Главная
АИ #4 (134)
Статьи журнала АИ #4 (134)
К истории становления жанра блюз: афроамериканские художественные традиции в зер...

К истории становления жанра блюз: афроамериканские художественные традиции в зеркале европейской культуры

Автор(-ы):

Давыдова Виктория Павловна

Журавлева Ольга Григорьевна

29 января 2023

Научный руководитель

Давыдова Виктория Павловна

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

блюз
музыкальное искусство
культура
традиции

Аннотация статьи

В статье рассматривается многообразие «генетического» кода жанра блюз, впитавшего в себя целый комплекс определенных художественных традиций. Учитывая уникальность и многогранность этого жанра, на историю его формирования оказало влияние немало факторов. В XX веке это популярное музыкальное направление шагнуло далеко за рамки американского искусства, и влилось в иные культуры. Именно поэтому, в настоящее время блюз является неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры, которое развивается до сих пор, а также используется в музыке современных представителей других музыкальных жанров.

Текст статьи

На сегодняшний день Блюз занимает важное место в мировом пространстве музыкальной культуры в целом, и в европейском искусстве в частности. Выходя за рамки контекста культуры XX века, и за пределы своей страны, в которой он родился, став частью музыкального искусства прошлого столетия, этот жанр развивается и по сей день.

В свою очередь, именно синергия культур, взаимодействие искусства Европы и Америки обозначило перспективы развития блюза.

Музыкальное искусство XX века рождалось в каждой стране по-своему. В то же время, за всю многовековую историю своего существования музыкальное искусство неоднократно демонстрировало и подтверждало взаимообогащающий диалог профессиональных, высококультурных традиций, народной культуры и формы бытового музицирования, когда в музыке, казалось бы, совершенно далекие друг от друга явления выступают в особенно тесной взаимосвязи. Так или иначе, обращение к традициям является неотъемлемой частью искусства.

Взаимоотношения «высокой» и «легкожанровой» музыки как в Европе в частности, так и во всем мировом искусстве берут свое начало от оказавшего на европейскую культуру влияния культуры Америки. Во многом, благодаря этому, именно в XX веке в музыке произошло четкое разграничивание искусства музыкального, как «высокого» и «легкожанрового».

Внимание к музыкальной культуре Америки, в прошлом вынужденно остававшейся в тени, пришло вместе с наступлением XX столетия.

Переломные вехи в музыкальном искусстве, так или иначе, неразрывно связаны с влиянием на академическую культуру народного культурного аспекта. Народное творчество во все времена оказывало значительное влияние на трансформацию высоких исполнительских традиций и их художественного наследия. XX век выводит на передний план музыкального поприща фольклорные и полупрофессиональные музыкально-художественные образования. В дальнейшем все это окажет глобальное воздействие как на европейское музыкальное искусство, так и на его исторический процесс.

В американской культуре предпочтения народа формировали тенденции того или иного вида творчества, его жанровость и степень доступности. Начиная с XX столетия американская культура не просто вышла на путь синтеза и взаимопроникновения с европейской культурой, но и вступила в некотором смысле во взаимное соперничество. Одной из первопричин можно по праву считать возникнувшую в прошлом веке потребность человека в так называемой легкой музыке.

На это, безусловно, повлиял ряд факторов, таких как значительное увеличение численности населения, стремительная урбанизация городов, высокая занятость населения и его высокая переутомляемость, и т.п.

Именно в этот момент, многообразие культурного наследия музыкальной культуры прошлого века, с уже слаженной и привычной системой музыкально-выразительных средств и традиций, стремительно пополняется афроамериканскими интонациями, жанрами и различными иными, характерными для другой культуры способами музицирования.

Блюз – как музыкальный жанр сложился в 80-90-х годах XIX столетия на основе предшествующей ранее музыки афроамерикансокго трудового фольклора (преимущественно рабочей песни), и завершился к 1910-20-м годам XX века. Среди этапов развития определяют:

  • архаический (сельский),
  • классический блюз,
  • блюз 30-х – 50-40-х годов (джамп-блюз, ритм-н-блюз),
  • блюз 50-х годов (чикагский блюз),
  • и современный блюз (современные акустический и электрический блюзы).

Афроамериканская культура и их музыкальное искусство оказались весьма притягательными для европейского слушателя XX века. Прямое воздействие внеевропейской музыкальной культуры и ее факторов необратимо запустили процесс изменения культуры в целом. Музыка блюза – это «коктейль», в котором так гармонично сочетаются порой вполне себе не сочетаемые вещи, такие как:

  • отчаяние/горечь и надежда/любовь,
  • открытая, едва ли пуританская сексуальность,
  • «менестрельный» сарказм,
  • эксцентрическая насмешка над собственным «я»,
  • заранее ожидаемая трагедия,
  • слабость и потерянность и т.п

Стоит отметить, что для блюзовой музыки весьма характерны грубость, жесткость и в некотором смысле фальшивость. Так называемая «грязь» (слово «dirt» глубоко укоренилось в американском обиходе и научной литературе по отношению к блюзу) является неотъемлемой чертой этого афроамериканского жанра. «Само слово «грязь» могло возникнуть только на фоне прозрачной классической гармонии как ее антипод и с этой точки зрения выявляет сущность музыкально-выразительной системы блюза. В ней действительно «напластованы» разные гармонические, мелодические и ритмические системы» [2, с. 226].

В основе музыкального комплекса особенности афроамериканской культуры лежат признаки, заметно расходящиеся со способами музыкального мышления в пространстве европейской культурной традиции.

  • отсутствие строгой темперации в звуковом строе,
  • ярко выраженная техника скольжения – глиссандирование,
  • широко распространенная четвертитоновость,
  • присущие жанру «грязные ступени»,
  • эмоциональность,
  • использование выкриков и распетых скороговорок, таких как «harpers» и «hollers».

Среди художественных признаков можно выделить:

  • Строгость в соблюдении характера поэтического текста (извечные темы страданий, сильных душевных переживаний);
  • Сформированность поэтической структуры;
  • Специфику музыкально-выразительных средств, присущих в рамках этого жанра и их особенности;
  • Импровизационную свободу.

В классическом представлении блюз – это вокал неотделимый от инструмента. При этом инструментальный элемент в блюзе воспринимается как составная часть вокальной партии: «Вокальная партия говорит, а инструментальная продолжает ее мысль или отвечает ей», именно в этом кроется выразительный смысл вокально-инструментального соотношения в блюзовой схеме [2, с. 219]. Несмотря на то, что первоначально в качестве инструмента видели исключительно гитару, в дальнейшем своем развитии, инструмент в блюзе приобрел более широкую разновидность (к примеру, «фортепианный», и др.).

Существенную роль в формировании блюза сыграл Африканский танец. Так, находясь в непосредственной близости с музыкальной культурой, именно он стал одним из ведущих видов творчества в африканской среде являясь: «характерным и органичным элементом его культуры» [4, с. 58]. Так, ритмические структуры, возникшие в синтезе танца и музыки, создали фундамент для развития афроамериканского музыкального мышления, а привезенные в Америку традиции африканского искусства оказали значительное влияние на образование в афроамериканской среде новых жанров.

Природу блюза можно охарактеризовать такими факторами, как двойственность, двенадцатитактовый период, композиционная неустойчивость, присущая многообразность стилистических штампов, сочиненно-импровизационная форма, звучание его всегда вариативно. Все это, безусловно, формирует неповторимость стиля нового пришедшего из американской культуры жанра – блюз.

Мировая музыкальная арена в рамках искусства XX века активно пополнялась новыми жанрами, кардинально отличающимися путем своего развития от предшествующих эпох и системы европейских музыкальных традиций. В свою очередь, эти жанры сыграли одну из ключевых ролей в формировании не просто структуры современного музыкального языка, а сформировали как современное направление, так и всю последующую музыкальную культуру в целом.

В современном культурном пространстве массовая музыкальная культура не только вышла на передний план, но и обошла высокое искусство выиграв первенство в своей развлекательной функции.

Жанр Блюз в своем многообразии и экзотичности, унаследованных от истоков афроамериканской культуры, весьма органично вписался в современное искусство.

Таким образом, история развития блюза вызывает интерес благодаря своей многогранности и красочности. На своем пути развития жанр претерпевал множество изменений на протяжении долгого времени, представляя из себя синтез многих национальных и культурных черт.

Список литературы

  1. Бельтюков А.О. Стилевой генезис массовой музыкальной культуры ХХ века (на примере США и Великобритании) : специальность 24.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. Екатеринбург, 2016. – 160 с.
  2. Конен В.Д. Рождение джаза. М.: Советский Композитор, 1984. 312 с.
  3. Конен В.Д. Третий пласт : Новые массовые жанры в музыке XX в. // Российский институт искусствознания. М.: Музыка, 1994. – 157 с.
  4. Конен В.Д. Пути американской музыки ; Очерки по истории муз. культуры США // С прил. очерка Л. Переверзева «От джаза к рок-музыке» ; [3-е изд., перераб.]. М.: Советский композитор, 1977. 446 с.
  5. Федорова Л.Н. Африканский танец : Обычаи, ритуалы, традиции // ВНИИ искусствознания. М.: Наука, 1986. 128 с.

Поделиться

301

Давыдова В. П., Журавлева О. Г. К истории становления жанра блюз: афроамериканские художественные традиции в зеркале европейской культуры // Актуальные исследования. 2023. №4 (134). Ч.I.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/5512-k-istorii-stanovleniya-zhanra-blyuz-afroameri

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая