Инклюзивное образование – это предоставление равных услуг для людей с ограниченными возможностями. Само слово инклюзия в переводе означает включение. Ее главная цель – это не изменение или исправление отдельного ребенка, а адаптация учебного процесса к возможностям данного ребенка. Существует 8 принципов инклюзивного образования. Но всю их суть можно объединить в один главный принцип – вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.
Для того чтобы создать условия для качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями применяются особые технологии.
Инклюзивные технологии делятся на две большие группы: организационные и педагогические. Организационные технологии основаны на построении адаптированной и доступной образовательной среды, а педагогические – на воплощение учебно-воспитательного процесса.
Основная задача преподавателя – помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми, подготовить их к жизни в обществе. То, как учитель заложит в них определенный функционал и набор качеств, будет зависеть их адаптация в обществе.
На сегодняшний день теория и практика обучения приобрела немало методов, форм и средств осуществления учебного процесса, но основным остается все же традиционная система, в которой преподаватель выступает в качестве информатора и контролера учащихся. Это привело к быстрому старению традиционной системы обучения, и признание данного факта в России произошло в конце прошлого века. В принятом в 1992 г. Законе ЗФ «Об образовании» уже говорится об адаптивной системе образования, которую необходимо формировать в отечественном образовательном пространстве.
Характеристика технологии адаптивного обучения
Сущность технологии адаптивного обучения
Адаптивная система обучения – это способ обучения, который обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся и способствует интенсификации учебного процесса за счет изменения ее структуры.
Основная сущность технологии заключается в одновременной работе педагога по:
- управлению самостоятельной работой всех обучающихся;
- работе с отдельными студентами (категории инвалид) – индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей подростков;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
Цель технологии заключается:
- В обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской и проектной деятельности.
- В развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта студента.
- В максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям обучающегося.
Задачи технологии:
- Обучить самостоятельной работе и самоконтролю.
- Сформировать умения самостоятельно добывать знания.
- Адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся.
Особенности технологии:
- обучающиеся сами планируют ход обучения;
- педагог использует приемы гибкого построения темпа и режима учебной работы;
- осуществляется контроль не только над ходом обучения, но также и над его корректировкой;
- создаются специальные методики для самостоятельной работы учащихся;
- сочетание групповых и индивидуальных форм работы и также подвижный состав учащихся формируют разнообразие условий для самореализации подростка в учебном процессе с учетом особенностей каждого обучающегося.
При использовании технологии адаптивного обучения преподаватель работает со всей группой (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д). Деятельность обучающихся совершается совместно с педагогом, индивидуально с педагогом и самостоятельно под его руководством.
В адаптивной системе изменяются роли педагога и обучающегося: педагог выступает организатором учебной деятельности, а что касается ответственности за результаты, то он разделяет их с учащимися. В этой системе преимущество отдается демократическому стилю руководства, а не авторитарному. Обучающийся, является субъектом обучения, а не пассивным получателем информации (т.е. объектом). Благодаря преподавателю он добывает знания, активно входит в мыслительный процесс и занимается планированием собственной учебно-познавательной деятельности.
Центральное место в адаптивной системе обучения занимает студент с его индивидуальными особенностями: биологическими задатками и способностями, спецификой организации мыслительного процесса, уровнем активности и самостоятельности в практической и познавательной деятельности, также работоспособностью и т.д. Результатом данной системы становится качественное изменение его индивидуальных особенностей.
Активная самостоятельность подростка в процессе познавательной деятельности способствует развитию личностных качеств, формированию умений интеллектуального и духовного саморазвития, а также самопознанию личности ученика. Таким образом, адаптивная система обучения направлена на формирование компетенции личностного самосовершенствования.
Еще одной особенностью адаптивной системы является организация процесса обучения, в котором важная роль отводится групповой работе. На занятии происходит взаимодействие обучающихся, в течение которого они занимаются изучением нового материала, применением и закреплением изученного при практически постоянном взаимоконтроле и самоконтроле. Учащиеся должны приспособиться к своему партнеру с особенностями по группе, легко выходить из конфликтных ситуаций, адекватно принимать критику, вести дискуссию и грамотно критиковать. В результате происходят диалоги по желанию учащихся без вмешательства педагога. Такая работа осуществляется регулярно, в ходе нее учащиеся получают и совершенствуют опыт дальнейшей подобной деятельности, при этом в качестве дополнительного эффекта часто происходит активизация деятельности студентов в организации жизни группы и в студенческом самоуправлении.
Реализация технологии адаптивного обучения
Адаптивное обучение призвано повысить эффективность образования за счет всестороннего представления об обучаемом: его потребностях, уровне входных знаний, способностей к обучению и т.д. Предполагается, что на основе этих данных и с помощью специальных интеллектуальных алгоритмов обучающие системы будут формировать оптимальные траектории обучения для каждого студента и корректировать их в зависимости от результатов обучения. Мировой опыт показывает, что сегодня адаптивное обучение не получило должного распространения в системе профессионального обучения. Во многом это связано со сложностью технической реализации такого уровня систем, а также неподготовленностью сузов интегрировать в учебный процесс инновационные методы обучения. Хотелось бы поделиться своим опытом в этой области, а также предложить конкретные методы и технологии.
Обобщение педагогического опыта
Примером внедрения Адаптивной системы образования может служить занятие, проведенное мною в колледже с группой 31 ГД, численностью 16 человек (среди них 2 подростка с инвалидностью).
Пара проходила в аудитории, на объяснение материала ушло не больше 20 минут, затем я задала дифференцированное задание с комментарием особенностей его выполнения, которое студенты осуществляли самостоятельно в аудитории, а сама тем временем проверяла домашнее задание, подготовленное обучающимися к этому занятию. Благодаря этому больше половины пары учащиеся работали самостоятельно, я просто со стороны контролировала их работу. Происходил взаимоконтроль обучающихся, они обменивались информацией по теме и пройденными тестовыми заданиями, слушали и оценивали ответы друг друга, проверяли правильно, ли использовалась формула и ключ при подсчете результатов теста. На этом этапе эффективно экономилось время (проверяя работу товарища, студент и сам совершенствуется в учебном материале) также обеспечивалось хорошее качество проверки (я могла в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» работу над материалом, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим студентом). Студенты так же самостоятельно решали задачи, которые предполагали, сколько и как нужно разместить занимающихся для проведения группового тренинга.
Обобщение собственного опыта
На основе проведенных занятий в ГАПОУ СОГТЭК, использовалась технология адаптивного обучения. Обучающиеся (среди них 2 подростка с инвалидностью) работали индивидуально, а также в парах, самостоятельно, выполняя различные задания. Учитывались индивидуальные особенности каждого занимающегося, т.к. присутствовал разнообразный набор методик и тестов и дозированная нагрузка с учетом возраста и подготовленности обучающихся. Данная технология адаптивного обучения была применена благодаря небольшой численности, обучающихся и позволила проследить результативность процесса обучения.
Заключение
Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности студентов. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самостоятельной работе учащихся. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.
Организация обучения в вариационных парах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.