Эффективность контроля за техническим состоянием транспортных средств

В материалах статьи рассматривается вопрос об эффективности работы контрольно-пропускного пункта воинской части при выходе автотранспорта на линию и его возвращении.

Аннотация статьи
контроль-технический пункт (КТП)
воинская часть (В/Ч)
дорожно-транспортное происшествие (ДТП)
Ключевые слова

Интенсивность и загруженность на автомобильных дорогах нашей страны ежегодным увеличивается. Это вызвано увеличением автомобилей и все возрастающими потребностями в автомобильных перевозках. На сегодняшний день перевозка материальных средств, личного состава воинской части осуществляются не только по асфальтированным дорогам (автомагистралям), но и по дорогам не общественного пользования (такие как грунтовые, болотистые и т.д.). В связи с этим от водительского состава требуется добросовестная подготовка не только своего служебного автомобиля, но и непосредственно своя подготовка, дисциплинированность при управлении автомобилем. С учетом значительного увеличения автомобильного транспорта на дорогах общественного пользования достаточно много автомобилей иностранного производства с различным расположением рулевого управления, данная ситуация может повлиять на усложнение дорожно-транспортных происшествий и к этому ведут ряд причин:

  • низкая ответственность водительского состава;
  • отсутствие опыта вождения у водителей;
  • низкое качество подготовки водителей;
  • устаревшая учебно-материальная база для подготовки водителей;
  • не надлежащий контроль (проверка) медицинского контроля водителей;
  • низкий контроль при выпуске автомобилей на линию (в рейс);
  • увеличение скорости передвижения (потока) транспортных средств на дорогах.

На основании вышесказанного возрастает большая роль должностного лица, отвечающего за выпуск (начальник КТП) автомобилей воинской части на линию (в рейс). Целью контроля технического состояния начальником КТП является предупреждение невынужденных отказов или неисправностей служебного автомобиля, которые могут в дальнейшем привести к дорожно-транспортному происшествию или повлиять на исход ДТП. Поэтому огромное внимание следует уделять проверке технического состояния служебных транспортных средств при их выпуске на линию (в рейс) и возвращение на территорию парка воинской части, в том числе и контролю за водительским составом управляющего служебными автомобилями. Существующий контроль начальником КТП за техническим состоянием транспортных средств воинской части не освобождает от ответственности и командиров подразделений, которые также несут персональную ответственность за служебный автомобиль, выпущенный на линию (в рейс) в неисправном состоянии.

От качества работы за техническим состоянием начальником КТП при возврате с линии (рейса) зависят своевременное выявление и устранение неисправностей (отказов) служебных автомобилей. Поэтому должностной контроль (работу) на КТП следует организовать так, чтобы все автомобили осматривались лично, своевременно и качественно. Контроль за служебным автомобилем осуществляется как визуально, так и с применением переносных приборов, имеющегося у начальника КТП, в целях диагностики технического состояния автомобилей перед выездом на линию (рейс) из парка используются специальные приборы, манометры, газоанализатор, ключ динамометрический и т.д. Применение средств диагностирования позволяет максимально сократить время на проверку технического состояния выпускаемого автомобиля, это дает возможность исключить выпуск технически неисправных автомобилей на маршруты и тем самым предотвратить ДТП.

КТП оборудуется в закрытом отапливаемом и вентилируемом помещении и состоит из поста со смотровой ямой (эстакадой или полуэстакадой), комнатой для начальника КТП и набором унифицированных (специальных) контрольных приборов (инструментов).

При выезде на линию (в рейс) служебные автомобили проходят через КТП. При осмотре служебного автомобиля у водителя проверяется комплектность, наличие огнетушителя (ей), аптечки, знака аварийной остановки, светоотражающего жилета, обслужинность (автомобиль должен быть помыт), исправность световых и звуковых сигналов оповещения, также состояние всех жидкостей. Более детально проверяются автомобили, вернувшиеся с технического обслуживания или с ремонта. Порядок проверки технического состояния служебных автомобилей при выходе на линию (рейс) и при возвращении в парк воинской части проводится в соответствии с операционными картами имеющиеся в документации начальника КТП на каждый образец служебного автомобиля. Если при осмотре на автомобиле выявляются неисправности, указанные в операционных картах, техническо-эксплуатационной документации транспортного средства или Правилах дорожного движения, то такие автомобили не выпускаться на линию (в рейс), они незамедлительно направляются на пункт технического обслуживания и ремонта воинской части для устранения выявленных неисправностей.

В настоящее время важность качественной проверки технического состояния принимает на себя категория служебных автомобилей, которая осуществляет перевозку личного состава (такие как автобусы и микроавтобусы). В связи с этим актуальность проведения технического осмотра вышеуказанной категории автомобилей является не только перед выходом на линию (в рейс), но и по возвращению их с линии (рейса).

Рассмотрим оборудование и рабочую документацию начальника КТП.

Начнем с определения контрольно-технического пункта (КТП) – предназначен для проверки технического состояния выезжающих с территории парка и возвращающих в парк служебных транспортных средств, проверки наличия и правильности оформления путевой документации водителями транспортных средств и показаний спидометра.

КТП оборудуется:

  • письменный стол;
  • стул;
  • стенд с документацией;
  • шкаф;
  • часы;
  • переносной ящик для контрольно-измерительных приборов;
  • электрический фонарь;
  • газоанализатор или дымомер;
  • прибор для проверки люфта рулевого управления ТС;
  • деселерометр;
  • металлическая линейка;
  • прибор для проверки углов схождения-развала колес;
  • молоток с длинной рукояткой;
  • прибор для проверки правильности установки фар;
  • манометр шинный;
  • штангенциркуль;
  • тахометр;

Служебная документация начальника КТП:

  • инструкция начальника КПП;
  • инструкция по требованиям безопасности;
  • инструкции (руководства) по эксплуатации автомобилей, ГОСТы;
  • операционные карты на каждый образец;
  • инструкции по порядку проведения технического осмотра транспортных средств;
  • заполненные образцы путевой документации;
  • рабочая тетрадь;
  • перечень недостатков, из-за которых запрещен выход автомобиля из парка в/ч;
  • распорядок работы начальника КТП.

Порядок осмотра транспортных средств:

  • Двигатель (пуск, работа на малых оборотах);
  • Трансмиссия (состояние сцепления и работа РКП (АКПП));
  • Рулевое управление (люфт рулевого колеса);
  • Тормозная система (утечка жидкости, воздуха из системы);
  • Ходовая часть (рессоры, пружины, элементы подвески);
  • Кабина и кузов (повреждения кабины, запоры, крепежи);
  • Водительское место (рабочие приборы, стеклоочистители, омыватели);
  • Электрооборудование (звуковые, световые приборы).
  • Наличие медицинской аптечки, знаков аварийной остановки, средств пожаротушения, противооткатных упоров, запасного колеса.

Вывод

Подводя итог данной статьи, хотелось обратить внимание должностных лиц ответственных за выпуск транспортах средств на линию (в рейс) на важность их работы, так как от их принципиальности подхода к своей работе зависят жизнь и здоровье водительского состава и перевозимого личного состава. Данная должность несет в себе огромную ответственность не только уголовную, но и моральную, ведь от знания материальной части автомобилей и будет построена качественная работа должностного лица.

Текст статьи
  1. Ожогин С.В., Поправко Д.П., Терентьев А.С. Проблемные вопросы в оснащении бригады оперативного назначения войск национальной гвардии РФ диагностическим оборудованием и возможные пути их решения. Журнал «Наука и военная безопасность» № 4 (43), 2020 г., С. 87-90.
  2. ГОСТ Р51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. М.: Стандарт информ, 2018.
  3. Поправко Д.П., Гулин А.С., Сафронов П.А. Существующие методы оценки эффективности подвижных средств технического обслуживания и ремонта: Межвузовский сборник научно-практических материалов. Пермь, 2021 – С. 96-100.
  4. Приказ Федеральной службы ВНГ РФ от 2 февраля 2018 г. №30 «О требованиях к оборудованию парков воинских частей и мест хранения (стоянки) транспортных средств войск национальной гвардии Российской Федерации».
  5. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022618994 Российская Федерация. Программа для расчёта эффективности контроля за техническим состоянием автомобильной техники территориальных органов: № 2022617389: заявл. 22.04.2022: опубл. 18.02022 / В.В. Лобовиков, Д.С. Енин, В.В. Волков [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное учреждение высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва» Министерства обороны Российской Федерации. – EDNDAXCSP.
Список литературы