Процесс формирования функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе в первую очередь базируется на овладении школьником математической компетентности, предполагающей выявление простых математических зависимостей в окружающем мире, моделирование процессов и ситуаций с применением математических отношений и измерений, осознание роли математических знаний и умений в личной и общественной жизни человека; а также – развития мышления, способности распознавать и моделировать процессы и ситуации из повседневной жизни, которые можно решать с применением математических методов, способности самостоятельно делать осознанный выбор и т.д.
Изучение основных понятий начального курса математики и их свойств не является пропедевтическим, поэтому дальнейшее изучение курса математики происходит на основе сформированного объема математических знаний в начальной школе. Следовательно ставится задача формирования крепких математических знаний у учащихся начальной школы, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Целью исследования является поиск эффективных путей формирования и развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.
На уроках математики школьники учатся воспринимать, различать в окружающей среде отдельные предметы, сравнивать, выделять их свойства, «читать» пространственные признаки и соотношения на изображениях (рисунках, схемах и т.п.), различать форму, величину, размещение предметов на плоскости и пространстве, сравнивая изображения предметов с их реальными прообразами; усваивают условные обозначения, изучают многие фундаментальные математические понятия и термины, правила и закономерности, описывающих их свойства и соотношения. Слова, символы, графические образы становятся моделями реальных отношений и зависимостей.
Задача учителя – не только сформировать у учащихся те или иные математические понятия, постоянно воспринимать новую информацию (символическую, графическую, схематическую, словесную и т.п.), осмысливать ее, сравнивать с ранее сложившимися представлениями, понятиями, сведениями, различать существенные и несущественные признаки, выделять, сопоставлять известное и неизвестное, обобщать, классифицировать и возводить в систему полученные знания, использовать их в разных ситуациях, но и научить их свободно воспроизводить полученные знания устно и письменно, с помощью буквенной символики и сроков и т.п.
Основные компоненты функциональной грамотности на уроках математики включают математические знания и навыки, математическое самообразование, математический язык, целостное научное мировоззрение, математическое мышление [1, c. 12].
Познавательные математические упражнения должны быть простыми в содержании и структуре. Желательно применить их в игровой ситуации, потому что игровая деятельность естественна для детей начального школьного возраста.
Современный учитель математики подбирает различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями и использует богатый арсенал дидактического материала:
- выполнение системы учебно-познавательных упражнений с терминологическим направлением, предусматривающих выполнение арифметических действий над натуральными числами и величинами;
- выполнение упражнений с терминологическим направлением на чтение и запись математических выражений, уравнений, неравенств и других математических записей;
- выполнение задач по переходу от одной математической модели к другой;
- работа над словарем математических терминов;
- работа над пониманием и применением математических терминов;
- организация ученических устных и письменных сообщений по истории возникновения и развития математических понятий, терминов, символов и т.п.
Особое место среди них занимают упражнения с терминологическим направлением. Важно, что такие задачи способствуют усилению умственной нагрузки на школьников, позволяют привлечь к работе многих учеников, поддерживать быстрый темп урока, делают возможным проведение различных видов опроса учащихся.
Учебная эффективность таких упражнений значительно усиливается, если выполнять их с опорой на записи обучаемых терминов на доске или на отдельных листах. Это обеспечивает правильное соотнесение математических терминов и соответствующих понятий, позволяет учащимся не только воспринимать термины на слух, но и самостоятельно их читать или записывать.
Такие упражнения предполагают сознательное выполнение задания и оперирование соответствующими математическими терминами [2, c. 103].
Для решения упражнений с терминологическим направлением необходим активный поиск, в процессе которого учащиеся рассуждают, опираясь на понимание математического языка, математических терминов и символов, целостно воспринимают содержание задания, а уже потом решающие его, воспроизводят хорошо усвоенные действия и выражают или записывают окончательный ответ.
Упражнения с терминологическим направлением можно использовать на разных этапах уроков математики: проверки домашнего задания; устного счета и актуализации опорных знаний учащихся; первичного закрепления нового материала; обобщения и систематизации знаний и т.п. [3, c. 8].
Активно используются упражнения с терминологическим направлением для обогащения математической речи и пополнения математического словаря учащихся терминами, правилами, определениями. Поэтому следует учителю рассматривать упражнения на четкую формулировку учениками задач, своих соображений, объяснений, выводов, ответов с использованием нужных математических терминов.
В работе над изучением взаимных зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий этого можно достичь при выполнении, например, таких упражнений, предполагающих чтение математических символических записей в виде примеров или уравнений с разными арифметическими действиями [4, c. 127].
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе в процессе решения упражнений с терминологическим направлением обеспечивается при условии, что учащемуся будет предоставляться возможность самостоятельно открывать для себя новые знания. Учителю следует соотносить методы работы с содержанием учебного материала и интеллектуальными возможностями учащихся, вести контроль за математической речью учащихся (содержательность, словарный язык, четкость формулировок, их выразительность, образность, синтаксическая структура предложений и т.п.), создавать условия для развития творческого воображения учащихся.
Требования к структуре урока математики в начальной школе включают: четко определенные цели и задачи урока; определение типа урока; органическая связь всех частей урока; связь урока с предыдущим уроком и определение перспективы на следующий урок; выбор оптимальных исходя из целей и задач урока, методов изучения и закрепления нового материала; оптимальность домашней задачи (форма, объем, запись в дневнике, учет индивидуальных особенностей и т.д.) [5, c. 57].
Таким образом, современная начальная школа ставит задачу оптимизации математического образования учащихся, которые можно реализовать при условии использования в образовательном процессе новых образовательных технологий, осуществление отбора учителем методов и средств обучения, форм работы, дидактической и информационной оснастки уроков математики.
Использование упражнений с терминологическим направлением поднимает уровень усвоения учащимися математических знаний, развивает умения и навыки применять математические знания на практике, в реальной жизни, способствует развитию математического мышления, памяти, внимания учащихся, математической речи, обогащению математического словаря, активизации умственной деятельности учащихся, пробуждению интереса учащихся к обучению, ведь при их решении учителя имеют возможность комплексно реализовать образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения математике.