Главная
Конференции
Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности
Поэтика песни для экрана: особенности лексики и структуры текста в киномузыке

10.5281/zenodo.15795997

Поэтика песни для экрана: особенности лексики и структуры текста в киномузыке

26 апреля 2023

Секция

Искусствоведение и культурология

Ключевые слова

экранная песня
киномузыка
поэтика текста
лексика
стилистика
структура песни
мультимодальность
нарратив
медийная лингвистика

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу поэтики песенного текста, созданного специально для кинематографа. В центре внимания – лексико-стилистические и композиционно-структурные особенности таких текстов, их взаимодействие с визуальным и музыкальным рядом, а также функциональная роль в драматургии экранного произведения. В исследовании рассматриваются ключевые принципы построения экранной песни, выявляется различие между кинопесней и другими жанрами, проводится частотный и стилистический анализ текстов. Особое внимание уделяется кейс-анализу отечественной и зарубежной киномузыки (на примере «Бременских музыкантов» и «Frozen»), демонстрирующему, как текст песни влияет на восприятие и развитие кинематографического повествования. Работа опирается на междисциплинарные методы и актуальные медиалингвистические подходы. В заключение обозначены перспективы дальнейших исследований в области экранной поэтики и медийной лингвистики.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом к комплексному анализу медийных форм искусства, где песня становится важным инструментом смысловой и эмоциональной экспрессии. В современном кинематографе музыкальные композиции с вокальным сопровождением нередко выходят за рамки фонового сопровождения и выполняют ряд художественных и нарративных функций: характеризуют персонажа, транслируют его внутреннее состояние, создают эмоциональную атмосферу сцены или даже двигают сюжет вперёд.

Песни, написанные специально для экрана, обладают особыми лексико-стилистическими чертами, отличающимися от текстов концертных или популярных композиций. Они часто подчинены общей драматургии произведения и находятся в тесном взаимодействии с визуальным и музыкальным компонентами.

Современные исследования в области поэтики, лингвистики и медиаискусства всё чаще указывают на необходимость изучения таких текстов как самостоятельного объекта анализа. Однако в научной литературе по-прежнему недостаточно системных работ, посвящённых именно структурно-лексическим особенностям кинопесни в её интеграции с экранным действием. Особенно остро ощущается нехватка сопоставительных исследований, раскрывающих сходства и различия текстов песен в зависимости от жанра фильма, культурной традиции и языковой специфики. Кроме того, наблюдается тенденция к упрощению текстов в массовой музыкальной культуре, что повышает интерес к изучению устойчивых поэтических стратегий в области киномузыки, способных сохранять художественную выразительность в условиях массового восприятия.

Всё это определяет научную и практическую значимость данного исследования и его вклад в развитие современной лингвистической, культурологической и медиакоммуникативной мысли.

Цель исследования

Целью данного исследования является выявление и систематизация лексико-стилистических и композиционно-структурных особенностей песенных текстов, созданных специально для кинематографа, с учётом их художественного взаимодействия с визуальным рядом и музыкальной композицией.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования включали тексты песен, написанных для отечественных и зарубежных экранных произведений (фильмы, анимация, сериалы). В качестве эмпирической базы использованы песни из известных кинолент: «Бременские музыканты» (1969 г.), «Frozen» (2013 г.).

Были использованы методы лингвостилистического анализа, позволяющие выявить поэтические приёмы, используемые в текстах; структурно-композиционный анализ, направленный на определение схем построения песни и её соответствия драматургии фильма; а также элементы мультимодального подхода, обеспечивающего рассмотрение текста в единстве с музыкальным и визуальным сопровождением.

Результаты исследования

По мере развития искусства кино все большее внимание привлекает киномузыка. Будучи частью медиатекста, она выполняет в его структуре разные функции [1, с. 69].

Звук на экране существует в трех формах: слово, музыка и шумы. Каждая из этих трех величин имеет свои функции, свою специфику и во взаимосвязи с изображением может быть использована либо как самостоятельный компонент, либо в сочетании с другими элементами экранной речи в самых разных комбинациях [5].

Экранная песня – это музыкально‑лирический текст, встроенный в фильм или сериал, который функционирует не только как эстетическое сопровождение, но и как полноценный носитель смысла. В отличие от концертной или поп-музыки, такие песни:

  • встроены в драматургию, часто связаны с образом персонажа;
  • делятся на диегетические (герой поёт «внутри» сюжета) и недиегетические (фон, голос автора);
  • выполняют функциональные задачи: характеризуют героя, транслируют эмоцию, продвигают сюжет.

Жанрово экранные песни встречаются в мюзиклах, драмах, комедийных сценах, детских фильмах и анимации, их форма и язык адаптированы под специфические задачи каждой сюжетной функции.

Экранная песня выступает как полноценный драматургический элемент, участвующий в структуре повествования:

  1. Экспозиция – знакомит с героем, задаёт тон («утренняя песня», вступительный номер).
  2. Развитие – раскрывает внутренний конфликт, отношения персонажей, скрытые мотивы.
  3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части [4].
  4. Финал – резюмирует происходящее, подводит эмоциональный итог (кода‑песня).

Такой сегмент усиливает нарратив, делает его «многомодальным» – через язык, музыку и визуал.

Сегодня, когда история кинематографа прошла столетнюю отметку, а история радио и телевидения к этой отметке приближается, очевидно, что музыка и звук – важнейшая часть экранных и микрофонных синтетических искусств [3].

Экранная песня представляет собой уникальный жанровый и функциональный феномен, отличающийся от традиционных форм песенного творчества, таких как концертная, авторская или поп-музыка. Основное отличие заключается в том, что экранная песня всегда встроена в драматургическую ткань фильма и функционирует в тесной взаимосвязи с визуальным и звуковым рядом. Её содержание и структура подчинены задачам художественного повествования, тогда как поп-музыка ориентирована на самостоятельное существование в медиапространстве и на массового слушателя. Ниже представлена сравнительная таблица 1, демонстрирующая ключевые различия между экранной песней и другими формами музыкального текста по ряду лингвистических, композиционных и функциональных признаков.

Таблица 1

Отличие экранной песни от концертной / авторской / поп-музыки

ПризнакЭкранная песняПоп-/концертная песня
КонтекстВстроена в сюжет, прописана драматургиейНезависимый медийный продукт
ЛексикаФункция – образ, текстурирование ситуацииЧаще автобиографична или эмоциональна
Структура и длинаПод монтаж (часто короткие фрагменты)Стандарты длины для радио / вокала
Интеграция компонентовТекст, музыка, изображение – одно целоеЗависит только от аудиокомпонента

Поэтому, при анализе кинопесен важно учитывать их мультимодальность, контекстуальную обусловленность и функциональную адаптированность для экранного восприятия.

Песенные тексты, созданные специально для кино, обладают рядом выраженных лингвостилистических характеристик. Во-первых, их лексика стремится к балансу между выразительностью и доступностью: слова должны быть эмоционально насыщенными, но понятными широкой зрительской аудитории. Современные исследования показывают, что популярные песни стремятся к простоте и повторяемости лексических единиц, снижая сложность словарного состава и увеличивая долю рефренов и повторов. В киномузыке это проявляется в активном использовании повторов ключевых фраз – они служат якорями, держат внимание зрителя и усиливают связь между музыкой, текстом и визуалом.

Особое место в кинопеснях занимают эмотивно окрашенные слова: часто используются междометия («ах», «ой»), экспрессивные прилагательные и усиленные глаголы («гореть», «лететь», «вскричать»), создающие яркие эмоциональные акценты. Эти лексические единицы помогают быстро и эффективно передать настроение сцены.

Во‑вторых, важной характеристикой является широкое применение стилистических средств: метафор, метонимий, эпитетов, аллитераций и анафор. Например, использование широкого спектра метафорических и символических риторических приёмов, включая сравнения себя с драгоценностями и роскошными предметами. В киномузыке метафоры нередко служат не только колоритом, но и функционально: они усиливают нарративную функцию, указывая на внутренний мир героя или символику сцены.

Также роль играют фигуры повторов и звуковых совпадений. Анафоры («я помню… я чувствую…») и эпифоры («…свет…», «…свет…») усиливают эмоциональные кульминации. Повтор рефрена не просто запоминает мелодию, но и подчеркивает темы: любовь, страх, победу. Именно повтор и рифма стали ключевыми стилистическими инструментами, делающими песни привлекательными и драматургически действенными.

Третья особенность – лексическая вариативность на уровне семантических отношений: часто используются синонимы и антонимы, создающие контраст между состояниями, пространством, временем. В тексте кинопесен лексика строится вокруг семантических полей образа и действия: «полет», «свобода», «тень» – эти слова повторяются, создавая устойчивый эмоциональный каркас.

Песня, совмещающая в себе музыкальный и лингвистический компоненты, наряду с культурной составляющей, является многоаспектным феноменом [2, с. 116].

В таблице 2 приведены примеры таких приёмов из известных песен для экрана.

Таблица 2

Примеры стилистических фигур

ПриёмПримерФункция
Метафора«Я – огонь внутри»Передача эмоций через образ горения
Анафора«Я слышу… я чувствую…»Усиление интонационного напряжения
Эпитет«светлый путь»Эмоциональное уточнение образа
Рефрен«вместе навсегда…»Музыкальная и нарративная якоризация
Аллитерация«шёпотом и снегом»Создаёт звуковую гармонию текста

На рисунке ниже представлен результат частотного анализа ключевых слов, типичных для песенных текстов, написанных специально для экранного произведения (фильма, сериала, анимации).

image.pngРис. Частотный анализ ключевых слов

В композиционно‑структурном анализе экранной песни внимание уделяется тому, как её части встроены в кинематографический контекст, служа драматургии, ритму монтажа и эмоциональной архитектуре сцены (таблица 3).

Таблица 3

Структурная карта экранной песни

СекцияДлит. (такты)Драматургическая рольТипичный монтаж/визуал
Интро8-16Вводит тему, задаёт стильШирокий план, начало сцены
Куплет 116-32Раскрытие героя, начало повествованияДиалог, начальный кадр
Припев 132Эмо‑кульминация, эмоциональный хукЭмоциональный взлет, крупный план
Куплет 216-32Развитие конфликтаПеремонтаж, изменение локации
Предприпев8-16Нарастание эмоционального напряженияУскорение монтажа, нарастание музыки
Припев 232Повтор эмоциональной кульминацииПик сцены, визуальный контраст
Бридж8-16Контраст, новая перспективаСмена ракурса, ключевой символ
Припев финал32Эмоциональное завершениеЗаключительные кадры, финал сцены
Аутро8-16Завершение, плавное отходЗатухание, переход к следующему эпизоду

Рассмотрим кейсы отечественной и зарубежной киномузыки с анализом текстов, структуры, функционала и их взаимодействия с визуальным рядом.

1. Кейс 1: «Ничего на свете лучше нету» из «Бременских музыкантов» (СССР, 1969 г.)

Текст песни – яркий пример идеальной синергии экранного и нарративного. Выполненная по мотивам народных мелодий и детской поэзии, она использует простую структуру («куплет + припев + повтор») и ясную, легко запоминающуюся лексику: «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету». Такой рефрен сразу погружает в ощущение братской дружбы и свободы.

Лексика и стилистика:

  • Преобладают универсальные образы: «свет», «дороги», «тревоги».
  • Используются слова с высокой эмоциональной зарядкой: «друзья», «свобода», «тревоги».
  • Простой метр и рифмовка: AABB, что облегчает восприятие детьми и взрослыми.

Функция в фильме: песня выступает символом дружбы и бескорыстия, служит эмоциональной «паузой» перед сюжетом о побеге от королевских интриг – они не только поют, но и действуют вместе, создавая праздник.

Структурный момент:

  • Интеграция с монтажом: песня звучит во время прогулки персонажей, кадры сменяются в такт мелодии.
  • Аутентичное диегетическое исполнение: герои поют в кадре, действуют – это не фоновая песня.

2. Кейс 2: «Let It Go» из «Frozen» (2013 г.).

«Let It Go» – пожалуй, самая узнаваемая песня Disney XXI века.

Лексико‑стилистика и лейтмотив:

  • Лирический герой («I») переживает трансформацию – освобождение от ограничений.
  • Метафорика: «The wind is howling like this swirling storm inside» – использует образы стихии как внутренней борьбы.
  • Повтор рефрена («Let it go, let it go») – мощная эпифора, усиливающая эмоциональный взрыв.

Композиция и нарратив:

  • Структура: куплет – предприпев – припев –, что создаёт нарастание энергии.
  • Диегетическая песня: Эльза поёт перед зеркалом замка, визуальные линии монтажируются с каждым повтором – зеркальные отражения, расширяющийся масштаб.

В финале сцены песня плавно переходит в саундтрек, что подчёркивает завершение внутренней трансформации и переход к следующему этапу сюжета.

Эти примеры наглядно показывают:

1) Даже с разной стилистикой («детская песенка» vs «мощный саундтрек») ключевые функции остаются неизменными – передача эмоций, развитие сюжета, взаимодействие с визуалом.

2) Лексическая простота в «Бременских» служит универсальному восприятию, а метафорическая сложность в «Let It Go» отражает внутренний кризис героя.

3) Композиционно обе песни резко связаны с монтажом: от начала сцены до её эмоционального апогея.

Перспективы дальнейших исследований в области поэтики песенного текста для экрана включают расширение корпусного анализа за счёт привлечения большего количества языков, жанров и культурных традиций, что позволит выявить универсальные и специфические черты экранной песни в разных кинематографических контекстах.

Важным направлением является изучение взаимовлияния текста, музыки и визуального ряда с применением мультимодального анализа, включая технологии нейросетевого распознавания образов и звука. Перспективным считается также исследование роли песенного текста в сериальном и анимационном производстве, а также в интерактивных медиа – видеоиграх и VR-проектах, где функция текста выходит за рамки линейного повествования.

Кроме того, актуальной становится социолингвистическая перспектива: изучение влияния экранных песен на формирование лексических норм, молодёжного сленга и коллективной идентичности зрительских сообществ.

Выводы

Таким образом, экранная песня является особым видом художественного текста, обладающим специфической лексико-стилистической организацией и структурной подчинённостью визуальному и звуковому ряду. В отличие от автономных песенных форм, песня для кино не существует отдельно от контекста и участвует в построении драматургии фильма, выполняя функции экспозиции, развития, кульминации и финала. Её язык чаще всего характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью, использованием повторов, метафор, семантических полей и ярко выраженной ритмикой. Композиционно песня адаптируется под хронометраж сцены и монтажную структуру, подстраиваясь под визуальную динамику. Кейс-анализ показывает, что вне зависимости от культурного контекста экранные песни демонстрируют универсальные принципы взаимодействия между словом, звуком и изображением.

Полученные результаты расширяют представление о медиалингвистике, поэтике и кинодраматургии, открывая перспективы для дальнейших междисциплинарных исследований в области экранного текста.

Список литературы

  1. Гэн С. Роль идеологии в музыке первых кинофильмов СССР и КНР: сравнительный анализ // Университетский научный журнал. – 2022. – № 70. – С. 69-77.
  2. Нгуен Т.Т.К., Крицкая Н.В. Песенные тексты анимационных фильмов и особенности их перевода // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 1(219). – С. 114-122.
  3. КИНОМУЗЫКА: ТЕОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ | FILMMUSIC: THE THEORY OF TECHNOLOGIES [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_2.html.
  4. Кульминация (музыка) – Карта знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kartaslov.ru/карта-знаний/Кульминация+%28музыка%29.
  5. МУЗЫКА КАК ОБРАЗНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ФИЛЬМА | Философско-культурологические исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fki.lgaki.info/2018/10/01/музыка-как-образный-компонент-телеви/.

Поделиться

Панина Р. Р. Поэтика песни для экрана: особенности лексики и структуры текста в киномузыке // Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. URL: https://apni.ru/article/6102-poetika-pesni-dlya-ekrana-osobennosti-leksiki-i-struktury-teksta-v-kinomuzyke

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Искусствоведение и культурология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля