Секция

Филологические науки

Ключевые слова

красота
стереотип
стандарт
женщина
эволюция
идеал
внешность
образ

Аннотация статьи

В данной статье проведен анализ целостного системного представления о красоте. Рассмотрены идеалы и каноны женской красоты всех времен. Так же выделяются основные критерии женской красоты. В статье просматривается эволюция стандартов красоты с доисторического времени по сегодняшние дни.

Текст статьи

Сегодня мы живем в мире, где красота определяется тем, как женщины выглядят и одеваются. Женщинам часто очень трудно соответствовать постоянно меняющимся стандартам красоты нашего современного общества. Наш мир эволюционировал и всегда продолжает изменять то, что считается «прекрасным». Идеалы красоты меняются со временем. Канон красоты претерпел множество трансформаций. Изменения с течением времени были вызваны культурными изменениями, также и историческими фактами. «Идеальное» женское тело сильно изменилось с годами, хотя основа женской формы осталась прежней. С древних времен красоту воспринимали как внешнее проявление божественной гармонии, совершенства, неповторимости и многообразия. В античном мире признавали, что они скорее знают, что красиво, а не что такое красота.

Красота – очень емкое понятие. «Краса, благолепие, изящество, нарядность, прелесть, пригожесть» – вот неполный перечень синонимов, который дает этому определению словарь русских синонимов под редакцией Н. Абрамова [2, c.191]. Сергей Иванович Ожегов даёт такое толкование этому слову «Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» [1, с.1096].

Один из самых ранних когда-либо обнаруженных образцов древнего искусства – палеолитическая Венера – является первобытным символом идеализированной женщины. Первые предметы культуры изображали именно женщину – это последствия матриархата. Эти находки имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга матери богов. Венера Виллендорфская – статуя, созданная где-то между 29500 лет назад, – это воплощение представлений о плодородии.

В доисторические времена женщины с очень пышными формами считались красивыми, а в Древнем Египте восхищались стройными женщинами с тонкими чертами лица. Оценить идеалы женской красоты Месопотамии того времени не так просто, поскольку изображение женщины не входило в круг основных тем древней культуры. Сохранился лишь один рельеф с изображением женщин. Это знаменитая сцена пира царя Ашшурбанипала с женой в беседке, увитой виноградом. Ашшурбанипал возлежит на ложе, жена сидит у его ног на высоком кресле, прислужницы овевают ее опахалами. Но всё же об идеалах женской красоты Междуречья можно судить по изображениям великой богини Иштар, множество статуэток и изображений которой хорошо сохранилось до наших дней.

Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое.

Школа Пифагора связывала воедино красоту и математику, отмечая, что предметы, чьи пропорции находятся в соответствии с золотым сечением, кажутся более красивыми. Классическая греческая архитектура основывалась на этом понимании красоты.

Греки давали определение красоты буквально благодаря Гесиоду, писателю VIII-VII веков до нашей эры, который описал женщину как «прекрасное зло». Она была злом, так как была красива, и была красива, потому что она была злом. Древние статуи показывают нам идеализированную художниками форму женщин – широкие бёдра, полная, но небольшая грудь, и не совсем плоский живот. Но греки выражали красоту, опираясь не только на какое-то субъективное восприятие, они прибегали к математике привлекательности. Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см – таковы были идеальные параметры для женщины в Древней Греции.

В эпоху Возрождения Идеализированные женщины художников вроде Рафаэля обычно были пышными, бледными, но со слегка покрасневшими щеками и мягкими круглыми лицами. С эпохой Возрождения начался переход от простого рассмотрения женщин как объектов плодородия к объектам похоти и красоты, но каноны красоты в Европе всё также находились в сильной зависимости от религиозности общества. Девушки надели испанские корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, который весил внушительно и был похож на латы. Такой корсет делал фигуру женщины абсолютно плоской, одежда деформировала тело. Девочкам на ночь на грудную клетку накладывали свинцовые плиты, чтобы грудь не развивалась.

В 1900 году женская одежда была громоздкой и роскошной. То время характеризовалось S-образной фигурой, которая, как ожидалось, должна была быть у этих женщин. Эта фигура появилась благодаря одежде, которая выдвигала грудь вперед, а бедра назад, создавая S. Ожидалось, что женщины будут ходить вразвалку с такой формой и плотно облегающей одеждой. Женственность изображалась как стройная и высокая, с широкими бедрами. Настоящая женщина была в курсе модных тенденций и оставалась активной и физически подтянутой.

1920-е, или бурные двадцатые, были временем более повседневной одежды, молодых незрелых женщин, мало считавшихся с нормами поведения. У этих женщин был непринужденный стиль и беззаботное отношение. Ожидалось, что у «красивых женщин» будут более короткие волосы, маленькая грудь и прямая мальчишеская фигура. Ожидалось, что женщины 1920-х годов часто сидели на диете и занимались физическими упражнениями, чтобы оставаться очень стройными.

Во время Великой депрессии, 1930-е-1940-е годы, женщины склонялись к традиционной и простой одежде. Юбки стали длиннее, плечи шире. Ожидалось, что у женщин будет естественная линия талии, женская одежда, ориентированная на практичность, из таких тканей, как нейлон, простые жакеты и блузки. От этих женщин часто ожидали, что они будут пышными и подчеркнут свои женственные черты, чтобы избежать «слишком худого» образа.

Идеальные женщины 1950-х годов оставались полнотелыми, с чувственным взглядом, напоминающим песочные часы. Голливуд становился все более популярным, создавая новых икон моды, таких как Мэрилин Монро, и расширяя возможности для этого десятилетия. Ожидалось, что женщины выйдут из дома безупречно выглядящими, с идеальной кожей и макияжем.

1960-е годы резко изменились по сравнению с 1950-ми. Теперь ожидалось, что женские тела будут «ветвистыми» и лишенными изгибов и формы. Твигги была известной моделью в 1960-х годах и подталкивала женщин к тому, чтобы они были настолько худыми, насколько это возможно. У этих женщин была минимальная грудь, маленькие бедра и мальчишеская фигура. К концу 1960-х годов появился стиль хиппи, и фигура песочных часов вновь появилась.

В 1970-х годах худоба стала новым идеальным образом тела. Женщинам было рекомендовано избавиться от всего лишнего жира в организме, а также от изгибов и большой груди. Некоторые женщины стали опасно худыми, чтобы вписаться в современное общество. Волосы были длинными, а макияж – минимальным, чтобы придать лицу естественность.

1980-е годы привели к расцвету «жесткого тела» и худощавого телосложения. Супермодели стали очень популярными и создали нереалистичную картину для женщин. Эта эпоха также сделала больший акцент на фитнесе, сделав подтянутые, но не чрезмерно мускулистые тела самыми желанными для женщин.

На протяжении 1990-х годов женщин подталкивали к тому, чтобы они были стройными, но при этом имели большую грудь, чтобы соответствовать образу Памелы Андерсон «Спасатели залива». 90-е также принесли с собой «героиновый шик», который противопоставлялся внешности супермодели 1980-х. В 90-е годы американские женщины столкнулись с невозможным стандартом красоты. Ожидалось, что они будут костлявыми и с нездоровым ИМТ.

Потом началась эпоха Кардашьян, которая резко развернула тренд на худобу в сторону пышных форм. Такой поворот связан с ростом влияния афро-американского и латино-американского населения на культуру Америки – основного трендмэйкера. Появление Дженифер Лопес на сцене и в кино, распространение и популяризация рэп-культуры чернокожих, для которых худоба никогда не была естественной, явили миру феномен Ким Кардашьян, которая крутизной своих бёдер открыла двери плеяде певиц и моделей с часто силиконовыми пышными грудями и бедрами.

Красота сегодня – это внешняя красота, физическая привлекательность. Многие из нас обращают внимание на внешний вид потенциального партнера. Женская красота 2022 года полностью противоречит критериям, которые были пару лет назад. Идеалы и понятие эталон красоты меняется с немыслимой скоростью. Сегодня девушки стремятся быть естественными. Отказываются от накаченных губ, груди 3 размера. Стирают нарисованные брови, позволяя отрасти свои. Снимают наращенные ногти, только натуральные ухоженные ногти.

То, что в прошлом году считалось идеальным и актуальным, сегодня стараются забыть и изменить. Девушкам надоело быть похожими на манекенов, которыми манипулируют. Они хотят быть желанными, благодаря природной красоте.

Несмотря на то, что сегодня на женщине по-прежнему оказывают давление, требуя совершенства, общество прошло долгий путь. Стандарты красоты не важны. Счастье и уверенность в себе являются ключевыми и могут помочь женщинам стремиться к своим целям. Стандарты красоты изменились, эволюционировали и даже улучшились, но нам еще предстоит пройти долгий путь.

Список литературы

  1. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка» – 1960. – 3423 с.
  2. Абрамов Н. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.» – 1999. – 505 с.
  3. Найденская Н.Г., Трубецкова И.А. «Код внешности от головы до пальцев ног.» – 2021. – 334 с.
  4. https://www.theatlantic.com/science/archive/2017/05/how-beauty-evolves/525741/
  5. Жан Делюмо. «Цивилизация Возрождения».– 2006. – 720 с.
  6. Наоми Вульф. «Миф о красоте. Стереотипы против женщин». – 2002. – 500 с.

Поделиться

1122

Быкова Т. А. Стандарт и эволюция женской красоты // Роль социально-экономических, общественных и гуманитарных наук в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 9-12. URL: https://apni.ru/article/5989-standart-i-evolyutsiya-zhenskoj-krasoti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря