Главная
Конференции
Инновационные направления исследований в сфере социально-гуманитарных наук
Организация занятий по правилам дорожного движения в детском саду с помощью игро...

Организация занятий по правилам дорожного движения в детском саду с помощью игровой деятельности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дорожное движение
безопасность
дошкольники

Аннотация статьи

Данная статья направлена на краткий обзор методической организации преподавания правил дорожного движения в дошкольных образовательных организациях, а также на анализ игровой деятельности как ведущего инструмента формирования дорожной грамотности ребенка.

Текст статьи

На сегодняшний день интенсивная урбанизация диктует образовательным организациям необходимость постоянного контроля безопасности обучающихся. Особое внимание при этом уделяется проблеме формирования грамотности обучающихся в области знаний правил дорожного движения. Интенсивность движения на дороге, постоянный рост числа машин, регулярная близость детей к проезжей части обуславливает важность воспитания культуры дорожного движения детей с малых лет, в связи с чем подобные темы являются неотъемлемой частью образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Процесс формирования дорожной грамотности у дошкольников – длительный процесс, начинающийся с младшей группы и характеризующийся постепенным усложнением программы. Для каждой возрастной группы разработаны определенные принципы правил дорожного движения, методическая литература, разработки методического и дидактического содержания.

К числу основных задач занятий воспитателей с детьми по ПДД можно отнести следующие:

  • развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентировки на улице;
  • совершенствование форм и методов работы ДОУ по пропаганде правил дорожного движения;
  • усиление роли педагогического коллектива, родителей в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения среди детей;
  • формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

Методическими формами реализации воспитательной деятельности в области формирования дорожной грамотности сегодня являются:

  1. Теоретические занятия с детьми, направленные на расширение представления детей о понятии безопасности на дороге, правилах дорожного движения и поведения на дороге.
  2. Практические занятия в виде экскурсий по улицам населенного пункта.
  3. Наблюдение за проезжим транспортом.
  4. Применение сюжетно-ролевых игр на тему дорожного движения.
  5. Проведение консультативных бесед с сотрудниками ГИБДД.
  6. Организация развлекательных мероприятий по теме дорожного движения (праздники, квесты, соревнования).
  7. Организация конкурсных выставок поделок и рисунков на тему дорожной безопасности.
  8. Консультации и совместные мероприятия с родителями.
  9. Совместная с детьми разработка и создание макетов и дидактического материала по теме безопасности дорожного движения.

Наибольшей популярностью, бесспорно, пользуются игровая технология. Игровая технология – это целостный комплекс методов и приемов, направленных на активизацию знаний обучающихся. За счет затрагивания различных сфер деятельности игровая деятельность позволяет решить большинство метапредметных задач, что дает этой технологии характеристику методов активного обучения. Как метод обучения, игра берет начало с древних времен, но со временем не только не потеряла актуальности, но и приобрела более важные роли в решении педагогических задач.

Игровая технология всегда направлена на большое количество педагогических и воспитательных задач. Она развивает наблюдательность и навыки различать отдельные свойства предметов, а также выявления их существенных признаков. Другими словами, игра как метод обучения оказывает существенное влияние на интеллектуальное формирование обучающихся, совершенствуя их внимание, мышление, творческие способности.

Игровому методу отвели немаловажную роль в формировании дорожной грамотности дошкольников. Основными целями применения игровой деятельности в ходе изучения правил дорожного движения можно назвать:

  • развитие критического мышления;
  • повышение интереса к изучению правил безопасности на дороге;
  • обеспечение формированию личностных качеств дошкольников;
  • способствование коммуникативных способностей;
  • привитие доброжелательности и активности в «повседневной» жизни;
  • создание условий для практического применения уже полученных знаний.

Реализация игровых методов и приемов происходит по следующим принципам:

  1. Постановка дидактических целей перед обучающимися в виде игровой задачи
  2. Построение учебной деятельности на уроке в соответствии с поставленными игровыми правилами
  3. Прогнозирование выполнения дидактических заданий в связи с планируемым игровым результатом.

Игровая технология всегда направлена на большое количество педагогических и воспитательных задач. Она развивает наблюдательность и навыки различать отдельные свойства предметов, а также выявления их существенных признаков. Другими словами, игра как метод обучения оказывает существенное влияние на интеллектуальное формирование обучающихся, совершенствуя их внимание, мышление, творческие способности.

Подводя итог, можно сказать, что игровая технология за счет охватывания большого количества сфер деятельности позволяет решить широкий спектр педагогических целей и задач. На основе этого игровую деятельность можно определить как многогранное педагогическое явление, которое при методологически верно поставленной и реализованной в образовательном процессе работе является эффективной технологией, позволяющей сформировать представления дошкольников о правилах дорожного движения.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 201
  2. Григорьев, И. С. Игровые технологии в дополнительном образовании // Молодой ученый. - Москва, 2016. – 1-3с.
  3. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. Практико-ориентированная монография. – Москва, 2008. – 268с.
  4. Кузнецова, Т. Г. Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения / Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, А. Ф. Новикова // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 343-347.
  5. Игровые технологии нового поколения. [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/igrovie-tehnologii-novogo-pokoleniya-1302454.html.

Поделиться

521

Орлова С. П., Рыжкова О. Н. Организация занятий по правилам дорожного движения в детском саду с помощью игровой деятельности // Инновационные направления исследований в сфере социально-гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 43-45. URL: https://apni.ru/article/5877-organizatsiya-zanyatij-po-pravilam-dorozhnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря