На сегодняшний день профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. В целом, данный факт обусловлен современным интенсивным развитием общества, которое диктует новые правила и условия образования и воспитания ребенка как личности, готовой к инновационному обществу.
Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов [3]. Как правило, работа в направлении профессиональной ориентации детей делится на три этапа:
- Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий, или допрофессиональное самоопределение. Реализация этапа осуществляется в возрасте с 2,5-3 лет до 10-12. Как правило, этап делится на два подэтапа – эмоционально-образный и пропедевтический.
- Профессиональное самопознание. Этап реализуется в возрастных рамках 5-9 классов. Как и предыдущий, данный этап делится также на два подэтапа: поисково-зондирующий и развитие профессионального самоопределения.
- Профессиональное самоопределение, делящееся на три этапа: уточнение социально-профессионального статуса (как правило, реализующийся в 10-11 классах), вхождение в профессию (процесс профессионального обучения), развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности [1].
Несмотря на достаточно ранний возраст для определения собственного стремления в мире профессий, для дошкольного возрастного периода достаточно важно создать опорную платформу, от которой ребенок сможет двигаться дальше в образовательном потоке. Как правило, при вопросе у ребенка младшего школьного возраста «Зачем ты учишься?» мало кто из детей отвечает «Для себя»: большинство ответов сводится к вариантам «Чтобы не расстраивать родителей», «Потому что требует учитель» и подобного рода варианты ответов. Однако уже на данном этапе важно, чтобы ребенок осознавал важность образования для себя, для собственного будущего. В связи с этим ранняя профориентация приобретает большое значение.
Как правило, в рамках деятельности дошкольной образовательной организации профессиональная ориентация представляет собой совокупность мероприятий, направленных на формирование общего представления дошкольников о разных профессиях, а также на развитие интереса или увлеченности какой-либо из них. Главная задача ранней профориентации – способствование созданию платформы для осознанного дальнейшего выбора профессии, помощь в самоопределении, выявлении и развитии индивидуальных способностей и возможностей.
Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:
- информирование – передача сведений,
- диагностика – оценка индивидуальных особенностей,
- консультирование – помощь в разрешении проблем.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
В силу возрастных и психологических особенностей дошкольный период определяется исследователями как подготовительный, формирующий базу для активной учебной деятельности. Профессиональное самоопределение ребенка тесно связано с процессом становления его как личности, поэтому очень важно ставить вопрос о самоопределении в профессиональном мире уже на ранних этапах. Логично полагать, что во взрослой жизни ребенок не будет работать по профессии, выбранной в детском саду, однако здесь важно другое – факт стремления ребенка к самоопределению, формировании системы мотивов.
Бесспорно, сегодня в дошкольных образовательных организациях реализуются различные образовательные программы. К сожалению, также нужно признать факт того, что, несмотря на большое количество разработанных программ, в большинстве из них не подразумевается ознакомление детей с трудом взрослых и профессиями как самостоятельная образовательная задача, а реализуется параллельно в текущем образовательном процессе. В качестве примера рассмотрим программу «Детство», разработанную под редакцией В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной. Согласно рабочей программе, задачи трудового воспитания и развития детей включены в образовательную область «Труд», которая, в свою очередь, также делится на два раздела – «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд». Разделы представляют собой интеграцию знаний с такими образовательными областями, как «Познание», «Коммуникация», «Социализация», что в совокупности позволяет расширить представление дошкольника о мире профессий. Однако, как мы видим, отдельно вынесенных областей, касающихся изучения мира профессий и самоопределения, тут нет.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно. Процесс реализации профессиональной ориентации дошкольников реализуется, начиная с 3 лет, когда ребенок уже сформирован как личность и способен высказать собственные предпочтения. При этом формы реализации представляют собой обширны круг, применение которых проходит в рамках образовательной деятельности:
- в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической);
- в процессе специально организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений.
И.С. Маматова выделяет следующие направления работы по формированию профессионального самоопределения:
- приближение детей к труду взрослых;
- ознакомление детей с трудом взрослых;
- совместная деятельность детей и взрослых [2].
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
При этом следует помнить, что в практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Таким образом, можно подвести итог, что работа по формированию у детей профессионального самоопределения реализуется в процессе образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.