Главная
Конференции
Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху
Проблемные ситуации как средство формирования культуры поведения дошкольников в ...

Проблемные ситуации как средство формирования культуры поведения дошкольников в качестве участников дорожного движения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

создание проблемной ситуации
приемы
схема-алгоритм использования проблемной ситуации

Аннотация статьи

В статье проблемные ситуации выступают как средство формирования культуры безопасного поведения дошкольников на дорогах.

Текст статьи

Ребенок в большом городе – это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и прочими «радостями» цивилизации. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда и начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода.

Вместо того, чтобы всякий раз при мысли о пересечении ребенком улицы впадать в ступор, надо попытаться предотвратить беду, которая может случиться с каждым и в любой момент. Поэтому обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременное и правильная подготовка маленьких пешеходов и пассажиров, которых за дверью квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения правил в обыденной жизни.

Оказывается, ребенку мало получить конкретные знания. Попадая в сложную ситуацию на дороге, вряд ли он сможет эти знания применить. Необходимо ввести ребенка в проблемную ситуацию, где он сможет учиться ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельно находить пути решения из нее.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения дошкольников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Актуальность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилах дорожного движения связана с:

  • резким ростом количества автомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков;
  • большим количеством травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке;
  • отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.

Какие требования предъявляются к проблемным ситуациям:

  • решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
  • проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации;
  • проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;
  • основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации;
  • проблемная ситуация в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;
  • формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;
  • проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);
  • проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.

Приемы, которые можно использовать при создании проблемной ситуации:

  • Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний) с научным фактом можно с помощью: опыта, рассказа об опыте, различных наглядных средств, ТСО, практических заданий, в которых дети допускают ошибки или не выполнимых заданий.
  • Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами.
  • Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, мнений ученых, писателей, сказочных героев, мнений самих дошкольников, различных вариантов тестов произведений, сказок, видов искусств.
  • Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям.
  • Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки.

В детском саду, применяя технологию проблемного обучения, воспитатель использует четыре уровня проблемности:

  1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения (исследовательский метод).

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Для решения проблемных ситуаций можно изготовить игры, макеты, фотографии, видеофильмы, презентации с улицами города, подобрать картотеку литературных произведений, проблемных ситуаций на дороге.

Зная особенности восприятия детей дошкольного возраста, предлагаем создать наглядную схему-алгоритм решения проблемной ситуации:

  • постановка проблемы оформлена символом – ракетой на старте;
  • актуализация знаний – в виде дозаправки для ракеты;
  • выдвижение гипотез – представлено в виде ступеней взлета;
  • проверка решения – изображена в виде приземления ракеты;
  • введение в систему знаний – в виде успешно совершенного полета.

Это помогает детям в целом увидеть и осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.

Использование проблемных ситуаций в ходе работы подчиняется следующим правилам:

  • действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи и реальные люди;
  • проблемные ситуации разыгрываются в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх;
  • дошкольники обучаются решению проблемных ситуаций в знакомых местах нашего микрорайона;
  • подбор ситуаций опирается на опыт детей.

Например, детям предлагаются серии картинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведения сказочных персонажей, людей на улицах города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге.

  • сказочные герои совершали ошибки во время игр на макете нашего квартала;
  • на магнитной доске дети находят и исправляют ошибки пешеходов;
  • во время участия в с/р игре взрослый намерено нарушал правила дорожного движения;
  • во время чтения литературных произведений (Н. Носов «Автомобиль», К. Чуковский «Тараканище», «Айболит», В. Драгунский «На Садовой большое движение» и т.д.) дети анализировали поступки героев.

Также для решения проблемных ситуаций можно показать детям небольшие видеофильмы, в которых нарушителями будут жители микрорайона.

Использование проблемных ситуаций:

На вызов едет пожарная машина.

Задача детей: организовать движение других транспортных средств.

Детей пригласили в библиотеку.

Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Дети отправились на экскурсию по городу.

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков?

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков.

Светофор сломался, как безопасно перейти дорогу?

Задача детей: вспомнить правила перехода через улицу.

Ты возле дома играешь со своим любимым щенком. Вдруг он выбегает на дорогу, где ездят машины. Что ты будешь делать?

Тебе купили ролики, а тротуар возле дома весь в выбоинах. Друг предлагает покататься по дороге, пока там нет машин. Как ты поступишь?

Перед тобой два перехода «зебра» и подземный. Через какой ты пойдешь?

Какой переход более безопасный?

Почему опасно болтать при переходе дороги?

Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Список литературы

  1. Жукова Р.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Корифей, 2010.
  2. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
  3. Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности», СПб, Детство – Пресс, 2014 г.

Поделиться

522

Гукова И. А., Исланкина Н. В., Бушуева О. М. Проблемные ситуации как средство формирования культуры поведения дошкольников в качестве участников дорожного движения // Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 68-72. URL: https://apni.ru/article/6132-problemnie-situatsii-kak-sredstvo-form

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа