Автор(-ы):
Давыдова Виктория Павловна
Журавлева Ольга Григорьевна
29 января 2023
Научный руководитель
Давыдова Виктория Павловна
Секция
Культурология, искусствоведение, дизайн
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
На сегодняшний день Блюз занимает важное место в мировом пространстве музыкальной культуры в целом, и в европейском искусстве в частности. Выходя за рамки контекста культуры XX века, и за пределы своей страны, в которой он родился, став частью музыкального искусства прошлого столетия, этот жанр развивается и по сей день.
В свою очередь, именно синергия культур, взаимодействие искусства Европы и Америки обозначило перспективы развития блюза.
Музыкальное искусство XX века рождалось в каждой стране по-своему. В то же время, за всю многовековую историю своего существования музыкальное искусство неоднократно демонстрировало и подтверждало взаимообогащающий диалог профессиональных, высококультурных традиций, народной культуры и формы бытового музицирования, когда в музыке, казалось бы, совершенно далекие друг от друга явления выступают в особенно тесной взаимосвязи. Так или иначе, обращение к традициям является неотъемлемой частью искусства.
Взаимоотношения «высокой» и «легкожанровой» музыки как в Европе в частности, так и во всем мировом искусстве берут свое начало от оказавшего на европейскую культуру влияния культуры Америки. Во многом, благодаря этому, именно в XX веке в музыке произошло четкое разграничивание искусства музыкального, как «высокого» и «легкожанрового».
Внимание к музыкальной культуре Америки, в прошлом вынужденно остававшейся в тени, пришло вместе с наступлением XX столетия.
Переломные вехи в музыкальном искусстве, так или иначе, неразрывно связаны с влиянием на академическую культуру народного культурного аспекта. Народное творчество во все времена оказывало значительное влияние на трансформацию высоких исполнительских традиций и их художественного наследия. XX век выводит на передний план музыкального поприща фольклорные и полупрофессиональные музыкально-художественные образования. В дальнейшем все это окажет глобальное воздействие как на европейское музыкальное искусство, так и на его исторический процесс.
В американской культуре предпочтения народа формировали тенденции того или иного вида творчества, его жанровость и степень доступности. Начиная с XX столетия американская культура не просто вышла на путь синтеза и взаимопроникновения с европейской культурой, но и вступила в некотором смысле во взаимное соперничество. Одной из первопричин можно по праву считать возникнувшую в прошлом веке потребность человека в так называемой легкой музыке.
На это, безусловно, повлиял ряд факторов, таких как значительное увеличение численности населения, стремительная урбанизация городов, высокая занятость населения и его высокая переутомляемость, и т.п.
Именно в этот момент, многообразие культурного наследия музыкальной культуры прошлого века, с уже слаженной и привычной системой музыкально-выразительных средств и традиций, стремительно пополняется афроамериканскими интонациями, жанрами и различными иными, характерными для другой культуры способами музицирования.
Блюз – как музыкальный жанр сложился в 80-90-х годах XIX столетия на основе предшествующей ранее музыки афроамерикансокго трудового фольклора (преимущественно рабочей песни), и завершился к 1910-20-м годам XX века. Среди этапов развития определяют:
Афроамериканская культура и их музыкальное искусство оказались весьма притягательными для европейского слушателя XX века. Прямое воздействие внеевропейской музыкальной культуры и ее факторов необратимо запустили процесс изменения культуры в целом. Музыка блюза – это «коктейль», в котором так гармонично сочетаются порой вполне себе не сочетаемые вещи, такие как:
Стоит отметить, что для блюзовой музыки весьма характерны грубость, жесткость и в некотором смысле фальшивость. Так называемая «грязь» (слово «dirt» глубоко укоренилось в американском обиходе и научной литературе по отношению к блюзу) является неотъемлемой чертой этого афроамериканского жанра. «Само слово «грязь» могло возникнуть только на фоне прозрачной классической гармонии как ее антипод и с этой точки зрения выявляет сущность музыкально-выразительной системы блюза. В ней действительно «напластованы» разные гармонические, мелодические и ритмические системы» [2, с. 226].
В основе музыкального комплекса особенности афроамериканской культуры лежат признаки, заметно расходящиеся со способами музыкального мышления в пространстве европейской культурной традиции.
Среди художественных признаков можно выделить:
В классическом представлении блюз – это вокал неотделимый от инструмента. При этом инструментальный элемент в блюзе воспринимается как составная часть вокальной партии: «Вокальная партия говорит, а инструментальная продолжает ее мысль или отвечает ей», именно в этом кроется выразительный смысл вокально-инструментального соотношения в блюзовой схеме [2, с. 219]. Несмотря на то, что первоначально в качестве инструмента видели исключительно гитару, в дальнейшем своем развитии, инструмент в блюзе приобрел более широкую разновидность (к примеру, «фортепианный», и др.).
Существенную роль в формировании блюза сыграл Африканский танец. Так, находясь в непосредственной близости с музыкальной культурой, именно он стал одним из ведущих видов творчества в африканской среде являясь: «характерным и органичным элементом его культуры» [4, с. 58]. Так, ритмические структуры, возникшие в синтезе танца и музыки, создали фундамент для развития афроамериканского музыкального мышления, а привезенные в Америку традиции африканского искусства оказали значительное влияние на образование в афроамериканской среде новых жанров.
Природу блюза можно охарактеризовать такими факторами, как двойственность, двенадцатитактовый период, композиционная неустойчивость, присущая многообразность стилистических штампов, сочиненно-импровизационная форма, звучание его всегда вариативно. Все это, безусловно, формирует неповторимость стиля нового пришедшего из американской культуры жанра – блюз.
Мировая музыкальная арена в рамках искусства XX века активно пополнялась новыми жанрами, кардинально отличающимися путем своего развития от предшествующих эпох и системы европейских музыкальных традиций. В свою очередь, эти жанры сыграли одну из ключевых ролей в формировании не просто структуры современного музыкального языка, а сформировали как современное направление, так и всю последующую музыкальную культуру в целом.
В современном культурном пространстве массовая музыкальная культура не только вышла на передний план, но и обошла высокое искусство выиграв первенство в своей развлекательной функции.
Жанр Блюз в своем многообразии и экзотичности, унаследованных от истоков афроамериканской культуры, весьма органично вписался в современное искусство.
Таким образом, история развития блюза вызывает интерес благодаря своей многогранности и красочности. На своем пути развития жанр претерпевал множество изменений на протяжении долгого времени, представляя из себя синтез многих национальных и культурных черт.
Список литературы
Поделиться
Давыдова В. П., Журавлева О. Г. К истории становления жанра блюз: афроамериканские художественные традиции в зеркале европейской культуры // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.I.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/5512-k-istorii-stanovleniya-zhanra-blyuz-afroameri