Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью системы образования Российской Федерации. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
На сегодня одной из самых важных задач современного образования выступает обеспечение качества в дошкольной образовательной организации. На современном этапе качество образования – это не только соответствие знаний воспитанников, заявленные в государственном образовательном стандарте, но и успешная деятельность всего образовательного учреждения, а также деятельность каждого педагога в отдельности и заведующей в направлении обеспечения качества предоставленных образовательных услуг.
Управленческая деятельность в современном развивающемся дошкольном учреждении должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым качественным состоянием образовательного процесса; достигнутыми и требуемыми результатами развития детей согласно государственному стандарту образования с учетом возможностей каждого ребенка. Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи.
Для обоснованного руководства необходимо иметь объективную картину состояния управляемой системы и всех изменений, происходящих в ней, т.к. важно обеспечивать обратные связи между управляющей и управляемой системами (связи функционирования). Решая задачи сегодняшнего дня, руководство должно четко определять перспективные и оперативные цели, рассчитывать деловые связи и двухсторонние отношения всех участников образовательного процесса – с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой. Это представляется возможным при условии правильной организации мониторинга качества образования.
Мониторинг качества образования – систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг. Проводится в целях развития учреждения, выявления результатов его деятельности и определения их соответствия стандартам и требованиям дошкольного образования, позволяет своевременно предотвращать возможные проблемы.
Мониторинг в ДОУ связан с исследовательской и аналитической работой, с выделением проблемных зон, на решение которых должен быть мобилизован весь коллектив и предполагает обязательное составление программы.
При создании программы мониторинга в своем учреждении мы применяем следующий алгоритм:
- определение и обоснование объектов мониторинга;
- нахождение подходящих методов мониторинга объекта;
- планирование и осуществление процедуры мониторинга;
- анализ, систематизация, структурирование полученных материалов;
- оценка и интерпретация данных;
- соотнесение с результатами предшествующих мониторингов;
- прогнозирование возможных изменений в объекте мониторинга;
- принятие управленческих решений.
Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:
- осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
- прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса;
- обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
- определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.
Целью является выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования.
Непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и факторы, которые вызывают эти изменения. Осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в ДОУ. Повышать мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг. Вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования.
В современных условиях развития системы дошкольного образования к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. Динамично меняющийся социум обязывает их быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать создавшиеся ситуации, адекватно на них реагировать и не менее важно уметь составлять прогноз, отраженный в программе развития учреждения.
Управленцы, не располагающие объективной оценкой результатов образовательной деятельности, проверенной информацией о состоянии дел не могут удовлетворить соответствующие информационные запросы родителей, работодателей, общественности в целом. Знание о сравнительной эффективности ДОУ нужны в первую очередь самим дошкольным учреждениям, их руководителям, которые должны иметь представление о том, как они выглядят на фоне других.