В эпоху романтизма рождается новое понимание аппликатурных средств, подвластных руке исполнителя, расширяются выразительные возможности фортепиано как инструмента. Значительное воздействие на стиль игры и на способы звукоизвлечения оказало изобретение в 1781 г. демпферной педали. Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт в своем творчестве широко использовали возможности правой педали фортепиано. Их наследие немыслимо без педальных звучностей. Кроме того, в 1821 г. С. Эраром впервые был применен механизм двойной репетиции, получивши применение в творчестве композиторов-романтиков. Каждый из названных композиторов использовал свои авторские аппликатурные приемы.
Р. Шуман широко применяет контрастную и имитационную полифонию наравне с гомофонно-гармоническими видами фактурного изложения, комбинируя использование традиционных аппликатурных приемов с приемами, характерными для полифонического письма – перекладыванием, скольжением и беззвучной подменой.
Для письма И. Брамса характерно изложение терциями и секстами, а также параллелизм. Предпочтения Брамса связаны с крупной техникой – октавами и аккордами. Показательным в этом плане является его «51 упражнение», где наряду с разработкой названных видов техники Брамс значительное внимание уделяет терциям и секстам, а также преодолению различных полифонических и ритмических трудностей, наиболее часто встречающихся в произведениях романтиков.
В эпоху романтизма ключевую роль в изменении аппликатурных принципов сыграли Ф. Шопен и Ф. Лист. Среди предшественников и современников Ф. Шопена господствовала установка, согласно которой необходимо было стремиться к возможно более ровному положению пальцев на клавиатуре. Играть следовало таким образом, чтобы короткие пальцы – 1-ый и 5-ый находились как бы на белых клавишах, а длинные при этом были согнуты. При игре необходимо было стремиться к отчетливости и ясности звучания, вырабатывая силу и ровность пальцевого удара. Ф. Шопен, будучи гениальным педагогом, утверждал, что все пальцы от природы индивидуальны, и именно это качество необходимо использовать. Шопен стремился к раскрытию звуковых возможностей каждого пальца, к охвату как можно большего количества клавиш при одном положении руки. В эпоху классицизма использование первого пальца на черных клавишах было допустимо только в аккордах и арпеджио. Шопен же принципиально по-новому применял крайние пальцы на черных клавишах, повсеместно используя первый палец после пятого и наоборот, что было связано с попеременным чередованием широкой и собранной позиций руки. Исследователи творчества Шопена отмечают, что его руки и кисти были очень гибкими, а сам Шопен считал природную гибкость основой гибкости ритмической. «Шопен стремился, во имя достижения мягкой звучности и естественности исполнения, к сохранению гибкости кисти при любых комбинациях пальцев, к плавной смене позиции руки». Он старался найти приемы и положения руки, наиболее подходящие для достижения совершенного legato.
Шопен широко использовал подкладывание первого пальца не только под пятый, но и под второй, третий и четвертый пальцы. Он также широко использовал крайние пальцы на черных клавишах. Ярчайшее воплощение это нашло в его Этюдах op.10. Я. Мильштейн отмечает, что в свое время такое нововведение произвело настоящую революцию. Такие видные музыканты и педагоги, как Ф. Калькбреннер, И. Мошелес и Ф. Мендельсон считали, что Ф. Шопен использует столь необычную аппликатуру из желания быть оригинальным. Однако композитор считал её наиболее удобной и целесообразной для достижения связности, беглости и певучести в технически сложных произведениях.
Другие аппликатурные нововведения Ф. Шопена связаны с решением им художественных задач. Это беззвучная подмена пальцев, взятие двух нот одним и тем же пальцем, использование одного и того же пальца на разных клавишах (с учетом их индивидуального своеобразия), перекрещивание и подкладывание 1-го, 2-го, 3-го и 4-го пальцев и скольжение. Кроме того, Шопен применял аппликатуру широких расстояний и параллелизм в пассажах.
Новое слово принадлежит Шопену в области изучения гамм. Вопреки распространенной до настоящего времени практике начинать обучение игре гамм с тональности до мажор, польский пианист считал необходимым изучать гаммы, начиная с си мажора, потому что позиция пальцев при игре этой гаммы идеально совпадает с анатомическим строением руки и учитывает индивидуальные особенности каждого пальца.
Современник Ф. Шопена, один из почитателей его творчества, Ф. Лист также привнес немало нового в аппликатурные тенденции своего времени. Он создал собственную стилистику игры, в которой аппликатура полностью была подчинена художественным задачам. Он также без ограничений применял крайние пальцы на черных клавишах, использовал перекрещивание и позиционную игру на широких расстояниях. Он был противником какой-то единой, пригодной для любого случая аппликатуры. Его позиция была основана на утверждении, что каждый отдельный случай требует собственных аппликатурных решений. Данный подход был позднее поддержан крупнейшими композиторами и остался приоритетным до настоящего времени.
В XX веке появляются новые направления в развитии теории пианизма и фортепианной педагогики, напрямую повлиявшие на эволюцию аппликатуры. Среди таких направлений необходимо назвать анатомо-физиологическую школу и психотехническое направление. Анатомо-физиологическое направление, по справедливому замечанию Когана, имело больше недостатков, чем достоинств, и опиралось на теорию об анатомическом строении руки. Психотехническое направление, утверждая, что техника – явление психическое и развивается в процессе работы над музыкальными произведениями, оказалось более жизнеспособным. Основные положения данного направления разделяли наиболее значительные представители советского пианистического искусства – Г.Г. Нейгауз, Савшинский, Св. Рихтер, Гольденвейзер, К.Н. Игумнов и многие другие.
Выводы. Таким образом, представление об аппликатуре в работах зарубежных музыкантов изменялось с течением времени. Творчество крупнейших композиторов оказало определяющее влияние на развитие аппликатурных взглядов. Так, от четырехпальцевой игры с преобладанием перекладывания 3-го и 4-го пальцев, закрепленного в трактатах Х. Бермудо, Сен-Ламбера, Г.С. Лелейна и Т. де Санкта-Мария, развитие музыкальной мысли шло в направлении расширения числа используемых пальцев, постепенно высказываясь за освобождение кисти и за естественное положение руки на клавиатуре. В творчестве композиторов-классиков произошло окончательное закрепление пятипальцевой позиции и закрепилось подкладывание первого пальца под 3-ий и 4-ый при игре гаммообразных пассажей. Композиторы-романтики, трактуя фортепиано как инструмент, способный передать звучание симфонического оркестра, перешагнули сложившиеся ранее стереотипы. Подлинным завоеванием эпохи романтизма стало понимание того, что предназначение аппликатуры состоит в том, чтобы решать художественные задачи, служить задачам воплощения образности.