Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка

В статье рассматриваются правовые аспекты привлечения юридических лиц к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, размер административных штрафов и иных мер ответственности.

Аннотация статьи
административная ответственность юридического лица
земельные правоотношения
ответственность при самовольном использовании земельного участка
изъятие земельного участка
Ключевые слова

Согласно статистике, количество правонарушений, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ [1] является наиболее высоким в числе административных правонарушений в области земельных правоотношений. Так согласно отчету о государственном земельном надзоре [6], юридическими лицами было совершено на 01.01.2020 года 1616 нарушений, а по состоянию на 01.01.2021 года составляет 2038 нарушений. Количество правонарушений за календарный год увеличилось на 422 единицы, а это означает, что проблема в данной сфере и сегодня остается актуальной. Юридическими лицами правонарушения в рассматриваемой области, по количественному признаку, совершаются меньше, чем физическими лицами, при этом площадь занятых самовольно территорий юридическими лицами превалирует в большую сторону, чем физическими, что является признаком масштабности совершаемых правонарушений со стороны организаций.

Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за совершение самовольного занятия земельного участка, а также дополнительно детализирует те действия, которые также попадают в правовое поле, регулируемое этой статьей, а именно «использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок» [1].

Следовательно, под самовольным занятием земельного участка юридическим лицом, подразумевается то, что организация использует его, не имея на то законных оснований, тем самым нарушая права собственника. На основании п.1 ст. 16 Земельного кодекса РФ «государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований» [2]. Говоря иными словами, все земли в Российской Федерации имеют правообладателя-собственника, в качестве которого могут выступать физические и юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и даже сама Российская Федерация.

Подобная ситуация, как представляется, обуславливает необходимость выделения круга субъектов, которые могут на законных основаниях пользоваться земельным участком на территории Российской Федерации, а также, какие права предусмотренные законодательством дают основание для данного действия. Согласно главе IV Земельного Кодекса РФ предусмотрено четыре категории прав на землю, а именно: право собственности, аренда, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) и безвозмездное пользование земельными участками. В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ [3] права на недвижимость подлежат государственной регистрации. В законодательстве РФ четко прописаны алгоритмы о том, как и каким образом производится регистрация, а также то, что ее вступлением в силу можно считать запись в ЕГРН.

Если соответствующих прав на земельный участок у юридического лица нет или они не зарегистрированы в ЕГРН, а организация занимает его под свои нужды, то в таком случае действия квалифицируются как административное нарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка может проявляться в несанкционированной постройке зданий, сооружений, иных строений, осуществлении складирования, размещении стоянки транспортных средств организации, а также расширение границ участка, находящегося в собственности, путем вынесения ограждений за его фактические границы и др. Следует отметить, что действия противоправного характера могут носить как постоянный, так и временный характер, однако это не освобождает от юридической ответственности. Также надлежит указать тот факт, что организация, осуществившая самовольную постройку, на захваченном земельном участке, не сможет в последующем оформить на нее право собственности. Право на распоряжение постройкой также будет ограничено законом, что приведет к невозможности совершать действия по дарению, продаже или сдаче ее в аренду.

Следовательно, закон предполагает, что захват земельного участка понимается как использование его без согласия правообладателя этого земельного участка, которое должно быть выражено в установленном законом порядке.

Стоит подчеркнуть, что согласно положениям п.2 ст. 27, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ юридическое лицо имеет законно обоснованное право пользования земельным участком, на котором расположена его собственность, не принадлежащего ему по закону, соразмерно площади помещений, на которое у него возникло право собственности. В данном случае самовольное занятие земельного участка не усматривается, так как данное право возникает у него в силу закона, следовательно, не может быть квалифицировано, как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.

Контролирующим органом государственной власти по ст. 7.1 КоАП РФ является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, а также ее территориальные подразделения. Согласно п.5 п.п. «а» «е» Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 она выполняет контроль и надзор «о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка» [5].

Контроль за деятельностью юридических лиц выполняется посредством проверок как плановых, так и внеплановых. При выявлении нарушений составляется протокол об административном правонарушении, в котором указывается статья КоАП РФ, под действия которой попадают деяния организации с указанием суммы административного штрафа и сроком его уплаты. Так согласно ст. 7.1. КоАП РФ штраф рассчитывается, при наличии кадастровой стоимости земли – 2-3 процента от нее, а если таковой нет, то он будет составлять 100-200 тысяч рублей.

Законодатель установил для юридических лиц повышенную ответственность нежели для физических, однако и этот факт для некоторых не является причиной для прекращения противоправных действий.

Ответственность при захвате части земельного участка также предусматривает наложение административного штрафа, где его сумма будет исчисляться по результатам замера занятой площади части участка и пропорционально определяется кадастровая стоимость этой части, процент от которой и будет составлять штраф.

В соответствии со ст. 76 ЗК РФ те участки, которые были захвачены самовольно, возвращаются тем лицам, чьи права на этот земельный участок зарегистрированы в ЕГРН. При этом лицо, захватившее земельный участок, помимо уплаты административного штрафа обязуется привести земельный участок в состояние, в котором он находился до его незаконного захвата. Но в случае, если юридическое лицо улучшило качество земельного участка, за период незаконного пользования, оно не может претендовать на возмещение убытков, которое оно понесло в связи с этим.

В случае если самовольно захваченный земельный участок не возвращается в установленный законом срок его законному обладателю, или не происходит оформление прав на этот участок должным образом, производится его принудительное изъятие в связи с нарушением земельного законодательства согласно ст. 56 ЗК РФ. При этом стоимость убытков правонарушителю также не возмещается.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что привлечение к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ юридических лиц довольно объемный правоприменительный процесс, требующий принятие во внимание многих аспектов в сфере землепользования и вещных прав. Увеличение штрафа за самовольный захват земель не дало желаемого результата, так как число правонарушений и сегодня остается высоким. Возможно, законодателю следует рассмотреть систему принципов, которые были бы направлены на предотвращение правонарушений, например, выработку более ясных методов и возможностей для процесса узаконивания своих действий, связанных с землепользованием.

Текст статьи
  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ: (ред. от 29 декабря 2022 г.) // Рос. газета. 2001.31 дек.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ: (ред. от 05 декабря 2022 г.) // Рос. газета. 2001. 30 окт.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ: (ред. от 16 апреля 2022 г.) // Рос. газета. 1994. 8 дек.
  4. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 28 декабря 2022 г) [Электронный ресурс]: опубликован на официальном интернет-портале правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201507140007?ysclid=ld8m6lbklq99165405 (дата обращения: 23.01.2023).
  5. Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» // URL: http://government.ru/docs/all/135408/(дата обращения: 23.01.2023).
  6. Отчет о государственном земельном надзоре // URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennyy-nadzor/gosudarstvennyy-zemelnyy-kontrol-nadzor/statistika/(дата обращения: 25.12.2022).
  7. Литвинова Д.В., Некрестьянова Д.С. Юридический справочник землепользователя. – Санкт-Петербург, 2022. С. 316.
Список литературы