применение метода кейсов в образовательной деятельности

Применение метода кейсов в образовательной деятельности

Автор(-ы):

Бычок Александр Николаевич

Давыдов Егор Николаевич

Колчанов Павел Геннадьевич

28 января 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

метод кейсов
ситуационные задачи
действия обучающихся
оценка обстановки
принятие решения
вводные руководителя
разбор занятия
организации управления образовательной деятельностью

Аннотация статьи

В статье рассматривается опыт применения метода кейсов в образовательной деятельности. Сделан вывод о его эффективности при проведении учебных занятий в решении задач, связанных с критическим характером ситуации: тактики ведения боевых действий, борьбы за живучесть корабля, его оружия и технических средств, спасательной подготовки, разрешения конфликтов и др.

Текст статьи

Применение и совершенствование педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования методов обучения является одним из требований к деятельности преподавателя. При этом эффективность применения в образовательном процессе методов группового обучения и принятия решений, способствующих эффективному анализу конкретных ситуаций в ограниченные сроки, как правило, у специалистов в области образования не вызывает сомнений.

Одним из таких методов является метод кейсов. Case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее оптимальное решение поставленных задач.

Стоит отметить, что идея применения в образовательном процессе метода кейсов не нова. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета ещё в 1870 году. Метод кейсов, достоинства которого хорошо понимали преподаватели, прежде всего экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в нашей стране достаточно долго. Интерес к нему в России возник лишь в конце двадцатого столетия.

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования и в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено следующими тенденциями:

  • направленностью развития образования на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать большие массивы информации;
  • развитием требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен отличаться системностью и эффективностью действий в условиях возникновения нестандартных ситуаций.

Отличительной особенностью метода кейсов является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (служебной деятельности), наличие конкретных исходных данных (действующих лиц, места, времени и других обстоятельств события) и необходимости совершать выбор. Максимальную эффективность данный метод показал при решении задач, связанных с критическим характером ситуации в самом широком спектре учебных дисциплин. Так, например, в филиале ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде метод нашел успешное применение при решении следующих задач: тактики ведения боевых действий, борьбы за живучесть корабля, его оружия и технических средств, спасательной подготовки, разрешения конфликтов и др.

В общем виде в структуру кейса предлагается включать: описание ситуации – реального случая, аварии, боевых действий; контекст ситуации – хронологический контекст места, особенности действия или участников ситуации; комментарии ситуации, представленные преподавателем; вопросы или задания для работы с кейсом; приложения.

Приведем пример с комплексной аварией на АПЛ «Комсомолец» 07 апреля 1989 г., приведшей к катастрофе корабля. Подводная лодка затонула в Норвежском море в результате пожара в кормовом отсеке и последующего поступления воды внутрь прочного корпуса. Погибли 42 человека из 69, находившихся на борту.

На вышеуказанном примере гибели подводной лодки ожидаемыми действиями обучающихся на учебном занятии являлись бы:

  1. Оценка обстановки. Анализ обстоятельств (места, времени, гидрометеоусловий) аварийной ситуации, её особенностей. Оценка повреждений корабля и расчет времени его затопления. Подсчет и оценка состояния раненых и пострадавших в результате аварии и борьбы за живучесть. Оценка местоположения и времени подхода своих сил, а также вариантов принятия помощи от иностранных кораблей (судов).
  2. Предложение одного или нескольких вариантов решения кейса с учетом возникновения возможных проблемных ситуаций, а также способов их предотвращения или разрешения. Принятие решения на передачу донесения об аварии (в том числе на международных частотах), подача команд о покидании корабля, определение способов удержания корабля на плаву, эвакуации личного состава, документов и техники, порядок использования индивидуальных и коллективных спасательных средств.
  3. Постановка задач экипажу и контроль их выполнения: подача команд, контроль исполнения обязанностей согласно «расписания по оставлению корабля личным составом при угрозе его гибели», оказание помощи раненным и пострадавшим, организация взаимодействия и наблюдения, порядок использования средств связи и подачи сигналов, подготовка к выживанию в экстремальных условиях на поверхности моря, документирование событий в вахтенный журнал.
  4. Разбор действий экипажа, указание на ошибки (задержка в принятии решения на объявление аварийной тревоги и подачи огнегасителя, не был установлен строгий контроль за давлением в отсеках, ошибки в использовании спасательных средств и др.) и правильные действия (личный состав экипажа в ходе борьбы за живучесть проявил мужество). Анализ надежности оружия и технических средств.
  5. В конце занятия руководитель проводит анализ действий курсантов, выставляет оценки. Дает ответы на вопросы. Выдает задание на самостоятельную работу.

Применение метода кейсов в подготовке руководителей позволяет смоделировать конкретную ситуацию и дальнейшее ее развитие с помощью вводных, как заготовленных заранее, так и возникающих в ходе занятия. Каждый промежуточный результат будет зависеть от решений, принимаемых командиром и вводных, предлагаемых руководителем занятия. Следовательно, конечный результат такого занятия, полученный в ходе мысленного эксперимента, будет всегда заранее непредсказуем.

Использование кейсов учит курсантов работать в команде, анализировать проблему, самостоятельно принимать решения, защищать и доказывать свою точку зрения, убеждать окружающих в своей правоте, а также учитывать мнение и критику других. При этом в ходе обучения развиваются аналитические способности и умение рассуждать вслух, проявляются активность и дух состязательности, может выявиться склонность к лидерству.

Существенно совершенствовать применение метода кейсов позволяет компьютерное моделирование, что дает визуальное представление конкретной ситуации и интерактивное взаимодействие обучаемого и руководителя занятия в режиме реального времени, а также выработка у преподавателя соответствующих навыков организации управления образовательной деятельностью обучающихся.

Преимущества

По сравнению с традиционными методами обучения кейс-метод имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс-технологии – на применения имеющихся знаний в конкретной ситуации для решения определенной проблемы. Можно сказать, что кейс метод позволяет соотносить теорию с реальной жизнью и формирует навыки использования теории, методов и принципов, что дает более широкое представление о предмете нежели исключительно академическое образование.

В кейс-методе акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку. Не повторить, а найти новое нестандартное решение – это увлекательно и интересно. Обучающиеся оказываются эмоционально вовлечены и поглощены процессом, что приводит к более эффективному усвоению знаний и навыков.

Кейс-метод позволяет совершенствовать навыки, которые оказываются крайне необходимы в реальной жизни (причем, как в профессиональной, так и в повседневной).

Список литературы

  1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. No273-ФЗ // Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Корабельный устав ВМФ. – М.: Воениздат, 2002.
  3. Аленина, К.А. Сборник кейсов для международного менеджера / К.А. Аленина. – Пермь: ПФ ГУ-ВШЭ, 2004. – 200 с.: ил.
  4. Виневская, А. В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А. В. Виневская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 141 с.
  5. Романов, Д. А. Трагедия подводной лодки «Комсомолец»: аргументы конструктора / Д. А. Романов. – СПб.: Ассоц. изд. Санкт-Петеребурга, 1993. – 189 с.

Поделиться

179

Бычок А. Н., Давыдов Е. Н., Колчанов П. Г. Применение метода кейсов в образовательной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/5508-primenenie-metoda-kejsov-v-obrazovatelnoj-dey

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня