Ребенок в большом городе – это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и прочими «радостями» цивилизации. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда и начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода.
Вместо того, чтобы всякий раз при мысли о пересечении ребенком улицы впадать в ступор, надо попытаться предотвратить беду, которая может случиться с каждым и в любой момент. Поэтому обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременное и правильная подготовка маленьких пешеходов и пассажиров, которых за дверью квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения правил в обыденной жизни.
Оказывается, ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения дошкольников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Актуальность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилах дорожного движения связана с:
- резким ростом количества автомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков;
- большим количеством травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
- отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.
Какие требования предъявляются к проблемным ситуациям:
- решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
- проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации;
- проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;
- основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;
- проблемная ситуация в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;
- формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;
- проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);
- проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.
Приемы, которые можно использовать при создании проблемной ситуации:
- Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью: опыта, рассказа об опыте, различных наглядных средств, ТСО, практических заданий, в которых дети допускают ошибки или не выполнимых заданий.
- Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами.
- Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, мнений ученых, писателей, сказочных героев, мнений самих дошкольников, различных вариантов тестов произведений, сказок, видов искусств.
- Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям.
- Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки.
В детском саду, применяя технологию проблемного обучения, воспитатель использует четыре уровня проблемности:
- Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
- Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
- Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
- Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод).
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Для решения проблемных ситуаций можно изготовить игры, макеты, фотографии, видеофильмы, презентации с улицами города, подобрать картотеку литературных произведений, проблемных ситуаций на дороге.
Зная особенности восприятия детей дошкольного возраста, предлагаем создать наглядную схему-алгоритм решения проблемной ситуации:
- постановка проблемы оформлена символом – ракетой на старте;
- актуализация знаний – в виде дозаправки для ракеты;
- выдвижение гипотез – представлено в виде ступеней взлета;
- проверка решения – изображена в виде приземления ракеты;
- введение в систему знаний – в виде успешно совершенного полета.
Это помогает детям в целом увидеть и осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.
Использование проблемных ситуаций в ходе работы подчиняется следующим правилам:
- действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи и реальные люди;
- проблемные ситуации разыгрываются в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх;
- дошкольники обучаются решению проблемных ситуаций в знакомых местах нашего микрорайона;
- подбор ситуаций опирается на опыт детей.
Например, детям предлагаются серии картинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведения сказочных персонажей, людей на улицах города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге.
- сказочные герои совершали ошибки во время игр на макете нашего квартала;
- на магнитной доске дети находят и исправляют ошибки пешеходов;
- во время участия в с/р игре взрослый намерено нарушал правила дорожного движения;
- во время чтения литературных произведений (Н. Носов «Автомобиль», К. Чуковский «Тараканище», «Айболит», В. Драгунский «На Садовой большое движение» и т.д.) дети анализировали поступки героев.
Также для решения проблемных ситуаций можно показать детям небольшие видеофильмы, в которых нарушителями будут жители микрорайона.
Использование проблемных ситуаций:
На вызов едет пожарная машина.
Задача детей: организовать движение других транспортных средств.
Детей пригласили в библиотеку.
Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.
Дети отправились на экскурсию по городу.
Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
Что случится, если не будет дорожных знаков?
Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.
Светофор сломался, как безопасно перейти дорогу?
Задача детей: вспомнить правила перехода через улицу.
Ты возле дома играешь со своим любимым щенком. Вдруг он выбегает на дорогу, где ездят машины. Что ты будешь делать?
Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?
Перед тобой два перехода «зебра» и подземный. Через какой ты пойдешь?
Какой переход более безопасный?
Почему опасно болтать при переходе дороги?
Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения.