На сегодняшний день Блюз занимает важное место в мировом пространстве музыкальной культуры в целом, и в европейском искусстве в частности. Выходя за рамки контекста культуры XX века, и за пределы своей страны, в которой он родился, став частью музыкального искусства прошлого столетия, этот жанр развивается и по сей день.
В свою очередь, именно синергия культур, взаимодействие искусства Европы и Америки обозначило перспективы развития блюза.
Музыкальное искусство XX века рождалось в каждой стране по-своему. В то же время, за всю многовековую историю своего существования музыкальное искусство неоднократно демонстрировало и подтверждало взаимообогащающий диалог профессиональных, высококультурных традиций, народной культуры и формы бытового музицирования, когда в музыке, казалось бы, совершенно далекие друг от друга явления выступают в особенно тесной взаимосвязи. Так или иначе, обращение к традициям является неотъемлемой частью искусства.
Взаимоотношения «высокой» и «легкожанровой» музыки как в Европе в частности, так и во всем мировом искусстве берут свое начало от оказавшего на европейскую культуру влияния культуры Америки. Во многом, благодаря этому, именно в XX веке в музыке произошло четкое разграничивание искусства музыкального, как «высокого» и «легкожанрового».
Внимание к музыкальной культуре Америки, в прошлом вынужденно остававшейся в тени, пришло вместе с наступлением XX столетия.
Переломные вехи в музыкальном искусстве, так или иначе, неразрывно связаны с влиянием на академическую культуру народного культурного аспекта. Народное творчество во все времена оказывало значительное влияние на трансформацию высоких исполнительских традиций и их художественного наследия. XX век выводит на передний план музыкального поприща фольклорные и полупрофессиональные музыкально-художественные образования. В дальнейшем все это окажет глобальное воздействие как на европейское музыкальное искусство, так и на его исторический процесс.
В американской культуре предпочтения народа формировали тенденции того или иного вида творчества, его жанровость и степень доступности. Начиная с XX столетия американская культура не просто вышла на путь синтеза и взаимопроникновения с европейской культурой, но и вступила в некотором смысле во взаимное соперничество. Одной из первопричин можно по праву считать возникнувшую в прошлом веке потребность человека в так называемой легкой музыке.
На это, безусловно, повлиял ряд факторов, таких как значительное увеличение численности населения, стремительная урбанизация городов, высокая занятость населения и его высокая переутомляемость, и т.п.
Именно в этот момент, многообразие культурного наследия музыкальной культуры прошлого века, с уже слаженной и привычной системой музыкально-выразительных средств и традиций, стремительно пополняется афроамериканскими интонациями, жанрами и различными иными, характерными для другой культуры способами музицирования.
Блюз – как музыкальный жанр сложился в 80-90-х годах XIX столетия на основе предшествующей ранее музыки афроамерикансокго трудового фольклора (преимущественно рабочей песни), и завершился к 1910-20-м годам XX века. Среди этапов развития определяют:
- архаический (сельский),
- классический блюз,
- блюз 30-х – 50-40-х годов (джамп-блюз, ритм-н-блюз),
- блюз 50-х годов (чикагский блюз),
- и современный блюз (современные акустический и электрический блюзы).
Афроамериканская культура и их музыкальное искусство оказались весьма притягательными для европейского слушателя XX века. Прямое воздействие внеевропейской музыкальной культуры и ее факторов необратимо запустили процесс изменения культуры в целом. Музыка блюза – это «коктейль», в котором так гармонично сочетаются порой вполне себе не сочетаемые вещи, такие как:
- отчаяние/горечь и надежда/любовь,
- открытая, едва ли пуританская сексуальность,
- «менестрельный» сарказм,
- эксцентрическая насмешка над собственным «я»,
- заранее ожидаемая трагедия,
- слабость и потерянность и т.п
Стоит отметить, что для блюзовой музыки весьма характерны грубость, жесткость и в некотором смысле фальшивость. Так называемая «грязь» (слово «dirt» глубоко укоренилось в американском обиходе и научной литературе по отношению к блюзу) является неотъемлемой чертой этого афроамериканского жанра. «Само слово «грязь» могло возникнуть только на фоне прозрачной классической гармонии как ее антипод и с этой точки зрения выявляет сущность музыкально-выразительной системы блюза. В ней действительно «напластованы» разные гармонические, мелодические и ритмические системы» [2, с. 226].
В основе музыкального комплекса особенности афроамериканской культуры лежат признаки, заметно расходящиеся со способами музыкального мышления в пространстве европейской культурной традиции.
- отсутствие строгой темперации в звуковом строе,
- ярко выраженная техника скольжения – глиссандирование,
- широко распространенная четвертитоновость,
- присущие жанру «грязные ступени»,
- эмоциональность,
- использование выкриков и распетых скороговорок, таких как «harpers» и «hollers».
Среди художественных признаков можно выделить:
- Строгость в соблюдении характера поэтического текста (извечные темы страданий, сильных душевных переживаний);
- Сформированность поэтической структуры;
- Специфику музыкально-выразительных средств, присущих в рамках этого жанра и их особенности;
- Импровизационную свободу.
В классическом представлении блюз – это вокал неотделимый от инструмента. При этом инструментальный элемент в блюзе воспринимается как составная часть вокальной партии: «Вокальная партия говорит, а инструментальная продолжает ее мысль или отвечает ей», именно в этом кроется выразительный смысл вокально-инструментального соотношения в блюзовой схеме [2, с. 219]. Несмотря на то, что первоначально в качестве инструмента видели исключительно гитару, в дальнейшем своем развитии, инструмент в блюзе приобрел более широкую разновидность (к примеру, «фортепианный», и др.).
Существенную роль в формировании блюза сыграл Африканский танец. Так, находясь в непосредственной близости с музыкальной культурой, именно он стал одним из ведущих видов творчества в африканской среде являясь: «характерным и органичным элементом его культуры» [4, с. 58]. Так, ритмические структуры, возникшие в синтезе танца и музыки, создали фундамент для развития афроамериканского музыкального мышления, а привезенные в Америку традиции африканского искусства оказали значительное влияние на образование в афроамериканской среде новых жанров.
Природу блюза можно охарактеризовать такими факторами, как двойственность, двенадцатитактовый период, композиционная неустойчивость, присущая многообразность стилистических штампов, сочиненно-импровизационная форма, звучание его всегда вариативно. Все это, безусловно, формирует неповторимость стиля нового пришедшего из американской культуры жанра – блюз.
Мировая музыкальная арена в рамках искусства XX века активно пополнялась новыми жанрами, кардинально отличающимися путем своего развития от предшествующих эпох и системы европейских музыкальных традиций. В свою очередь, эти жанры сыграли одну из ключевых ролей в формировании не просто структуры современного музыкального языка, а сформировали как современное направление, так и всю последующую музыкальную культуру в целом.
В современном культурном пространстве массовая музыкальная культура не только вышла на передний план, но и обошла высокое искусство выиграв первенство в своей развлекательной функции.
Жанр Блюз в своем многообразии и экзотичности, унаследованных от истоков афроамериканской культуры, весьма органично вписался в современное искусство.
Таким образом, история развития блюза вызывает интерес благодаря своей многогранности и красочности. На своем пути развития жанр претерпевал множество изменений на протяжении долгого времени, представляя из себя синтез многих национальных и культурных черт.