Автор(-ы):
Бычок Александр Николаевич
Давыдов Егор Николаевич
Колчанов Павел Геннадьевич
28 января 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается опыт применения метода кейсов в образовательной деятельности. Сделан вывод о его эффективности при проведении учебных занятий в решении задач, связанных с критическим характером ситуации: тактики ведения боевых действий, борьбы за живучесть корабля, его оружия и технических средств, спасательной подготовки, разрешения конфликтов и др.
Текст статьи
Применение и совершенствование педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования методов обучения является одним из требований к деятельности преподавателя. При этом эффективность применения в образовательном процессе методов группового обучения и принятия решений, способствующих эффективному анализу конкретных ситуаций в ограниченные сроки, как правило, у специалистов в области образования не вызывает сомнений.
Одним из таких методов является метод кейсов. Case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее оптимальное решение поставленных задач.
Стоит отметить, что идея применения в образовательном процессе метода кейсов не нова. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета ещё в 1870 году. Метод кейсов, достоинства которого хорошо понимали преподаватели, прежде всего экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в нашей стране достаточно долго. Интерес к нему в России возник лишь в конце двадцатого столетия.
Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования и в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено следующими тенденциями:
Отличительной особенностью метода кейсов является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (служебной деятельности), наличие конкретных исходных данных (действующих лиц, места, времени и других обстоятельств события) и необходимости совершать выбор. Максимальную эффективность данный метод показал при решении задач, связанных с критическим характером ситуации в самом широком спектре учебных дисциплин. Так, например, в филиале ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде метод нашел успешное применение при решении следующих задач: тактики ведения боевых действий, борьбы за живучесть корабля, его оружия и технических средств, спасательной подготовки, разрешения конфликтов и др.
В общем виде в структуру кейса предлагается включать: описание ситуации – реального случая, аварии, боевых действий; контекст ситуации – хронологический контекст места, особенности действия или участников ситуации; комментарии ситуации, представленные преподавателем; вопросы или задания для работы с кейсом; приложения.
Приведем пример с комплексной аварией на АПЛ «Комсомолец» 07 апреля 1989 г., приведшей к катастрофе корабля. Подводная лодка затонула в Норвежском море в результате пожара в кормовом отсеке и последующего поступления воды внутрь прочного корпуса. Погибли 42 человека из 69, находившихся на борту.
На вышеуказанном примере гибели подводной лодки ожидаемыми действиями обучающихся на учебном занятии являлись бы:
Применение метода кейсов в подготовке руководителей позволяет смоделировать конкретную ситуацию и дальнейшее ее развитие с помощью вводных, как заготовленных заранее, так и возникающих в ходе занятия. Каждый промежуточный результат будет зависеть от решений, принимаемых командиром и вводных, предлагаемых руководителем занятия. Следовательно, конечный результат такого занятия, полученный в ходе мысленного эксперимента, будет всегда заранее непредсказуем.
Использование кейсов учит курсантов работать в команде, анализировать проблему, самостоятельно принимать решения, защищать и доказывать свою точку зрения, убеждать окружающих в своей правоте, а также учитывать мнение и критику других. При этом в ходе обучения развиваются аналитические способности и умение рассуждать вслух, проявляются активность и дух состязательности, может выявиться склонность к лидерству.
Существенно совершенствовать применение метода кейсов позволяет компьютерное моделирование, что дает визуальное представление конкретной ситуации и интерактивное взаимодействие обучаемого и руководителя занятия в режиме реального времени, а также выработка у преподавателя соответствующих навыков организации управления образовательной деятельностью обучающихся.
Преимущества
По сравнению с традиционными методами обучения кейс-метод имеет ряд неоспоримых преимуществ.
Традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс-технологии – на применения имеющихся знаний в конкретной ситуации для решения определенной проблемы. Можно сказать, что кейс метод позволяет соотносить теорию с реальной жизнью и формирует навыки использования теории, методов и принципов, что дает более широкое представление о предмете нежели исключительно академическое образование.
В кейс-методе акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку. Не повторить, а найти новое нестандартное решение – это увлекательно и интересно. Обучающиеся оказываются эмоционально вовлечены и поглощены процессом, что приводит к более эффективному усвоению знаний и навыков.
Кейс-метод позволяет совершенствовать навыки, которые оказываются крайне необходимы в реальной жизни (причем, как в профессиональной, так и в повседневной).
Список литературы
Поделиться
Бычок А. Н., Давыдов Е. Н., Колчанов П. Г. Применение метода кейсов в образовательной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/5508-primenenie-metoda-kejsov-v-obrazovatelnoj-dey