Главная
АИ #11 (141)
Статьи журнала АИ #11 (141)
Перспективы развития ДОУ путем мониторинга качества образования

Перспективы развития ДОУ путем мониторинга качества образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мониторинг качества образования
ДОУ
стандарт
образование

Аннотация статьи

Исследование посвящено анализу существующих перспектив развития ДОУ путем мониторинга качества образования.

Текст статьи

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью системы образования Российской Федерации. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

На сегодня одной из самых важных задач современного образования выступает обеспечение качества в дошкольной образовательной организации. На современном этапе качество образования – это не только соответствие знаний воспитанников, заявленные в государственном образовательном стандарте, но и успешная деятельность всего образовательного учреждения, а также деятельность каждого педагога в отдельности и заведующей в направлении обеспечения качества предоставленных образовательных услуг.

Управленческая деятельность в современном развивающемся дошкольном учреждении должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым качественным состоянием образовательного процесса; достигнутыми и требуемыми результатами развития детей согласно государственному стандарту образования с учетом возможностей каждого ребенка. Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи.

Для обоснованного руководства необходимо иметь объективную картину состояния управляемой системы и всех изменений, происходящих в ней, т.к. важно обеспечивать обратные связи между управляющей и управляемой системами (связи функционирования). Решая задачи сегодняшнего дня, руководство должно четко определять перспективные и оперативные цели, рассчитывать деловые связи и двухсторонние отношения всех участников образовательного процесса – с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой. Это представляется возможным при условии правильной организации мониторинга качества образования.

Мониторинг качества образования – систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг. Проводится в целях развития учреждения, выявления результатов его деятельности и определения их соответствия стандартам и требованиям дошкольного образования, позволяет своевременно предотвращать возможные проблемы.

Мониторинг в ДОУ связан с исследовательской и аналитической работой, с выделением проблемных зон, на решение которых должен быть мобилизован весь коллектив и предполагает обязательное составление программы.

При создании программы мониторинга в своем учреждении мы применяем следующий алгоритм:

  • определение и обоснование объектов мониторинга;
  • нахождение подходящих методов мониторинга объекта;
  • планирование и осуществление процедуры мониторинга;
  • анализ, систематизация, структурирование полученных материалов;
  • оценка и интерпретация данных;
  • соотнесение с результатами предшествующих мониторингов;
  • прогнозирование возможных изменений в объекте мониторинга;
  • принятие управленческих решений.

Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:

  • осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;
  • прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса;
  • обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;
  • определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.

Целью является выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования.

Непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и факторы, которые вызывают эти изменения. Осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в ДОУ. Повышать мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг. Вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования.

В современных условиях развития системы дошкольного образования к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. Динамично меняющийся социум обязывает их быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать создавшиеся ситуации, адекватно на них реагировать и не менее важно уметь составлять прогноз, отраженный в программе развития учреждения.

Управленцы, не располагающие объективной оценкой результатов образовательной деятельности, проверенной информацией о состоянии дел не могут удовлетворить соответствующие информационные запросы родителей, работодателей, общественности в целом. Знание о сравнительной эффективности ДОУ нужны в первую очередь самим дошкольным учреждениям, их руководителям, которые должны иметь представление о том, как они выглядят на фоне других.

Список литературы

  1. Воротилов, В. И. Определение качества образования в новой парадигме управления [Текст] / В. И. Воротилов. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 215 с.
  2. Генов, Ф. Психология управления [Текст] / Ф. Генов. - М. : Восхождение, 2015. - 150 с.
  3. Зайцев, В. Мониторинг как способ управления качеством образования [Текст] / В. Зайцев // Народное образование. - 2016. - № 9. - С. 83–92.

Поделиться

836

Помогаева Е. С. Перспективы развития ДОУ путем мониторинга качества образования // Актуальные исследования. 2023. №11 (141). Ч.II.С. 57-58. URL: https://apni.ru/article/5838-perspektivi-razvitiya-dou-putem-monitoringa

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря