Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
Виды музыкальных произведений как объектов авторского права

Виды музыкальных произведений как объектов авторского права

Автор(-ы):

Багандова Лейла Закировна

29 января 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

музыкальные произведения
соавторы
раздельное соавторство
нераздельное соавторство
музыка

Аннотация статьи

В статье рассматриваются различные классификации музыкальных произведений как объектов авторского права по гражданскому законодательству РФ. Автор обращает внимание, что в некоторых случаях в зависимости от вида музыкального произведения его авторы могут иметь разный правовой статус.

Текст статьи

Большое разнообразие музыкальных произведений позволяет выделить основания для их классификации.

По направлениям все музыкальные произведения можно подразделить на народную музыку, духовную музыку, популярную музыку, академическую музыку. По жанрам музыкальные произведения делятся на джазовые, рок, поп, фолк, r&b произведения. Некоторые жанры можно подразделить на поджанры. Так, в состав жанра «поп» входят поджанры: kpop, поп-фолк, поп-рок, поп-джаз, электропоп, дископоп, j-pop и др.

По способу исполнения музыкальные произведения можно классифицировать на вокальные (например, произведения a-capella), инструментальные (например, симфония) и вокально-инструментальные (песня). По содержанию музыкальные произведения можно подразделить на светские и церковные.

Помимо вышеуказанных видов, музыкальные произведение можно разделить на ноктюрны – инструментальные пьесы лирического характера (триада оркестровых пьес К. Дебюсси), сонаты – инструментальная музыка, сочиняемая прежде всего для фортепиано или камерного состава инструментов (соната для фортепиано №14 до-диез минор, ор.27, №2 – более известная как «лунная»), симфонии – музыкальные произведения, созданные для оркестра (шестая патетическая симфония П.И. Чайковского си минор) и этюды – инструментальные пьесы, основанная на применении трудных технических приемов для усовершенствования техники исполнителя («Etudes de transition et 2 fantasies» Рейхи (ор.31,1800).

Закон, в свою очередь, тоже выделяет виды музыкальных произведений – музыкальные произведение без текста и с текстом. Дефиниции музыкального произведения с текстом или без него в законодательстве также отсутствуют, в связи с чем предлагаем обратиться к доктрине. Музыкальное произведение без текста можно отождествить с определением музыкального произведения, то есть таковыми являются «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований» [1]. Под музыкальным произведением с текстом же следует понимать результат интеллектуальной (творческой) деятельности, объективно выраженный, оригинальный, обладающий свойством воспроизводимости, сочетающий в себе текст с различными по высоте звуками и метроритмическими соотношениями и взаимосвязями, которые доступны при их исполнении для слухового восприятия человека, и позволяют ему определить для себя авторский сюжет [2, c. 49].

Данный подход представляется удачным, так как на современном этапе развития музыкальной культуры и индустрии на первый план выходят именно музыкальные произведения с текстом. По такому же принципу построено и законодательство многих зарубежных стран (например, Франции [4], Италии [7], Мексики [8] и т.д.). Стоит, однако, отметить, что не все государства разделяют такую позицию: так, в CDPA Великобритании в качестве объекта авторского права закреплено музыкальное произведение без текста, а в немецком законодательстве и вовсе не уточнено, какого вида музыкальное произведение охраняется законом [6].

Авторами музыкального произведения являются композитор, создавший музыкальное произведение, а если музыкальное произведение содержит в себе текст, то и поэт – автор слов. Творческий процесс – это индивидуальная деятельность, но это не исключает возможности ведения совместного творчества, когда авторы признаются соавторами. По своему характеру соавторство может быть раздельным или нераздельным. И в том, и в другом случае важен совместный творческий труд. При раздельном соавторстве создаются части, имеющие самостоятельное значение, а при нераздельном соавторстве произведение образует неразрывное целое. В доктрине существует точка зрения, по которой «примеры нераздельного соавторства могут быть только в музыкальных произведениях с текстом, когда один человек пишет текст, а второй музыку», при этом текст пишется специально под эту конкретную музыку и образует с ней единое целое, что, по мнению автора, делает невозможным использовать этот текст для наложения на другую музыку [2, c. 75]. Полностью согласиться с таким утверждением представляется невозможным. В ходе проведения исследования нами было выяснено, что существуют такая музыка, которая позволяет наложить на себя неоригинальный текст. Так, на музыку из произведения «Dance Monkey» возможно наложить одновременно как минимум тексты 13 разных песен, в числе которых хиты Justin Bieber, Selena Gomez, Dua Lipa и других [4]; на музыку из песни «Attention» автора-исполнителя Charlie Puth возможно одновременно наложить как минимум 12 разных песен, две из которых на французском и испанском языках [3]. В связи с этим, кажется верным приводить в качестве нераздельного соавторства пример, когда двое или более человек занимаются разработкой музыки или же текста для музыкальных произведений с текстом. На наш взгляд, в качестве примера можно привести композицию «Женщина, которая поет», где на стороне композиторов выступили А. Пугачева, А. Зацепин и Л. Гарин. Раздельное же соавторство возможно и в случаях, когда какой-то из компонентов музыкального произведения (текст или музыка) создается специально для второго, и когда текст и музыка существовали независимо друг от друга, а потом были соединены в одно музыкальное произведение.

Таким образом, можно прийти к выводу, что рассматривать соавторство в качестве раздельного или нераздельного нужно в зависимости от каждого отдельно взятого случая.

Список литературы

  1. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: Учебно-практич. пособие / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2009. 176 с.
  2. Илларионов В.С. Авторское право на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет: дис. ... кандидата юридических наук: Москва, 2013. 189 с.
  3. Attention [Электронный ресурс] // URL: https://www.smule.com/recording/charlie-puth-attention/329638650_3874611392
  4. Code de la propriété intellectuelle (version consolidée au 1er janvier 2021) [Электронный ресурс]// URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/581981
  5. Dance Monkey [Электронный ресурс] // URL: https://www.smule.com/recording/monkey-dance/563190751_3715271873
  6. Gesetz über Urheberrecht und verwandte Schutzrechte (Urheberrechtsgesetz, geändert durch das Gesetz vom 01. September 2017) [Электронный ресурс] // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/462249
  7. Legge 22 aprile 1941, n. 633 sulla protezione del diritto d'autore e di altri diritti connessi al suo esercizio (aggiornata con le modifiche introdotte dal decreto-legge 30 aprile 2010, n. 64) [Электронный ресурс] // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/301483
  8. Ley Federal del Derecho de Autor (texto refundido publicado en el Diario Oficial de la Federación el 01 de julio de 2020) [Электронный ресурс] // URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/579009

Поделиться

1079

Багандова Л. З. Виды музыкальных произведений как объектов авторского права // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.I.С. 79-81. URL: https://apni.ru/article/5511-vidi-muzikalnikh-proizvedenij-kak-obektov-avt

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля